О.А.Линенко

Северо-Кавказский Государственный технический университет

РЕГУЛЯТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

        Самым надежным регулятором деятельности и поведения людей считается нравственная максима, или императив. Выделяют два вида императивов: 1.Нравственный императив (или Высший Закон Мудрости), существующий на протяжении многих тысяч лет. Он объединяет воедино все имеющиеся моральные ценности, являясь их квинтесенцией. 2.Экологический императив, являющийся разновидностью нравственного. Суть экологического императива состоит в международном признании «запретной черты» для технологических экспериментов, переступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах.

Целью внедрения экологического императива в сознание человечества должно стать достижение коэволюции Природы и Разума человека. В связи с переходом человечества в новую стадию развития – ноосферу, необходимо обеспечить формирование ноосферно-экологического императива, отличительной чертой которого является его научный характер.

Заметим, что современные индустриальные системы предполагают усовершенствование производства ради производства, а экономичность понимается как получение прибыли и сверхприбыли. В этих условиях становится необходимостью реконструкция мировоззренческих позиций специалистов, принимающих технические решения. К таким специалистам относятся, прежде всего, природопользователи. Нынешний этап развития материального производства и всего бытия общества, меняя теорию и практику природопользования, настоятельно заставляют пересмотреть и обеспечивающее их мировоззрение. Сегодня в реальной трансформации целостного мировоззрения людей на первое место выдвигается экологический фактор бытия общества. Глобальность проявления экологического кризиса обусловила необходимость переориентации мировоззрения людей с антропоцентризма на экоцентризм. В этой связи в научном лексиконе появилось понятие «экологическое мировоззрение». Экологическое мировоззрение до сих пор остается в фазе становления, т.к. его понятийная основа еще не устоялась, а научный фундамент внутренне противоречив. Под экологически ориентированным мы понимаем такое мировоззрение, в основе которого лежит экологическая картина мира,  а в качестве внутреннего «стержня» такого мировоззрения выступает система экологических ценностей. Наука пришла к осознанию того, что мировоззрение это не есть сугубо теоретическая система идей, принципов и представлений. Мировоззрение - это состояние сознания, его ядро.

Начиная с 80-х гг. ХХ века в научной терминологии появилось понятие «экологическое сознание». Его основной характеристикой стал экоцентризм в основе которого лежит инвайронментальная этика, в экологическом кодексе России обозначаемая как этика природопользования.

Мы сформулировали собственное понимание термина «экологическое сознание»: это такое сознание, которое ориентирует субъекта труда в сфере природопользования на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, сохранение баланса прагматического и экологоохраняемого взаимодействия с природой. В таком ракурсе экологическое сознание воспринимается нами как экоцентрическое.

Рассматривая структуру экологического сознания инженера-природопользователя в контексте его готовности к профессиональной деятельности, мы выделяем в ней три компонента: экологическое знание, оценку экологических ситуаций и экосообразное поведение. Иначе говоря, инженер как специалист должен согласовать свое поведение с экологической ситуацией, способствовать осуществлению экологической ситуации как ценности. Однако экосообразное поведение определяется не только экологическими знаниями и системой ценностей, но и другими факторами, например, особенностями личности, ее потребностями и возможностями их удовлетворения. Поэтому можно сказать, что желательное экосообразное поведение наступает как результат влияния объективных и субъективных факторов.

Отнесение поведения к структурным компонентам экологического сознания инженера-природопользователя важно, на наш взгляд, потому что оно сопряжено с профессиональной деятельностью, напрямую связанную с потреблением природным ресурсов. При этом в отличие от деятельности, поведение  отражает определенное заинтересованное отношение субъекта к моральным ценностям. Без этих субъектно-ценностных отношений морального поступка нет.

Вузовская инженерная подготовка в сфере природопользования должна быть направлена на системное формирование профессионально-экологического сознания. Содержательные, уровневые и структурные особенности профессионального сознания будущего инженера-природопользователя должны определять прогнозирование, целеобразование, планирование, принятие решений, контроль, а также оценку и коррекцию деятельности специалиста по отношению к используемым природным ресурсам. Анализ содержания основных учебных дисциплин, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, дает основания для вывода о том, что при подготовке инженеров-природопользователей в системе вузовского обучения удельный вес экологических знаний невелик и должен быть увеличен.

Личностный аспект экологического сознания с необходимостью ставит вопрос об экологической культуре специалиста как ценностного регулятива деятельности.

