Шабанова Кристина Викторовна                                      Философия религии
              ФП-06-2Б, факультет менеджмента, ДонГТУ
              Кафедра философии и правоведения
              Науч. рук. Потерыкина В. В.
    
ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ
До эпохи Ислама за женщиной практически не признавалась никакая социальная роль ни в каком обществе. Она была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении к ней не могло быть и речи. Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани пишет: „В Персии женщины находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.Индуистские обычаи низвели женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до того, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права на уважение с их стороны. На Аравийском полуострове арабы в период джахилийи также отказывали женщине в правах. Они нередко даже закапывали в землю живыми новорождённых дочерей, якобы боясь позора и нищеты. Во время менструации женщина обязана была оставлять дом и жить несколько дней в отдельной палатке, ибо она в это время считалась 'мерзкой'.  В иудейских мифах и сказаниях женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества. Согласно воззрениям древних арабов, женщина не имела права на наследование, так как не участвовала в боевых стычках и набегах. В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа- эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех несчастий и источником позора. Ислам справедливо относится к женщине, определив её права и обязанности и разработав необходимые нормы согласно Корану. Религия вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений, мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то превращается в хранительницу детей, источник счастья и любви. Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи. Для женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов. Семейная жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в исламской системе жизни придается огромное значение. Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало, ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того. Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодые люди сами выбирают себе жен, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки. Это происходит благодаря контактам родителей. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это право. Однако Ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в махраме находиться друг с другом наедине. Брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между мужчиной и женщиной. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений. Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи. Муж должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины, с которым состоит в браке. В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. В Исламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину. В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с ними соответственно. Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга. Аллах сделал брак честной отдушиной или выходом. Мужчина и женщина живут в браке счастливой жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и блуда - источника несчастья. Этим самым Ислам поставил преграду чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную связь между своими рабами. Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как мужчины, так и женщины при условии справедливого отношения к жёнам. Подводя итог, скажем, что мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Аллаху.    Добропорядочная мусульманская женщина, носящая не привлекающую внимания одежду, символизирующую ее женственность, заслуживает уважения мужчин. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, то есть ее ценность для общества определяется человеческими достоинствами. Чаще всего мы используем в своей речи слово "хиджаб" для, того, чтобы указать на стиль одежды мусульманки или на сам её наряд. Но если быть точными, то такой наряд в арабском языке называется "джильбаб". А понятие "хиджаб" на самом деле не однозначно по своей сути и имеет гораздо более глубокий смысл.
    Так вот, слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. К одежде мусульманки предъявляется ряд требований: открывать при чужих, не относящихся к категории Махрам, женщина может только лицо и руки; джильбаб не должен облегать тело; ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос; джильбаб не может быть ярким, привлекающим к себе внимание. В приделах скромности, описанных выше, мусульманка может свободно разнообразить гардероб и проявлять свой вкус. Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения. Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры ислама для окружающих людей. Именно поэтому мусульманка, носящая хиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Одеяние женщины-мусульманки состоит из рубахи (дираа), накидки (джильбаба) и вуали (химара). Дираа представляет собой длинную рубаху, которая прикрывает все тело женщины, за исключением лица, головы и ладоней.  Химар представляет собой кусок материи, которым женщина покрывает голову. Джилбаб представляет собой накидку, которая закрывает тело женщины поверх дираа и химара. Цель ношения джилбаба состоит в том, чтобы скрыть красоту женщины в целом и в частности размеры ее головы, а также форму плеч. В заключении я хочу познакомить вас с высказываниям Его Святейшества Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), в которых отражается его отношение к женщине: “Женщина - олицетворение чаяний человечества. Женщина - воспитатель достойных женщин и мужчин. Из лона женщины мужчина попадает в рай. В лоне женщины вырастают великие жены и великие мужи.