А.Б. Калыш (д.и.н., Алматы)
Особенности трудового и
общественного воспитания детей в современной казахской семье
Отметим, что у казахского народа
издавна процесс приобщения детей к труду осуществлялся на основе традиционного
подхода, учитывающего особенности их пола и возраста. Под ним подразумевались
следующие возрастные категории: а) от
рождения до трех лет – «нәресте», «сәби» (младенчество); б) от трех до
13-15 лет
–«балалық шақ» (детство); в) после 13-15 лет и старше – «жасөспірімдер» (юношество) [1, с.220; 2, с.18-19; 3, с. 171-177]. Такие же возрастные деления с теми или иными вариациями имеются и у других народов Средней Азии [4, с. 130-132; 5, с.162-163; 6, с.85-87; 7, 1998, с.62-64].
Это способствует не только
приобретению необходимых навыков, но и правильного понимания внутрисемейного
разделения труда, развивитию у них
самостоятельности. В семье всегда имеются возможности для приобщения детей к
труду, причем чаще всего они усваивают то отношение к труду, которое бытует в
семье.
Дети
и подростки ежедневно наблюдают, как во многих семьях, независимо от этнической
принадлежности, постепенно преодолевается прежняя грань между чисто «мужскими»
и «женскими» работами. Они видят, как отец производит покупку продуктов в магазине, заготавливает топливо, доставляет воду, ремонтирует квартиру или дом, сопровождает
их младших братьев или сестер в ясли, детсад или помогает им в подготовке домашних уроков. Им
знаком и тот фактор, когда очень часто в сельской местности в силу сезонной нагрузки многие родители
из числа механизаторов, шоферов и других категории рабочих, занятых на
вспашке, уборке урожая и других сельскохозяйственных работах, могут оказать
посильную помощь дома лишь поздней осенью или в зимнее время. Поэтому им
ведомо и то обстоятельство, что если их матери не заняты на производстве в
силу объективных (нет необходимой работы) и субъективных обстоятельств, то
соответственно возрастают для нее и домашние нагрузки.
В казахских
семьях, как и в семьях других соседних этносов, с самых ранних лет прививают детям любовь к труду. В процессе
трудового воспитания дети начинали понимать важность труда и необходимость
трудиться, формировалось добросовестное отношение к труду.
Особое внимание родители уделяют воспитанию
собственным примером. Во многих сельских семьях в процессе трудовой жизни
вырабатывалась привычка к бережливости. Это и экономный расход продуктов труда,
и бережное отношение к рабочему инвентарю. Одновременно стараются приучать детей к трудовой
дисциплине: своевременно выполнять поручения и работу, трудиться в полную силу,
не отказываться от тяжелого труда.
По-прежнему сохраняются еще отдельные методы трудового
воспитания детей в зависимости от пола. Например, девочки с ранних лет, находясь возле матери, обучаются различным
особенностям повседневного домашнего труда. Участвуя в посильной работе и
помогая взрослым, дети прислушиваются к их советам и объяснениям, накапливают
жизненный опыт. Девочек привлекают к труду раньше и используют как помощниц в
большей степени, чем мальчиков. С 6-7-летнего возраста они уже нянчат своих
младших братьев и сестер, моют посуду, помогают в приготовлении пищи, стирке
белья, уборке помещений, следят за очагом. В результате такой подготовки, к
12-13 годам они приобретают навыки выпекать хлеб, готовить обед, постепенно
становясь незаменимой помощницей матери. Все указанные качества необходимы для
девочки в будущем, так как умение хозяйничать служит одним из определяющих ее
судьбу достоинств.
Мальчики в
возрасте от 5-7 до 9-12 лет отделяются от матерей и начинают постепенно
осваивать круг мужских хозяйственных работ. Например, в сельской местности они
имеют постоянные поручения, связанные со скотоводством: пасут скот, поят и
ухаживают за ним, вечером пригоняют их домой. Они же совместно с отцом
занимаются заготовкой травы, чистят скотный сарай. В тех селениях, где тяжело с
водой, они ответственны за доставку воды домой. Посильную помощь оказывают
мальчики и в земледельческих работах – в полеводстве, хлопководстве,
бахчеводстве и садоводстве. Это
заметно не только в повседневной жизни, но и особенно в период летних
каникулов. Во многих семьях подростков привлекают к посильным работам по дому,
например, при ремонте дома, хозяйственных построек, ограды и пр.
