История/4.Этнография         

                             Д.и.н. Аргудяева Ю.В.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока            

                 Дальневосточного отделения РАН, Россия

     Русские старообрядцы на американском континенте

В настоящее время старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям преимущественно русская культура, хорошо сохранившая народные и православные традиции не только на «материнской» территории – в России, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, куда они мигрировали в разные исторические периоды после раскола в русской православной церкви в  60-е годы ХVII в.

Весной и летом 2010 г., дальневосточными учёными было совершено два полевых исследования среди старообрядцев  штатов Аляска и Орегон США с целью изучения степени сохранности традиционной русской культуры в иноэтническом окружении у локальной группы русского этноса – старообрядцев.

На американском континенте (в США) первые небольшие сообщества  старообрядцев появились в конце ХIХ в. из Царства Польского. Большинство из них сравнительно быстро ассимилировалась. Более значительные по численности объединения  русских старообрядцев появились в 1950-1960-е гг. вначале в Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Боливия, и др.), куда они прибыли при помощи различных международных фондов из Турции и Китая (Синьцзян, Маньчжурия). В последующие годы часть из них перебралась в США, где наиболее компактными группами они поселились  в штатах Нью-Джерси, а позднее – в штатах Орегон, Аляска, Миннисота и др. Первоначально это были исключительно старообрядцы-беспоповцы часовенного согласия. Они представляют собой локальные группы староверов, получившие в зависимости от места выхода неофициальные названия «турчане», «синьцзянцы», «харбинцы». Их единая религиозная принадлежность позволила им быстро сблизиться и наладить, что было особенно важно для дальнейшего существования общин,  брачные контакты. Каждая из этих групп сформировалась после раскола в русской православной церкви в разные исторические периоды на азиатском континенте. «Турчане» - потомки русских казаков-«некрасовцев», ушедшие с Кубани в пределы турецких владений в начале ХVIII в.  вначале в Добруджу, а затем в Азиатскую Турцию. «Синьцзянцы» - в прошлом старообрядцы-«кержаки» и «поляки», пришедшие на северо-запад Китая с российского Алтая в основном в 1930-е годы. «Харбинцы» - русские старообрядцы, эмигрировавшие в Маньчжурию (и поселившиеся недалеко от Харбина) также в 1930-е годы из южной части Дальнего Востока. И  «синьцзянцы», и «харбинцы»  - крестьяне, спасавшиеся  от коллективизации.   По религиозному составу в настоящее время в Америке преобладают старообрядцы-беспоповцы. Общины старообрядцев-поповцев, составляющие четверть всего старообрядческого сообщества, возникли уже на американском континенте в 1980-е гг. из числа беспоповцев. 

В сфере экономической и хозяйственной жизни  эмигранты-староверы адаптировались  сравнительно быстро, но для этого им в Орегоне пришлось сменить свои традиционные занятия хлебопашеством на выращивание ягод и декоративных растений. Заниматься земледелием на Аляске было практически невозможно. Жизнеобеспечение здесь осуществлялось  за счёт строительства рыболовных судов и коммерческого рыболовства. Многие из мужчин-старообрядцев создали фирмы по строительству и сборке жилых домов и преуспевают в этом деле. К настоящему времени ушли в прошлое нужда, неустроенность, плохо налаженный быт. В целом старообрядцы сумели  сравнительно быстро приспособиться   к условиям жизни принимающей стороны, полностью сохранив традиции религиозной жизни, которая и явилась основным стержнем в сохранении русской культуры и прежде всего русского языка. Он в большей степени характерен для старшего поколения, среднее поколение – двуязычное (русский и английский), у младшего больше тяга к английскому, хотя во всех школах, где учатся дети старообрядцев, есть ежедневные тридцатиминутные уроки русского языка. В последнее время многие родители стали нанимать частных учителей для обучения своих детей русскому языку.  Роль религиозной общины и религиозных  традиций велика и в повседневной жизни - соблюдение постов, ежедневных домашних и  общих воскресных и праздничных молений; крещение детей, оформление брака,  похорон; разбор конфликтных ситуаций между супругами и др. Частично сохранились традиции в материальной культуре (приготовлении и использовании русских блюд, ношении традиционной одежды), а также в семейном быту. В настоящее время молодежь сама выбирает себе брачного партнера, но с  учетом отсутствия  до восьми степеней кровного, а также духовного (крестные) родства.  Превалируют браки между поповцами и между беспоповцами, хотя встречаются браки между представителями этих религиозных направлений и русских старообрядцев с американцами. Семья нуклеарная,  двухпоколенная  с ориентацией на 3-5 детей, а не как раньше – «сколько бог даст», с главенством мужчины, с преобладанием демократических внутрисемейных отношений. Увеличился возраст вступления в брак и юношей и девушек (с 16-18 до 25-27 лет),  появилось стремление  получить среднее и специальное образование;  развита производственная занятость женщин.

         Такова в общих чертах характеристика повседневной жизни русских старообрядцев на американском континенте.

 

Сведения об авторе: Аргудяева Юлия Викторовна, доктор историч. наук, профессор. Домашний адрес: 690048 г. Владивосток, ул. Постышева, дом 23, кв. 45.; тел. 89242444030. E-mail: argudiaeva@mail.ru