К.и.н. Григорьева А.А.

Восточно-Сибирская государственная академия образования, Россия

 

Украинский панславизм и Россия (вторая половина XIX в.)

                                                                                 

Украинский панславизм своими корнями уходит в т. н. «польский вопрос». Он зародился в Правобережной Украине в среде польской интеллигенции. Изначально украинский панславизм ставил задачу формирования русофобских настроений у малороссов Юго-Западного края, включая требование его полной автономии. Особенно активно антирусская пропаганда развернулась после поражения польского восстания 1830 – 1831 гг. Его следствием стала замена польского языка в административных и учебных заведениях юго-западных губерний русским. Были закрыты польские школы, а вместо них учреждены русские. В Киеве начал свою деятельность русский университет св. Владимира. Собственно, под влиянием польских революционных организаций в 1846 г. в Украине и образовалось т. н. Кирилло-Мефодиевское общество, предложившее собственный – украинский – вариант панславизма.

Одним из важнейших пунктов обозначенной членами данной организации программы было создание панславянской федерации демократических республик, ведущая роль в которой отводилась Малороссии. Идеология Общества была изложена в таких документах, как «Устав общества св. Кирилла и Мефодия», «Закон Божий» и «Записка Белозерского». В этих документах последовательно раскрывался план освобождения славян от царизма и феодальных пережитков для последующей их политической интеграции. В ней говорилось, что «единственное средство, представляющее уму и одобренное сердцем, для возвращения народных прав заключается в соединении славянских племен в одну семью под охраной закона, любви и свободы каждого» [1, С.89].

Пути осуществления политического объединения были представлены в «Уставе общества», где указывалось, что духовное и политическое объединение славян является их истинным назначением и целью. Монархический строй, по мнению руководителей общества, был неприемлем, а благоденствие славянских народов обусловливалось отсутствием «устанавливаемой людьми власти» [1, С.84]. При объединении славянских народов каждый из них будет иметь самостоятельность и всевозможные права.

 В состав будущего всеславянского государства, согласно программе, предполагалось включение украинского, русского и белорусского народов, а также «поляков, чехов со словенцами, лужичан, иллиросербов с хорутанами и болгар» [1, С.85]. В итоге, славянским демократическим республикам предстояло объединиться в единый Славянский союз. Необходимой предпосылкой создания славянской федерации являлись демократические преобразования. Предполагалось, что каждая из составных частей славянской федерации будет иметь демократическое правление при соблюдении равноправия всех граждан. Общеславянским языком будущей единой славянской державы провозглашался русский язык. Впрочем, писал Н. И. Костомаров, для того, чтобы славяне признали русский язык, необходимо сохранить местные наречия и гарантировать их существование. Функция русского языка сводилась исключительно к приданию ему статуса международного: «Необходимо, чтоб ревнители распространения русского языка между славянскими народами не примешивали отнюдь к этому политических грез о расширении пределов Российской империи на счет Австрийских владений» [2, С.21]. Как отмечал Н. И. Костомаров, даже если малорус «усвоит общерусский интеллигентный язык», он никогда не сможет «слиться с интеллигентным классом остальной России». Причины этого, согласно Н. И. Костомарову, заключались в том, что «во-первых, всеобщая полная образованность всей огромной массы малорусского племени есть недосягаемый идеал; во-вторых, времена изменились, и теперь новая малорусская интеллигенция едва ли пойдет подобно прежним по пути обезличения» [3, С.899].

Особо оговаривалось, что правление, законодательство, право собственности и образование будут пользоваться равными правами. Запрещалась всякая религиозная пропаганда, как мешающая свободному самоопределению. В новом славянском союзе предполагалось уничтожение крепостничества, сословных привилегий, отменялась смертная казнь.

Административное деление производилось преимущественно по национальному принципу, за исключением крупных многонациональных единиц. В состав федерации, после уничтожения царизма, должна была войти Россия. Ее предполагалось разделить на штаты (части): северный, северо-восточный, два поволжских, два малороссийских, один средний, два южных, один кавказский, два сибирских. В качестве отдельных штатов представали Белоруссия, Польша с частью Галиции, Чехия с Моравией, Сербия и Болгария. Столицей должен был стать Киев, где станут проводиться собрания общего сейма.

Общий сейм должен был состоять из двух палат: в первой – министры и сенаторы, во второй – депутаты. Время работы сейма – четыре года. В каждом штате планировалось создание сеймов, которые будут заседать один раз в год. Верховная власть будет находиться в руках президента, избираемого на четыре года, и двух министров (иностранных и внутренних дел). Кроме того, планировалось создание общефедеральной армии, а в каждом из штатов – региональных военных подразделений.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. в Украине появился ряд статей, посвященных проблемам национальной самобытности малороссов. Особый интерес представляет теория Франтишека Духинского. Он утверждал, что малороссы и великороссы есть две совершенно чуждые друг другу народности. Немалый вклад в развитие украинофильства и русофобства внесло также издание с 1861 г. ежемесячного южнорусского литературно-ученого вестника «Основа». На его страницах неоднократно предпринимались попытки ответить на вопрос, что есть украинская идентичность: «В будущем славянском союзе… – писал Н. И. Костомаров – наша Южная Русь должна составить отдельное, гражданское целое на всем пространстве, где народ говорит южнорусским языком» [4, С.32].

18 июля  1863 г. министр внутренних дел П. А. Валуев направил уведомление министру народного просвещения А. В. Головнину о том,  что отныне запрещается допускать к печати учебную литературу и книги духовного содержания. Фактически, это означало, что российское правительство намеревалось распространить политику обрусения и на малороссов. Однако данное заявление осталось на бумаге и не имело практических результатов.

Новым центром украинофильства с середины 70-х гг. XIX в. стало Киевское отделение Русского Географического общества. Деятельность последнего была пресечена указом Александра II 1876 г. Последовавшая за ним серия репрессий привела к перемещению очага активности сторонников украинского движения в Галицию.

Таким образом,  украинский вариант панславизма представлял собой некий аналог русского панславизма, с той лишь разницей, что возглавлять будущий Всеславянский союз должна была не Россия, а Малороссия. Впрочем, украинские сторонники славянской солидарности, допускали возможность употребления русского языка, как международного общеславянского.

 

Литература

1.     Зайончковский П. А. Кирилло-Мефодиевское общество (1846 – 1847). М., 1959.

2.     Костомаров Н. Корреспонденция// Славянская заря. 1867.  №1.

3.     Костомаров Н. Задачи украинофильства// Вестник Европы. 1882.  №2.

4.     Миллер А. Н. Украинофильство// Славяноведение. 1998.  №5. С.32.