Во многом благодаря такому
целенаправленному постижению труда ребенок приобретает навыки жизнестойкости,
не боится встречающихся трудностей. В процессе созидательного труда дети
постепенно начинают осозновать такие понятия, как коллективизм, взаимопомощь,
доброта, бережливость и ответственность.
По традиции, выработанной веками,
передавая свои трудовые навыки детям, родители готовят их во взрослой жизни
самостоятельно добывать средства к существованию и быть готовым прокормить
престарелых родителей. Естественно, подготовка к этим обязанностям не
ограничивается только обучением труду, она органически включаем воспитание
духовных качеств: любовь к труду, осознание сыновнего долга, доброту ко всем
людям, великодушие. При этом основными приемами и средствами воспитания служили
лучшие обычаи и традиции казахского народа, отношения в семье между родителями,
их трудовая деятельность.
Вместе с тем, нельзя считать, что
в данном вопросе нет проблем или все обстоит благополучно, они имеются, и
немалые. Например, еще не во всех семьях
научились правильно воспитывать детей к будущей самостоятельной жизни,
приобщать их к домашнему труду. Так, по нашим опросам в Павлодарской области (см. таблицу 1) от 10,1 до 15,6% детей казахов помогают редко
или вообще не помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, у русских
соответственно от 23,1 до 30,0%, у украинцев – от 14,3 до 21,4%.
Таблица 1 – Сведения
о помощи детей в домашнем хозяйстве Павлодарской области.
Семьи |
Ответило всего |
Распределение ответов, % |
||
постоянно |
редко |
нет |
||
Баянаульский район, с. Караащи, Тендик, Жанатлек |
||||
Казахские |
65 |
89,9 |
7,6 |
2,5 |
Русские |
22 |
70,0 |
25,0 |
5,0 |
Аксуский район, с.Жолкудук, Сары Шыганак |
||||
Казахские |
51 |
84,4 |
15,6 |
0,0 |
Русские |
19 |
74,2 |
19,7 |
6,1 |
Украинские |
14 |
85,7 |
14,3 |
0,0 |
Щербактинский район, с. Алексеевка, Кургамыс |
||||
Казахские |
11 |
85,7 |
14,3 |
0,0 |
Русские |
40 |
76,9 |
23,1 |
0,0 |
Украинские |
17 |
78,6 |
14,3 |
7,1 |
Немецкие |
20 |
87,5 |
12,5 |
0,0 |
У некоторой части молодежи слишком долго затягивается
«детство», что способствует легкомысленному
отношению к жизни, порождает потребительское отношение к вещам, скептическое – к моральным и
этическим ценностям, инфантильность, пристрастие к алкоголю. С другой
стороны, чрезмерная опека и покровительство родителей подавляет самостоятельность, мешают раскрытию потенциальных
возможностей детей. По-прежнему в
воспитании детей главенствующее место принадлежит женщине. По данным опроса, независимо от этнической принадлежности лишь от 1,3 до 13,3% мужчин
занимаются дома с детьми, в то время как доля женщин в данном процессе
составляет от 50,0 до 70,6%.
Большую помощь в воспитании детей наряду с семьей
оказывают государственные социальные институты: дошкольные учреждения (детские
сады, ясли), интернаты и общеобразовательные школы.
Здесь наряду с родителями в процессе воспитания
опытные воспитательницы обучают всему, что необходимо освоить к двум, трем,
четырем или пяти годам. С последнего возраста их готовят уже к школе, обучая по
нулевой программе, без которой немыслимо, пойти в первый класс.
