Педагогические науки/2 Проблемы подготовки специалистов

 

Ст. преподаватель Шакирова М.Г.

Бирская государственная социально-педагогическая академия, Россия

Педагогическая оценка как средство саморазвития   будущего педагога-художника

 

Стратегические направления экономического и социального развития нашей страны требуют подготовки высококвалифицированных кадров, способных к самоорганизации, обладающих ответственностью и профессиональной надежностью. Разработка концепции развития студента как субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической проблемой (О.А. Абдуллина, Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.Я. Сайгушев, В.А.Сластенин, М.И. Станкин, Е.Н. Шиянов и др).

Одним из основных источников профессионального развития личности является его собственная профессиональная деятельность. Источником художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства является художественно-творческая деятельность, условиями  эффективности которой  выступают активный интерес к искусству, потребность в самовыражении через художественное творчество.

Важную роль в процессе художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства играет педагогическая оценка результатов художественно-творческой деятельности, поскольку она  формирует прогностические подходы в творческой деятельности, рефлексию как средство саморазвития.

Умение анализировать результаты изобразительной деятельности, особенности средств художественной выразительности становится основой собственной творческой деятельности студентов. Регулярная, научно обоснованная оценка развивает целенаправленность мышления, познавательную самостоятельность, усиливает сознательный компонент в работе над изображением, а значит, влияет на качество результатов художественно-творческой деятельности.

Сегодня смена образовательной парадигмы делает педагогическое оценивание не просто констатирующим и проверочным, но и формирующим, стимулирующим, мотивационным профессиональным ориентиром. Педагогическая оценка становится механизмом, обеспечивающим непрерывность образовательного процесса, становится отправной точкой к новому витку развития, выходом на новый уровень образования [1]. На актуальность этой проблемы обращают внимание многие исследователи (Ш.А.Амонашвили, С.Х.Асадуллина, В.И.Жернов, М.В.Карнаухова, В.М.Лизинский, Н.И.Самылкина и др.).

Педагогическая оценка и самооценка собственного творчества – не просто важнейшие компоненты художественной деятельности, развитые способности к адекватной самооценке являются реальным показателем творческого развития студента, условием его саморазвития, самореализации через изобразительное творчество.

В педагогической оценке результатов художественно-творческой деятельности наибольшие трудности возникают с оценкой качеств, связанных с индивидуальностью студента, образным восприятием окружающего мира. Оценивая работу педагог должен учитывать и ее субъективные ценности, учитывая личностный аспект студента, как то: самостоятельность, уровень развития, самобытность исполнения и т.п. Педагог в оценке результатов художественно-творческой деятельности должен отмечать и объективную сторону работы. Объективная педагогическая оценка нужна для того, чтобы определить реальный уровень достижений студента, степень профессионального мастерства, и на этом основании наметить основные линии последующего художественно-творческого развития студента.

В.С.Щербаков писал: «В любом искусстве есть две стороны…, которые развивает школа. Область техники или ремесла искусства, и область творческая. Точное разграничение этих областей почти немыслимо, в связи с этим и определение объема этих областей крайне затруднительно» [2, с.25].

Техническая или ремесленная сторона (объективная) определяет уровень усвоения студентом знаний в области теории изобразительного искусства, степень овладения техническими умениями и навыками работы с тем или иным художественным материалом. Субъективная сторона оценки художественно-творческой работы противопоставляет объективной выразительность, степень самостоятельности в творческих открытиях, индивидуальность студента, его стиль.

При педагогической оценке художественно-творческих работ игнорирование одной из сторон приводят к противоречиям, к поверхностному или формальному обучению, препятствуют художественно-творческому развитию будущего учителя изобразительного искусства.

Критерии, которым должен соответствовать результат художественно-творческой работы, не нормативны, они являются желательными направлениями творческих поисков, освоения языка искусства и служат конкретными средствами воздействия на формирование образного замысла, процесс создания работы на различных стадиях и на результат этого процесса и зависят от конкретных задач, поставленных педагогом.

Знание критериев педагогической оценки художественно-творческих работ помогает в педагогической и творческой работе. Умение четко ставить перед собой цель работы, предвидеть результат, планировать ход ее выполнения, способность к осознанному использованию выразительных средств искусства, творческая рефлексия – необходимые условия художественно-творческого развития студентов. Учитель изобразительного искусства, осуществляя оценочную, контрольную функцию, постепенно передает навыки оценки результатов деятельности детям в ходе обучения.

Умение анализировать художественно-творческие работы, особенности средств художественной выразительности становятся основой для собственной творческой деятельности студентов. Такой анализ дает художественную интерпретацию уже рассмотренных образов, используя те же композиционные приемы, формы; цветовые, тональные, пропорциональные решения. Следует учесть, что творческая деятельность такого рода основана, прежде всего, на творческой устремленности, и проходит все ее стадии – к новизне, к разрешению противоречий, к созиданию ради самопознания и самотрансляции.

