Заколодняя Л.Г.,

факультет менеджмента,

II курс, группа ФП-06-2б, ДонГТУ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

 

  Психологические предпосылки зарождения религиозных верований кроются в самоощущении, переживаниях и эмоциях первобытного человека. Некоторые из них могут даже быть похожими на причины, по котрым современный человек принимает религию. Выяснение этих предпосылок – шаг к пониманию феномена появления религии.

Развитие первобытного общества – самый отдалённый период человеческой истории и наиболее растянутый во времени. По этим причинам он является недостаточно изученным. Но в настоящее время с уверенностью можно сказать то, что простейшие формы религиозных верований появляются на земле 40 тыс. лет назад. Это время появления человека разумного (homo sapiens), который сильно отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, то есть обладающим неким интеллектом, помогавшим ему анализировать конкретные ситуации, создавать абстракции, осознавать себя и своё место в окружавшей действительности.

Сознание человека разумного начинало раздваиваться. Увидев какую-то вещь, представлял себе не только эту вещь¸ но и ассоциации, связанные с ней. Его воображение уже было развито до такой степени, что он мог оторваться от реальности и построить общие представления, переходящие в понятия, абстрактные вещи. Его фантазия и неспособность объяснить многие окружавшие явления из-за недостатка знаний привела к возникновению веры в сверхъестественное и первым религиозным представлениям. Остановимся подробнее на причинах этих представлений.

Первобытный человек был подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Эти трудности не парализовали его жизненные силы, так как самой природой он был наделён силой. Тем не менее, бессилие¸ страх и одиночество в борьбе с природой подавляли и травмировали его. Любое животное в безвыходной ситуации также чувствует своё бессилие. Но человек, обладающий интеллектом, постоянно переживая состояние бессилия, неудовлетворённости, стремится преодолеть его и хочет перемен к лучшему. И если сам он не в состоянии противостоять силам природы – остановить грозу, например – то он нуждается в вере в то, что кто-то более сильный сделает это.

Страх – это мощный психологический фактор, вызывающий нереальные, порой фантастические представления в сознании, заводящий человека в тупик. Нервно-психическое напряжение, вызванное страхом, стимулирует работу фантазии, и в сознании человека появляются религиозные призраки. Забитому, запуганному жизнью человеку необходимо было верить в истинность утешительного для него заблуждения.

Одиночество также является одной из причин веры в сверхъестественное. Первобытный человек был одинок в борьбе с природой, в борьбе за выживание. Ему нужна была помощь добрых духов во всех его начинаниях. Духи, приметы, фетиши, все религиозные верования, которые он сам создал в своём воображении, начинали жить самостоятельной жизнью и, по понятиям человека, влиять на его жизнь.

Первобытный человек, располагая скудной информацией об окружавших его предметах и явлениях, объясняет их по аналогии. Единственной областью, в которой он знал сравнительно много, был его собственный внутренний мир. Именно поэтому человек был склонен олицетворять явления природы (молнию, воду, лес) и наделять их качествами, которые были присущи ему. Первобытный человек не выделял себя из природы. Природу он объяснял на основании того, что знал о себе. Удовлетворение своей любознательности относительно окружавшей его действительности – один из главных стимулов, побуждавший человека впадать в религиозные заблуждения. Прежде всего, его любознательность искала ответ на вопрос о том, как уцелеть в борьбе за существование. В процессе решения этой проблемы у него появлялись не только реалистичные умозаключения, основанные на методе проб и ошибок, но и иллюзии относительно тех вещей, которые он не мог объяснить.

Этнографические наблюдения свидетельствуют о том, что на ранних ступенях развития общества человек был более нервозен, чем в последующее время. Это объясняется тяжёлыми условиями его существования, всюду подстерегавшими опасностями и бедствиями. Известно, что среди первобытных людей был значительно больший процент психически больных и неуравновешенных людей, чем на последующих ступенях общественного развития. Первобытный человек имел высокую эмоциональную возбудимость и при этом слабость логического мышления, что не всегда позволяло ему контролировать свои эмоции. Иллюзии, галлюцинации, сновидения и кошмары он мог принимать за чистую монету. Излишняя эмоциональность также является причиной появления религиозных верований.

Не только отрицательные эмоции послужили стимулом к возникновению религиозных представлений. Радость и восторг, переполнявшие человека при какой-нибудь жизненной удаче, например при удачной охоте, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, даже ощущение собственного здоровья – всё это требовало своего выражения. Частично это выражалось в общении с другими людьми, в песнях и плясках, а частично – в создании воображаемых религиозных сущностей.

Вывод: Религиозные верования появляются у первобытного человека тогда, когда его сознание уже способно создавать абстракции, общие понятия. Однако из-за недостатка знаний  о природе эти верования часто основываются на эмоциях и игре воображения. В данной работе были рассмотрены некоторые психологические факторы, способствовавшие появлению религиозных верований у первобытного человека – страх, бессилие, одиночество в борьбе с природой, любознательность, излишняя эмоциональность, радость и восторг при жизненных удачах.

Религиозные верования не были навязаны человеку. Они возникли тогда, когда это стало необходимым и неизбежным. Психологические причины возникновения религиозных верований – это внутренние побуждения человека к их созданию.