Следующая ступень в социализации
детей напрямую связана со школой, которая, как правило, является организующим центром воспитательной работы с детьми в
районе своего жительства. Это особенно
важно, если учесть, что 60-70% свободного времени детей приходится на тот
период дня, когда родители заняты на производстве, и основная масса (51,1%)
детей школьного возраста предоставлена сама себе. Мы должны помнить о том, что
дети школьного возраста за исключением продолжительных летних каникул, а также
кратких каникул в конце каждой учебной четверти – половину своего времени проводят
в школе. В них они приобретают не только знания, но и приучаются ко всему, что
пригодится им в будущем: умение держаться со своими сверстниками и учителями,
навыки коллективизма.
Получает развитие и связь школы с семьей. Например,
определенная и активная часть родителей включается в деятельность родительских
комитетов классов и школы, добровольно осуществляет функции общественного
воспитания детей и подростков по месту жительства
Школе приходится брать на себя и заботу об организации
внеклассного времени многих учащихся путем создания групп продленного дня. Они
способствуют всестороннему развитию школьников
и не только не исключают, но, напротив, предполагают дальнейшее развитие
семейного воспитания. Так, продленный день, опирающийся на кадровую и материальную
базу школы, рассчитан на пяти-шестичасовую ежедневную работу с детьми. Обеспечивает им не только надзор и лучшее обучение и
воспитание, но и прямо повышает педагогические, материальные и духовные
возможности семьи, укрепляет ее и способствует усилению ее единства и
взаимосвязи со школой, а через нее со всем обществом.
В группах продленного дня осуществляется не только
контроль над
приготовлением домашних заданий, но и
совершенствуются формы досуга, внеклассная и внешкольная работа, т.е. создаются
условия для комплексного воспитания ребенка, для формирования его личности не
только в процессе школьных занятий, но и в свободное время.
Педагоги ведут также работу с родителями, результатом
которой является более серьезное отношение к учебе детей, успешное завершение
ими учебы и поступление в колледжи и высшие учебные заведения.
С другой стороны существуют проблемы и в таком
традиционно организованном институте социализации, как в школьном. Меняется
число лет обучения, численность охваченных этим обучением детей (что, кстати, создает
дополнительные проблемы), инструкции и методические пособия, но практически
неизменными остаются принципы унификации и строго «вертикального» управления.
Не всегда школа может оперативно среагировать на социальные отклонения в
поведении школьников. Оставляет желать
лучшего взаимодействие семьи и школы.
Таким образом, школа и общественность помогают решать
задачи воспитания, но другими методами, в другом объеме и наряду с другими
задачами, более для них специфическими. Такое воспитание (мы в данном случае не
затрагиваем процесс образования) направлено на формирование потребностей в
достижении непосредственно общественных целей, преследует задачу выработать
навыки общения в коллективе класса, школы, навыки творчества, самореализации,
самоорганизации в труде. Усилия общественности по месту жительства направлены,
во-первых, на помощь семье и школе в решении воспитательных задач, а,
во-вторых, на решение своих специфических задач: развития в свободное время у
подрастающего поколения творческих потенций, выработки навыков широкой
общественной деятельности и общественного самоуправления.
-----------------------------
1.
Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология,
теория, практика. – Алматы: Ғылым,
1998. – 317 с.
2.
Кульсариева С.П. Этнография детства и социализация подростков у казахов в
1950-1980-е гг. (на материалах Кызылординской и Алматинской областей): Автореф.
дисс. ... канд. ист. наук. – Алматы, 2001.
– 31 с.
3. Шаханова Н.Ж. Символика традиционной казахской культуры. – Алматы: Қазақ университеті, 2004. – 232 с.
4.
Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка //
Сборник МАЭ. Т.12. – М.-Л., 1949. – С.78-138.
5. Задыхина К.Л. Пережитки возрастных классов у народов Средней Азии // Труды ИЭ. Новая серия. – М., 1951. – Т.14. – С.157-179.
6. Лобачева Н.П. Сверстники и семья (к вопросу о древней половозрастной градации общества у народов Средней Азии и Казахстана) // СЭ. – 1989. – № 5. – С.83-95.
7. Ботяков Ю.М., Ботякова О.А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. – СПб., 1998. – С.51-84.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: