Декор рукава

Байузакова Г.С., Байузакова А.А., ТарГУ, г. Тараз, РК

Стремление  к красоте было свойственно всем народам и на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передовая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение. При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональности, целостности, рациональности не претерпевали особых изменений.

Костюм народов Западной Европы.

У французов, англичан,  испанцев судя по картинным изображениям и другим материалам, наблюдалось одинаковое развитие бытовых отношений. Распространение всего нового в значительной степени способствовали крестовые походы, в которых участвовали почти все западные страны.

К середине ХV века началось настоящее господство ножниц, а вместе с ними появилась «мода» и покрой в полном смысле этого слова. Стремление к роскоши усилилось благодаря влиянию бургонского двора. Верхняя и нижняя одежда стала такой узкой, что при надевании приходилось расстёгивать её всю длину. Талию предельно затягивали, грудь подбирали, подбивая округлой ватой. Окат рукава становился ещё выше, вздутым, бочкообразным от оката до локтя.

Верхняя одежда удлинялась и подпоясывалась под самой грудью, от чего фигура казалась выше. Верхние платья имели узкие рукава с отворотами или жёсткими манжетами. Рукава становились шире разрезались по всей длине, так, чтобы спускались от плеч вниз, волочились по полу, как шлейф, края вырезались зубцами.

В эпоху Возрождения определились новые идеалы красоты, создавались непревзойдённые шедевры. Узкая  молодёжная одежда изменилась в разных направлениях. Разрезов становилось так много, что вся куртка представлялась как бы сшитой из узких полосок. Разрезы рукава скреплялись пуговицами.

 Большое внимание уделялось разнообразию рукавов. Рукав стал как бы самостоятельным элементом костюма. Висячие рукава, а так же полурукава умеренной ширины с разрезами или без них, с буфами, употреблялись, главным образом, для одежды плотно облегающей верхнюю часть тела. Рукава и полурукава буфонизированные у плеч и сужающиеся к низу, служили для прилегающей одежды.

Длинные и очень узкие рукава без разрезов или с разрезами применялись из очень плотных тканей. Узкие рукава заканчивались жёсткими  отворотами, а широкие  и длинные отделывались дорогим шитьём из золота и жемчуга.

К концу ХV века по всей Европе происходила смена длинного на короткое, то есть длинные, широкие платья заменялись более открытым и коротким лифом. Рукава были с буфами форма которых постепенно уменьшалась от плеча к кисти и с манжетами.

Западноевропейский костюм ХVIII века.

В первые пятнадцать лет ХVIII веке костюм сохранял прежние формы.

 Однако, в 1714 году под влиянием знатных англичанок на балу в Версале в модных туалетах, возвращаются покинутые почти 100 лет фижмы.

Рождается новый стиль рококо - главным в костюме является

украшательство. Костюм этого периода знаменуется усложнением форм.

 Рукава расширенные к низу, подобно крылышкам. Этот период знаменуется совершенствованием отдельных деталей, изысканностью причёсок, отделок и появлением новых тканей.

 

Костюм ХIX – начала XX века.

В начале XIX века в искусстве появился стиль Ампир, выражавший

эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлявшей военные победы Наполеона. Становление стиля Ампир было переходом от одной его формы к другой, текучесть, мягкость форм заменился яркой чёткой геометричностью. Короткие рукава платья прикрывались шалями, платками, шарфами.

С 1814 года складывается новое художественное направление – романтизм. Покрой рукава становиться сильно расширенным сверху.

 Характерной чертой женского платья стиля романтизм были объёмные рукава. Рукава сужали с плеч, поддерживая локоть. 

Начало ХХ века было заполнено нововведениями моды, изобретениями

портных  и художников. Рукава, лиф, юбки  представляли собой прямые полотнища собранные в сборки, складки и свободно падающие. С этого момента появляются новые варианты рукава, применяются интересные фантазийные варианты, конструктивного решения. Все рукава этого периода сохраняют значительную свободу. Постепенно рукав окорокообразного типа начинает занимать ведущее положение. Однако, горизонтальная вытачка на уровне локтя по прежнему не применяется. Локоть обозначен в форме овального локтевого шва.

Формы рукава в современном виде.

В начале 60–х  годов обычный втачной рукав был интересен тем, что конфигурация подравнивалась к цельнокроеному.

Моделирование костюма имеет опыт в разработке моделей по народному и историческому костюму.

К началу 80-х годов происходит акцент на спрямление плеча за счёт края

 и утолщенных плечевых накладок, за счёт повышения головки рукава, окат расширяется и принимает лопатко-образную форму. Широко применяются сборки, защипы, объём головки увеличивается. Применяются так же и интересные фантазийные рукава, где конструкторское решение сохраняет значительную свободу в области оката, плечевые складки мягко ложатся по головке рукава и заужаются к низу. Наиболее распространённая конструкция рукава приобретается от расширения к низу за  счёт сборок. В конечном итоге получаются рукава сложной формы.

Наступившее тысячелетие связано с космосом, с чем-то необычным и неопознанным, но в то же время на последующие годы акцент в моде делается на исторические, футуристические мотивы элементов форм.

Преобладание авангарда в одежде влечёт за собой изменение формы рукава, изменение конструкции, дополнения к рукаву различных отделочных деталей, фурнитуры.

Следовательно, новое тысячелетие позволит достичь наиболее разнообразных покроев рукава фантази.