История/1. Отечественная История

 

Д.и.н. Королева Л.А.

Д.и.н. Королев А.А.

 

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

Великая Отечественная война вынудила советские власти улучшить отношения с Русской Православной церковью, занявшей патриотическую позицию в тот страшное время. Православные верующие, в том числе и пензенские, оказали активную поддержку своему государству.   

В период Великой Отечественной войны первым архиереем, назначенным на Пензенскую кафедру, был епископ Кирилл (Леонид Николаевич Поспелов) (27 марта 1944 г.). Но уже в июле того же года он был перемещен на Ташкентскую кафедру, его место занял епископ Михаил (Михаил Степанович Постников). Епископ Михаил имел богословское, медицинское, историко-филологическое и юридическое образование, окончил консерваторию, владел греческим, латинским, немецким, французским, литовским, польским и другими языками. 26 января 1947 г. епископ Михаил был переведен на Ивановскую кафедру, и на его место вновь вернулся епископ Кирилл [ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 52. Л. 25].

Местное пензенское православное духовенство активно поддерживало все начинания церковного руководства. В 1945 г. проповеди пензенского епископа вызвали, по сообщению уполномоченного Совета по делам РПЦ по Пензенской области Лысманкина Н.И., значительный патриотический подъем у верующих, что выразилось в сборе средств в различные фонды. Об этом епископом Постниковым на имя Сталина И.В. была даже направлена телеграмма: «В своих проповедях и беседах духовенство ставит своей задачей развить у верующих горячую любовь к Родине, к нашему Правительству и гениальному Вождю и полководцу товарищу И.В. Сталину» [ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 3. Л. 22].

Еще до назначения в Пензу архиерея единственная действовавшая в городе Митрофановская церковь начала перечислять средства на различные патриотические цели: в 1943 г. – 735000 руб., за первую половину 1944 г. – 195000 руб., теплых вещей – на сумму 52000 руб., позже дополнительно еще перечислила 10000 руб. на эвакогоспитали. Казанская церковь за первых три квартала 1944 г. перечислила 1265000 руб. Взносы православных церквей Пензенского края на патриотические цели только за один квартал 1945 г. составили 2072000 руб., из них в «Фонд детям и семьям военнослужащих» - 142000, «Фонд инвалидов Отечественной войны» - 45000, на 4-й военный заем – 3299000, по облигациям «Фонда детям военнослужащих» -  500000. Всего за период Великой Отечественной войны православными верующими и духовенством пензенских церквей в помощь фронту было собрано более 8 млн. рублей, из которых основная часть приходилась на три церкви – Митрофановскую и Мироносицкую в Пензе и Казанскую в Кузнецке [ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 27. Л. 128].

Особенно отличился настоятель Казанской церкви Кузнецка протоиерей Авраамий Петрович Михайлов, получивший за время войны три благодарности Сталина И.В. за оказанную фронту денежную помощь: 30 декабря 1943 г. - за пожертвование на боевые авиаэскадрильи 150000 руб. и на теплые вещи бойцам: от церковного совета – 100000 руб. и от него лично – 115000 руб.; 2 ноября 1944 г. - за пожертвование в Фонд помощи семьям военнослужащих 230 тысяч рублей (по 115000 руб. от церковного совета и от него лично); за пожертвование на танковую колонну им. Димитрия Донского - 50000 руб. от церковного совета Казанской церкви и 25000 руб. от него [Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. I.  Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 344-346].

Материальная помощь государству со стороны православных верующих продолжалась и в послевоенный период. Так, на восстановление народного хозяйства в 1946 г. было собрано взносов на сумму 3157449 руб., из них личные средства священников – 292825 руб. [Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. I.  Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 344-346].

В военный период Русская Православная церковь организационно окрепла, что не совпадало с намерениями советского государственно-партийного руководства. Религия вопреки мощным усилиям властей представляла весьма значимую компоненту в жизни советских людей. Хотя в социалистическом обществе должно было господствовать научно-материалистическое мировоззрение, «опиум для народа» не сдавал своих позиций. Советское руководство, осознавая всю опасность данного положения, стремилось держать под контролем ситуацию и всеми силами «освобождать советских людей из плена религиозных предрассудков», особо распространившихся в годы войны.