Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

 

К.п.н. Апанасюк Л.А.

Тольяттинский государственный университет, Россия

К.п.н. Киреева И.А.

Московский государственный гуманитарно-экономический институт, Россия

Формирование готовности студенческой молодежи к межкультурному взаимодействию

 

В условиях поликультурной мобильности (развитие информационных технологий, глобализация экономики, формирование мирового образовательного пространства и т.д.), когда взаимовлияние и взаимопроникновение различных культур делает страны все больше зависимыми друг от друга, возникает потребность осознания значимости формирования готовности к межкультурному взаимодействию и умений вести диалог с представителями самых разных культур.

В настоящее время, в связи с поиском более эффективных форм и методов воспитания студенческой молодежи, многие исследователи приходят к выводам о необходимости упорядочения и систематизации воспитательных воздействий на личность, что приводит к увеличению роли средств социально-культурной деятельности. В рамках исследования проблемы формирования готовности студенческой молодежи к межкультурному взаимодействию особый интерес представляют организационные средства социально-культурной деятельности (идейно-эмоционального воздействия и психолого-педагогические). Кроме того, важную роль в исследовании играют технологии социально-культурной деятельности, позволяющие развить коммуникативную мобильность студенческой молодежи. В толковом словаре В. Даля находим следующее определение: «технология – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [5]. Существуют различные определения этого термина, но все они связаны с использованием набора методов, которые призваны изменять или улучшать различные процессы (как науки, так и практики). При этом сама технология рассматривается как организованный процесс, направленный на достижение определенных результатов.

С точки зрения социальных наук, технология – это система методов решения социальных проблем, направленных на формирование

1)      условий жизни и развития общества;

2)      общественных отношений; социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей [4]. Следовательно, все социальные технологии призваны выявлять механизмы и процессы (целью которых является гуманизация действительности) и, в свою очередь, обеспечивать постоянную и полноценную адаптацию человека в обществе.

Как известно, существуют следующие группы технологий:

- социально-экономические (система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей);

- организационно-распорядительные (система методов, с помощью которых оказывается влияние на мотивы поведения людей для соблюдения общественной и трудовой дисциплины, формирования чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве);

- медико-социальные (система методов, направленных на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации);

- психолого-педагогические (система методов воздействия на человека через механизм психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения). К этой группе относятся следующие методы: социального исследования; наблюдения; социально-психологической диагностики; внушения; информирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности;

- социально-культурные (система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры). По видам данные технологии можно разделить на несколько групп, направленных на: формирование и распространение культурных ценностей, выявление и сохранение культурных ценностей, освоение культурных ценностей, организацию досуга [3].

Здесь уместно отметить, что психолого-педагогические и социально-культурные технологии имеют схожие целевые ориентиры (воспитание подрастающего поколения на ценностях культуры) и, следовательно, используют близкие по сути способы и методы достижения результатов. В связи с этим необходимо рассмотреть педагогические и социально-культурные технологии, необходимые нам в целях формирования готовности студенческой молодежи к межкультурному взаимодействию, подробнее.

Технологии социально-культурной деятельности широко используются не только в учреждениях культуры, но и в воспитательных процессах образовательных учреждений для организации досуга. Востребованность этих технологий объясняется тем, что в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику. Их характеристиками служат концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, а также необходимость социально-культурного партнерства субъектов педагогического процесса.

Термин «технология» в педагогике появился относительно недавно, когда в Великобритании и США зародилось новое направление в педагогике – технологическое. Это направление возникло в связи с потребностью преодоления недостатков, присущих традиционному обучению. К этим недостаткам можно отнести: неточность постановки целей и задач, низкая управляемость учебной деятельностью учащихся, неопределенность и неповторимость обучающих операций, слабость обратных связей, субъективность оценки в достижении целей.

Первые удачные попытки технологизации педагогической деятельности были сделаны при разработке и апробации идей и способов программированного обучения. Технологическое направление успешно развивалось и дальше, и со временем понятие «педагогическая технология» стало использоваться шире: не только в случаях применения в учебном процессе технических средств и компьютерной техники, но и в тех случаях, когда разрабатывавшиеся принципы и средства педагогической деятельности гарантировали достижение намеченных целей.

«Педагогические технологии», как закономерности педагогического мастерства, были широко известны и применялись в отечественной педагогической практике. Как известно, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги также почерпнули из практики воспитательной деятельности существенные технологические закономерности. В настоящее время термин «педагогические технологии» прочно вошел в область педагогики и социально-культурной деятельности.

Под педагогической технологией понимают систему взаимосвязанных действий педагога (или педагогов), направленную на достижение диагностируемых целевых ориентиров, обладающую высокой экономичностью и управляемостью, способствующую последовательному воплощению запланированного результата.

В материалах ЮНЕСКО также указывается, что педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

Многие ученые посвятили свои работы исследованиям педагогических технологий – В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.В. Юдина, Е.Н. Степанова, А.В. Золотарева, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников и другие.

Так, Е.И. Григорьева видит в технологиях социально-культурной деятельности механизмы реализации теории в практику [3]. Технология и культура связаны между собой, так как технология – это продукт развития культуры. Одновременно технология выступает как основа дальнейшего развития культуры. Поэтому социально-культурные технологии – это совокупность педагогических и психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов и средств, т.е. социально-культурные технологии выступают как методический инструментарий организации социально-культурной деятельности.

Цель – это системообразующий фактор социально-культурных технологий. По мнению исследователей, он соответствует целям и задачам самой социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность понимается как одно из действенных средств организации социального общения субъектов по: а) созданию культурных ценностей; б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Из этого можно сделать вывод, что воспитательное воздействие социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации студентов, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение культурно-воспитательных задач:

1) целенаправленное приобщение студенческой молодежи к богатствам культуры, формирование готовности к межкультурному взаимодействию; 2) стимулирование их социальной мобильности, инициативы и самодеятельности в сфере досуга, повышение их досуговой активности, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время; 3) создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных и творческих элементов, что позволяет улучшить качество формирования готовности студенческой молодежи к межкультурному взаимодействию. Данная тенденция и привела нас к мысли о том, что технологии социально-культурной деятельности могут способствовать оптимизации процесса формирования готовности к межкультурному взаимодействию в плане создания «территории» нового взаимодействия, которое образуется в процессе общения.

Однако, несмотря на общие ориентиры, уникальность социально-культурных технологий заключается в достижении целого ряда жизненно важных целей. К этим целям относятся: жизнеобеспечение, межкультурная социализация, мобильная коммуникация, рекреация и реабилитация. Большую ценность представляют также практические методы по выработке умений и навыков, связанных с определенной целью, в нашем случае - с формированием готовности студенческой молодежи к межкультурному взаимодействию. Однако, важно при этом отметить, что эти технологии не могут быть реализованы изолированно, они могут и должны использоваться согласно поставленным воспитательным целям.

 

                                      Литература

1.                 Грейдина, Н.Л. Основы системной концепции коммуникативно-культурного взаимодействия (теоретико-экспериментальное исследование): Дис. …д.ф.н. / Н.Л. Грейдина. – Краснодар: Кубан.гос. ун-т, 1999 – 250 c.

2.        Григорьева, Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. - Тамбов,1988 – 175 с.

3.                  Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие / Е.И. Григорьева, Е.В. Великанова. – Тамбов, 2000. – 48c.

4.                  Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – Воронеж: ВГУ, 2004 . – 424 с.

5.                 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. / В 4 Т. – М.: Русский язык, 1989. – 300 с.