Усиление отчужденности человека в технизированном мире (В.Вебер, Э.Фромм, М.Хайдеггер и др.) повлекло за собой осмысление феномена экологического аспекта культуры. Изучение литературных данных показывает, что возникновение термина «экологическая культура» связано с поиском выхода из экологического кризиса.

В нашем понимании экологическая культура – это, прежде всего, оценочная категория, относящаяся к личности и ее деятельности. Экологическая культура инженера-природопользователя выражает характер и качественный уровень взаимоотношений профессионала с окружающей средой.

         Становление будущего инженера-природопользователя как носителя экологической культуры и субъекта экосообразной профессиональной деятельности происходит в условиях дидактико-воспитательного процесса. При этом существенным критерием результата этого процесса становится уровень присвоения обучающимся универсальных учебных действий, которые лежат в основе самообразования и самовоспитания. Данный уровень показывает, является ли развитие экологической культуры и экологического сознания будущего специалиста процессом, полностью зависимым от социокультурного окружения, либо же он, как носитель культуры, является субъектом ее развития. Это развитие может протекать на разных уровнях: личностном, познавательном, коммуникативном, социальном.

На первом этапе (освоение дисциплин социо-гуманитарного и общенаучного блоков) происходит определение границ знания – незнания о связях в системе «Человек-общество-техника-природа». В этой связи происходит децентрация сознания будущего специалиста (с антропоцентризма на экоцентризм), развитие эмпатийного отношения к природе и ее ресурсам, преодолевается инвариантность сознания, накапливается опыт работы с эталоном, формируется умение сравнивать свое поведение с образцом экологической культуры.

Второй этап (освоение дисциплин общепрофессионального блока) - становление личной экологической культуры, для которой характерны производство стереотипов экологически культурного поведения; применение экологической этики для оценки результатов собственной деятельности, развитие личного экологического самосознания.

Третий этап (освоение дисциплин специального профессионального блока) – происходит окультурирование субъектности, определяются и проверяются на практике ее допустимые границы, достигается сознательность самоограничения в рамках экологической культуры. Самостоятельно создаются и регулируются условия коммуникаций (экология общения).

Для данного этапа характерно освоение способов инженерно-экспериментальной деятельности, развитие умений системного преобразования объекта (социоприродной системы «инженерный объект-среда»), системного применения универсальных действий в структуре экологопроектной деятельности. На этом этапе совершенствуется рефлексия, происходит становление экологического мировоззрения и завершается процесс персонализации, формулируется личная «повестка дня» в связи с задачами устойчивого развития.

Основным педагогическим инструментарием формирования экологической культуры будущего инженера-природопользователя является деятельностный подход.

Понятие деятельностного подхода к формированию экологической культуры используется нами в трех аспектах. С одной стороны, деятельность по преобразованию окружающей среды является одним из объектов изучения. В этой связи в содержании вузовского образования должна быть представлена экология деятельности и ее нормативы.

Другой (более традиционный) аспект деятельностного подхода к формированию экологической культуры связан с ее практико-ориентированным характером. Условием и способом формирования экологической культуры личности является рефлексия возможностей и последствий собственного влияния на окружающую среду.

Для будущего инженера-природопользователя важность рефлексивных умений состоит в том, чтобы с их помощью он мог осуществлять контроль и оценку последствий профессиональной деятельности в окружающей среде, ее рисков и т.п. В целом можно заключить, что уровень развития рефлексивных умений будущего инженера-природопользователя во многом определяет уровень развития его экологической культуры, поэтому их развитие - это ключевая педагогическая задача.

Проявлением экологической культуры инженера-природопользователя мы считаем экофильность – неразрушительное отношение к природной среде, проявление экоцентрического сознания в профессиональной деятельности. Иначе говоря, экофильность – это личностносмысловой и регуляторный компонент профессиональной деятельности инженера-природопользователя. Кроме того, экофильность может рассматриваться в качестве главного критерия готовности специалиста к экосообразной профессиональной деятельности.

По справедливому замечанию А.Д. Урсула [1], ключевым действием в организации экологических отношений становится научно обоснованное регулирование, направленное на бережное и экономное расходование жизненно необходимых для человечества ресурсов природы и их потребления, т.е.  ограничение природопользования рамками экологического императива деятельности и поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития // Экологическое образование. – 2002. - № 1.