История/1. Отечественная История
К.и.н. Артемова С.Ф.
Д.и.н. Королев
А.А.
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства, Россия
К вопросу об исламском
«Ренессансе»
С 1990-х гг., по мнению отечественных
специалистов, в постсоветской России начинается «мусульманский ренессанс» или
«возрождение» ислама. Данный термин получил широкое хождение в научной и
публицистической литературе. Конечно, буквально переносить на современные
процессы конфессиональной жизни России данное определение не следует, но в
широком смысле слова, понимая возрождение как появление вновь, подъем после
периода упадка, разрушения, использование этой дефиниции представляется
оправданным в работах, опубликованных в последнее время (Малашенко А.В.
«Исламское Возрождение в современной России»; Баширов Л.А. «Ислам и
этнополитические процессы в современной России (Точка зрения)»; «Ислам на
постсоветском пространстве: взгляд изнутри»; «Мусульмане изменяющейся России» и
т.д.). Тем не менее, Мухаметшин Р. подчеркивает, что порою термин «возрождение»
подменяется формулировкой «распространение», «но возрождение - не просто
возвращение общемусульманских духовных ценностей в общественно-политическую
жизнь, а использование тех их аспектов, которые в истории народа сыграли свою
позитивную роль и сегодня, в обновленном виде, должны способствовать решению
актуальных проблем, в первую очередь, в духовной, и, в какой-то степени, в
политической сфере жизни общества» [Мухаметшин Р. Официальные институты
мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в
1990-е годы // Ислам в татарском мире:
история и современность // ПАНОРАМА – ФОРУМ. 1997. № 12. С. 71]. Малашенко А.В., выявляя аналогии исламского
возрождения на Ближнем и Среднем Востоке и в постсоветской России и странах
СНГ, отмечает, что «российская версия исламского возрожденчества представляет
собой самобытный конгломерат из призывов вернуться к «истинному исламу» времен
пророка, акцентирования в исламе мирского и духовного начал (кульминацией чего
является утверждение религии и политики - одного из главных «козырей»
исламизма), мистических (суфийских и квазисуфийских) рассуждений и ... того же
традиционализма» [Малашенко А.В.
Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С. 98].
Наряду с дефиницией «возрождение» или
«ренессанс», некоторые исследователи оперируют понятием «реисламизация» России
(Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. «Ислам в Евразии. Современные
этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в
массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России»;
«Татары» и т.д.), что не совсем точно раскрывает суть явления, происходящего в
нашей стране.
Выявляя причины и предпосылки
повышения религиозности последователей Аллаха, отечественные исследователи,
безусловно, правы, утверждая, что «ренессанс» ислама в России является, в
первую очередь, следствием демократизации общественно политической жизни страны,
частью феномена общерелигиозного возрождения, начавшегося в годы перестройки,
крахом тоталитарной системы. Гайнутдин Р. подчеркивает, что религиозному
возрождению импульс был дан извне, иными словами, имел место чисто светский
подход. Изменение вектора культурных и моральных ориентиров в массовом сознании
населения способствовали переоценке роли и места религии в обществе,
позиционируя ее, в первую очередь, как феномен мировой и национальной культуры,
как нравственную опору общества. Во многом исламский «Ренессанс» был обусловлен
возросшей активностью мусульманских религиозных организаций, пропагандой ислама
в средствах массовой информации. Частично подъем религиозности мусульман был
связан и с деятельность влиятельных сил, которые пытаются использовать ислам в
своих политических играх.
И все же, «столь резкое …
увеличение числа людей, признающих себя верующими, нельзя однозначно
интерпретировать как стремительный подъем религиозности, как показатель
глубоких изменений в мировоззрении современных татар. В значительной степени
это – реакция на изменение с середины 80-х годов ХХ в. государственной
идеологии, когда жесткий идеологический контроль сменился ориентацией на
демократические нормы, в том числе и в вопросах вероисповедания» [Мусина Р.Н. К
вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар // Современные
национальные процессы в Республике Татарстан. Казань, 1992. С. 515]. Что же
касается «качества» религиозного чувства, то «большинство верующих молятся лишь
иногда, исполняют лишь некоторые религиозные обряды и отмечают лишь некоторые
религиозные праздники… Религиозное мировоззрение у части верующих отличается во
многом размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания» [Религии
народов современной России. М., 1999. С. 5]. Ислам приобрел бытовой характер.
Зачастую религиозная самоидентификация осуществляется
не по принадлежности к исламу, а в результате принадлежности к определенной
культуре, национальному образу жизни. Кроме того, значительная часть мусульман, выросших в условиях господства
атеизма, просто не в состоянии сразу в полной мере овладеть всей
обрядово-культовой системой ислама.