Магистр истории А.П. Алиакбарова

КАТУ им. С.Сейфуллина, г. Астана Республика Казахстан

 

Некоторые проблемы в Отечественной истории

 

Открывается третий десяток независимости Республики Казахстан история на пути суверенитета казахского народа заполнена сражениями и её основе лежит вековая мечта наших предков. Молодое поколение должно крепко держать бразды правления, для этого сегодняшнего дня необходимо воспитывать патриотический дух и историческое мировоззрение,  в этом огромную роль играют  исследование историков проблемы сражения предков на пути к независимости. Сделать вывод от  прошлого и настоящего от найденного и потерянного на этот вопрос обратил внимания сам глава нашего государства Н.А. Назарбаев: «Только сейчас казахское самосознание впервые имеет возможность понимания своего национального «Я» в прошлом, настоящем и будущем-потоке истории…но это лишь возможность, которая должна стать действительностью, фактом массового сознания не только казахов, но и всех  казахстанцев» [1;292]. Необходимость исследования проблемы истории независимого государства Республики Казахстан. Особенно важность национально-освободительного движения для казахского народа как истинного хозяина просторной степи. Роль в политической истории преподавателей тех восстаний, причинно-следственные связи тех событий является требованием настоящего времени. Поэтому личности такие как Сырым Датулы, Исатай Тайманов, Махамбет Отемісулы, Кенесары Касымова возглавшие движения на пути национального освобождения казахов занимают особо важное место в целостно исторических исследованиях. Перед научной общественностью стоит большая задача в проведений нового взгляда и новой оценки в проблеме исследования национально-освободительных движений, необходимость раскрыть исторического прошлого. Основной задачей современной отечественной истории является изучения деятельности поколений прошлого на пути обретения свободы накопленный опыт предков, их достижения и политические ошибки.

В рамках требований современного мира особую роль и значение имеют в определении государственной идеологии и формировании общественного исторического сознания научно-теоретической и методологической исследования.

Данная концепция поставила в основу для формирования исторического мировоззрения граждан. В процессе обсуждения научной сессии на «Отечественная история и возрождение казахской общественности»   было создано: «При вступлении в третье тысячелетие нам необходимо дать анализ прошлому. Потому что восстановление исторической памяти, оценка пройденного прошлого придаст основу в понимании обретенной независимости. Проведение научно-объективного анализа и оценки движений началась с 1990 года, с периода обретения независимости.

27-28 июля в 1990 г. в Алмате институтом истории, археологии и этнографии имени Ч. Валиханова было организовано и проведено круглый стол на тему «Национальные движения в условиях колониализма (Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ) на этом собрании были обсуждены разные научные взгляды и концепции [2;120].

История также как и наш народ проходит особый период своего развития. Отечественная история, историография вышла из под марксисткой концепции но еще не построены новые теоретико-методологические принципы.

Народ наш знает силу единства. Устное народное творчество казахов придает важность понимания истины и значения усиления знания своей истории и сохранение национального единства. На сегодняшний день необходимо определить направления в исследовании проблемы национально-освободительных движений. По определением казахстанского ученого Х. Абжанова в исследовании методологии национально-освободительного движения имеет три основных аспектов, поэтому поводу он высказывает: «во первых характерным для национально-освободительного движения является национальная идея, во-вторых, восстание ставят перед собой цели и задачи, которые непосредственно зависимы от политики государственной власти, в третьих во главе восстаний стояли представители национальной интеллигенции, являющиеся харизматическими личностями, лидерами своего времени». Движение под предводительством Кенесары Касымова имеют место все три аспекта поэтому оно относятся к числу национально-освободительных движений [3; 153-165].

В определении основ методологических принципов исследовании национально-освободительных движения имеет особое значение, т.к. в этом скрывается причины консервативно научно политической направлений.

До сегодняшнего дня так же остаются до конца неизученными вопросы созревания национальной идеи, формирования основ не согласия народа с произволом властей, методы борьбы и максимальное использование географической среды в своих целях.    

Общество формировавшиеся в основе истории, а сама история создается жизнью людей их деятельностью и иссекаемой обстоятельствами. Прошлое уходит для наступления настоящего и видения будущего. История строиться личностями и их наследием. Поэтому каждое поколение должно осознавать свое место в истории, сохранить связь и преемственность поколении должно осознавать свое место в истории, сохранить связь и преемственность поколении и это является истинным достоянием народа. Исследователи только лишь сейчас  взялись за изучение проблем антиколониальных национально-освободительных движениях.

С обретением независимости после  отхождения от коммунистической идеологии, с изменением общественного взгляда на историческое прошлое позволило с новой  позиции раскрывать проблему освобождения от политической и идеологической цензуры позволило объективное рассмотрение исторического прошлого.

Таким образом, на сегодняшний день казахстанские ученые  исследуя национально-освободительную движению  пришли  к следующим  выводам:

- во второй половине ХІХ в. руководители которые поднимали национальный клич, в начале ХХ в. связи с колониальной политики царского правительства представители национальной интеллигенции объединялись вокруг национальной идеи.

- вторая половина ХІХв. Нач. ХХ века казахская интеллигенция ставила актуальной задачи дня возвращения Казахской государственности.

- управленческая политика со стороны царизма вызывала протест нашей национальной сущности.

- освобождение казахского народа, и идеи суверенности были всесторонны раскрыты при восстаний под предводительством Кенесары Касымова и его стремлений востанавлений и стремлений ханской власти.

- труды касающиеся национально-освободительного движения на современном этапе сформировали свою основу источниковую базу которое основывается на устное степное истории казахов.

 

Литература:

 

1. Назарбаев Н.А. В потоке истории.- Алматы: Атамура, 1999. – 296 б.

2. «Национальные движения в условиях колониализма: Казахстан, Средняя Азия Северный Кавказ». Материалы Всесоюного «круглого стола» –27-28 июля 1990 г. Целиноград: МГП «Аль-Фараби», 1991.- 120 б.

3. Абжанов Х.М. «Бехмаханов и изучения методологии национально-освободительных движений». Казахстан: история, язык, национальность.-Астана. 2007.-  153-165б.