Философия

Скрипченко Елизавета Викторовна

ДонГТУ

Философия Античности

 

«Философия учит действовать, а не говорить. Она требует от

 каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась в словах.

Первая обязанность мудреца и первый признак мудрости – не

допускать расхождений между словом и делом и быть всегда

самим собой».

Сенека    

Философия берет свое начало в далеком прошлом. Ее зачатки можно обнаружить еще у самых первобытных народов, но у них она не выделяется как самостоятельное течение. Всем известно, что философия как наука образовалась в Древней Греции около 2,5 тысяч лат назад. (Ведь не зря же древние греки в нашем понимании ассоциируются с мыслителями, философами). И мне кажется, что именно в период античности зародились те основы, которые составляют ее фундаментальную базу теперь. Да, конечно, на начальном этапе ее развития она имела свои определенные черты, проблемы, даже подходы к их решению имели свои характерные особенности, но именно тогда появляется целеустремленная направленность к мышлению, желание «видеть, что вокруг нас» не только одними глазами, но и умом, воспринимая это уже в другом, более загадочном свете. Современных философов и философов античности, на мой взгляд, объединяет то, что у них общая цель – открыть то, что недосягаемо глазами и ушами, но оно существует, суметь увидеть невидимое.

Именно философия античности формирует идеи, мысли, направленности современной науки, и это уже является ее неотъемлемой частью. Ведь мы не можем постигнуть философию полностью, не имея представления о ее истоках, начальной основы. Именно она, на мой взгляд, определяет также и стиль современного философского мышления, вечного стремления человека достигнуть истинной мудрости, что, к сожалению, до сих пор не может быть постигнуто полностью. Поэтому мне кажется, что философию античности можно считать «матерью» всей философии.

Она рассматривает ряд вопросов, одним из наиболее распространенных является вопрос о «многом» и «едином», то, что составляет основу всего. В нашем мире существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится человеку иметь дело!  Порой, ему, бывает, приходится прилагать все свои усилия, чтобы справится с чем-то одним. Неужели нельзя воспринимать все единообразно? Этот вопрос очень заинтересовал древних греков, и так родилась гениальная философская идея: многое надо увидеть (греки именно так и выражались, увидеть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, называли единым. «Многое» видится глазами, слышится ушами, но «единое» мы не можем услышать и не можем увидеть. Единое нужно воспринимать. Что же все-таки «единое», то, что сотворило все то многое, что нас окружает сейчас, что существовало, существует и будет существовать? Имея дело со многим, мы находим в нем общее, что может и составлять то единое. Но размышляя об этом, мы не берем во внимание то, что для каждого    эти слова носят разный смысл и воспринимаются по-разному.

Самым распространенным вопросом античности, да и сейчас этот вопрос остается открытым, являлся вопрос о том, что же все-таки основа всего. Каждый из нас понимает, что существует то многое и то единое, но значение каждого из них в этом, казалось бы, универсальном вопросе различно. Ведь в истоках философии как лежал, так и будет лежать только человек, а он в своем роде неповторим. У него свои мысли, свое восприятие. Единое – вечно, но его образ – изменчив. Такой вывод мы можем сделать из размышлений античных философов.  Каждый из них считал, что это единое, т.е. основа существует, но вот только вопрос о ее воплощении не имел у них единого ответа. Древнегреческий ученый Фалес считал началом всего воду, его ученик Анаксимен – воздух, Гераклит признавал первоначалом огонь, поскольку он «равен» сам себе¸никогда не меняющийся. Анаксимандр считал, что все произошло от апейрона – это что-то бесконечное, беспредельное, безграничное; он вечный и неопределенный, поскольку внутренне бескрайний. Все эти мысли имеют право на существование, ведь они по-своему правдивы. У каждой есть свои сторонники и оппоненты.

Было и несколько ученых, которые за основу брали несколько, а именно четыре субстанции. Это землю, огонь, воду и воздух. Мне кажется, что это наиболее подходящая версия. Ведь если задуматься, то ведь жизнь зародилась в воде, но ведь в воде без воздуха она существовать не может (если мы конечно же рассматриваем человеческую жизнь), поэтому жизнь царит на суше, где она невозможна без огня. Но этот вопрос очень многосторонен, не зря же философия как наука основывается на размышлении. Можно, конечно же, считать правдивой версию о том, что  все произошло от апейрона. Но мы ведь никак не можем развить эту мысль дальше. Что это такое? И что такое бесконечность вообще? На этот вопрос мы затруднялись дать ответ, как и в античный период, так и в наше время. На мой взгляд, это то, что находится вне людской постижимости. Да, у каждого из нас есть свои предположения, но у нас нет никаких научных сведений об этом.

Наиболее четким подходом к решению этого вопроса можно считать Атомизм Демокрита. Он стремился к четкому, а главное логичному его обоснованию. По его мнению, в мире не существует ничего, кроме пустоты и атомов, т.е. частиц, которые находятся в непрерывном движении, то распадаясь, то соединяясь друг с другом. Они отделяются друг от друга пустотой. Если бы ее не было, то не было бы деления и движения. Человек в его понимании тоже совокупность атомов, но в отличие от других живых существ, он имеет душу. Все это звучит довольно убедительно, но по-моему должен возникнуть вопрос об атомах. Мы ведь можем предположить, что атомы – это частицы чего-то, то «многое», что составляет то «единое».

Таких примеров можно приводить большое количество. И все равно мы не прейдем к какому-то единому выводу. Ведь философия – наука многогранная. Она такой была всегда, есть и будет. И мысли каждого из философов, их суждения составляют основу для дальнейших размышлений, способствуют процветанию философии в более широком ракурсе как отдельной науки, что, прежде всего, способствует нашему духовному развитию, развитию каждого человека как отдельной личности.