 Для обеспечения условий совершенствования уровня художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства важно не простое овладение знаниями об искусстве, техническими умениями и навыками работы с различными художественными материалами, а приобретение опыта творческой деятельности, самостоятельности в выборе выразительных средств для раскрытия художественного образа. Эти процессы должны быть неразделимы: опыту творческой деятельности, поиску самобытного языка необходимо обучать с первых курсов вместе с техническими умениями и знаниями по теории изобразительного искусства.

Включение в учебный процесс методов обучения оценки и анализу  продуктов художественно-творческой деятельности: метод активного восприятия, метод анализа и интерпретации произведений искусства, творческое портфолио, метод итоговой рефлексии результатов творческой деятельности, помогают педагогу и студентам справиться с этой проблемой совершенствования художественно-творческой подготовки, художественно-творческого развития.

Метод активного восприятия заключается в том, что в начале каждого занятия отводится время на просмотр и обсуждение продуктов изобразительного искусства: репродукций, таблиц, работ студентов и профессиональных художников. Знакомство с результатами художественно-творческой деятельности должно проходить в процессе живого общения, поскольку важно формировать способности студентов к художественному общению. Основное внимание уделяется активизации эстетического восприятия действительности, формированию художественного вкуса.

Необходимо создать условия для конструктивного обмена мнениями по проблемам искусства на языке искусства. В этом процессе преподавателю важно обогатить лексикон будущего художника-педагога языком искусства, а зрение — приемами и методами визуального восприятия художественного образа, а также дать возможность выразить собственные суждения.

Метод анализа и интерпретации произведений искусства направлен на решении задач по формированию художественного вкуса. Суть данного метода заключается в регулярном анализе произведений искусства с точки зрения использования художником выразительных средств в создании художественного образа. После обсуждения студентам предлагается выполнить творческую композицию, самостоятельно выбирая жанр работы и интерпретируя предложенные выразительные средства. Результатом становится общее развитие визуального мышления, достигаются более частные задачи — и узнавание студентами стилевых особенностей каждой культуры, самооценка и рефлексия собственного творчества, адекватная оценка художественного произведения.

В процессе обсуждения работ и репродукций по заранее предложенным критериям, студенты учатся делать оценочные высказывания, у них формируются навыки педагогической оценки. В процессе общения с преподавателем студенты учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, использовать свои теоретические знания, способствующие развитию художественно-творческого и педагогического мышления.

В результате таких обсуждений у студентов возникает понимание целей и методов работы, развивается художественный вкус, навыки педагогической оценки, анализа продуктов художественно-творческой деятельности, что, безусловно, сказывается на результате художественно-творческой деятельности студентов.

Сформированные умения анализа и самооценки результатов художественно-творческой деятельности студентов в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства содержательно связаны с рефлексией, которая позволяет осмысливать свой личностный и профессиональный творческий опыт. Для развития подобных умений студентам предлагался создавать  творческое портфолио.

На протяжении всего периода обучения будущие учителя изобразительного искусства составляют альбом результатов художественно-творческой деятельности по декоративно-прикладному искусству. Отличие данного метода от «портфолио достижений» заключается в том, что студенты помимо конечного варианта работы собирают и несколько ее промежуточных эскизов. В данный альбом входят не только лучшие результаты художественно-творческой деятельности студентов, но и все выполняемые творческие задания. Таким образом, можно наглядно проследить профессиональный творческий рост будущего учителя изобразительного искусства на любом этапе обучения, уровень его художественно-творческого развития.

Для формирования адекватной самооценки художественно-творческих работ студентов перед просмотром (экспертная оценка) используется метод итоговой рефлексии результатов творческой деятельности. Будущие педагоги-художники готовят экспозицию всех учебно-творческих работ за семестр, далее проходит обсуждение работ по следующему плану:

1)     объяснение студентом учебных и творческих задач работы;

2)     самоанализ каждой работы в соответствии с учебными задачами и критериями оценки;

3)     обоснованное выставление оценки собственной учебно-творческой деятельности;

4)     обоснованная оценка педагога.

Таким образом, систематический анализ и качественная педагогическая оценка результатов художественно-творческой деятельности способствует осознанному построению деятельности, последовательному решению изобразительных задач, художественно-творческому развитию будущих учителей изобразительного искусства. Развитые способности к адекватной самооценке художественно-творческой деятельности и ее результатов являются одним из реальных показателей художественно-творческого развития студента, условием его саморазвития, самореализации через изобразительное творчество.

Литература:

1.     Самыгин, С.И. Педагогика и психология высшей школы / Самыгин С.И. [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. –  544с.

2.     Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В.С.Щербаков. – М. : Просвещение, 1969. – 279 с.