К.п.н. Скворцова Ю.С.

 

Волгоградский  государственный институт искусств и культуры, Россия

 

Особенности создания творческого замысла и специфика  воплощения корпоративного праздника.

 

Чтобы создать корпоративный праздник режиссер должен пройти все стадии творческого процесса создания любого художественного произведения, в основе которого всегда лежит наблюдение за жизнью людей и творческая переработка этих впечатлений. Не изучив специфику предприятия, его традиции, принципы функционирования, особенности взаимоотношений режиссер не сможет приступить к разработке художественного замысла праздника, а следовательно, невозможным станет его реализация и воплощение. Творческая работа по созданию корпоративного праздника чаще всего состоит из следующих этапов:

1.       Создание идейно-художественного замысла праздника

2.       Разработка сюжетной линии и образного решения

3.       Отбор художественных средств и включение их в сюжетную линию праздника.

4.       Литературная обработка сценария

5.       Репетиционный период

Безусловно, в процессе работы над корпоративным праздником режиссер вынужден выполнять большое количество творческих операций, которые требуются на каждом этапе создания подобных мероприятий. Зачастую, чтобы создать грамотное сценическое произведение режиссеру приходится поставить во главу своей деятельности организаторскую функцию  своей профессии. Потому что оттого насколько убедительно он сможет «продать» свой замысел, а затем найти необходимые  элементы  для его реализации зависит  успех мероприятия, а иногда даже воплощение  его в жизнь.

Причиной возникновения замысла корпоративного праздника всегда является заказ. Таким образом, заказчик (обычно один из руководителей предприятия, или менеджер рекламного отдела, отдела по связям с общественностью) изначально дает режиссеру тему предполагаемого торжества и, чаще всего, излагает свое видение будущего мероприятия. Бывает так, что заказчик, приглашая режиссера к сотрудничеству  категорически настаивает именно на собственной трактовке действия, диктует свои условия, предлагает свой ход-прием праздника. Поэтому специфика работы над корпоративным торжеством предполагает наличие у режиссера развитых коммуникативных способностей и умений вести диалог и убеждать клиента в необходимости того или иного действия в рамках сценария. Если предлагаемый вариант противоречит законам драматургии (а иногда, и здравого смысла), то режиссер должен  деликатно  показать «опасности»  воплощения данного проекта, и  предложить взамен более грамотный вариант построения праздника.

Чаще всего, после первой встречи с заказчиком и получения общей  информацию о предстоящем событии режиссер начинает разработку  собственного замысла будущего  торжества.

         Особенность замысла корпоративного праздника заключается в том, что он помимо описания действия содержит в себе примерный расчет финансовых затрат на его проведение и весьма напоминает бизнес-план, т.к. даже самые выигрышные и яркие режиссерские идеи будут безжалостно отвергнуты, если они не вписываются в бюджет данного праздника.

Обычно, работая над замыслом корпоратива, у режиссера рождается сразу несколько вариантов его проведения.  На этом этапе не нужно их отвергать. Гораздо лучше разработать общую концепцию каждого из них, не вдаваясь в мелкие  детали и стараясь передать  лишь общую атмосферу, стилистику и специфику данного варианта. Обычно уже на этом этапе режиссер в общих чертах определяет форму, жанр, ход-прием каждого  предлагаемого варианта. Самое главное, чтобы  уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, а все его элементы  вырастали из единого общего корня, зерна будущего праздника.

Встретившись  с заказчиком в следующий раз режиссер рассказывает о возникших замыслах (чаще всего они оформляются как «предложения по проведению корпоративного праздника»), а заказчик выбирает тот вариант, который покажется ему наиболее интересным. В процессе беседы с потенциальным клиентом режиссер должен уметь преподнести свой проект в самом выигрышном свете, профессионально объяснить все плюсы  данного варианта.

Однако, режиссеру корпоративного праздника нужно быть готовым к тому, что первоначальный замысел,  утвержденный заказчиком,  в процессе работы может подвергаться значительным изменениям. Практика показывает, что во время  его реализации часто  возникает большое количество различных проблем  как финансового, так  и субъективного характера. Если режиссеру не удается убедить руководство компании в том, что для современного корпоративного  праздника «зрелища» являются приоритетным направлением в интересе гостей к мероприятию, то сценарий корпоратива придется срочно переделывать, убирая  из него самые дорогие (а значит, и самые яркие) номера, что естественно, повлечет за собой слом общей структуры действия и, естественно,  скажется на его качестве.

После утверждения замысла у заказчика режиссер переходит к следующему большому этапу работы над корпоративным мероприятием – созданию сценария (сценарного плана) праздника. В настоящее время достаточно распространенным явлением стало отсутствие полноценного сценария при подготовке и проведении корпоративных торжеств. Организаторами мероприятия в этих случаях разрабатывается лишь сценарный план по которому будет идти действие.

         Эту тенденцию нельзя назвать позитивной, так как в этом случае, режиссер перестает контролировать ход действия, перекладывая ответственность за его успешное осуществление на ведущего. Сценарный план (даже развернутый) не отражает подробности творческих находок режиссера, не дает литературной фиксации содержания сценического действия и оставляет возможность   упустить что-то важное в процессе воплощения сценарно-режиссерского замысла.

Сценарий – это стратегический план захвата внимания зрителя,  действенная модель будущего праздника. Поэтому всегда необходимо помнить о том, что кроме литературной части, где располагаются непосредственно тексты участников мероприятия, в сценарии присутствует  еще и режиссерская, действенная часть, где сосредоточено, прежде всего, авторское режиссерское решение. Сценарий не предназначен для широкого чтения – это рабочая основа для сценического воплощения праздника. Но основа, которая обязательно должна быть. Отсутствие сценария чаще всего говорит о том, что созданием корпоративного мероприятия занимается человек, не имеющий профессиональных знаний, умений и навыков в области сценарной драматургии. 

Завершает работу над созданием корпоративного праздника  репетиционный период, который редко бывает насыщенным. Чаще всего, режиссер индивидуально репетирует с исполнителями, встречается с представителями технических служб, обеспечивающих  спецэффекты, световое, звуковое оснащение сценической площадки и обговаривает с ними объем и детали их работы на празднике. Генеральная репетиция на площадке, где будет проходить торжество проводится крайне редко и осуществляется в случае подготовки  масштабных мероприятий регионального и федерального значения.