к.п.н.,
ст.преподаватель
Таюпова
Элеонора Камильевна
г.
Караганды, Карагандинский университет «Болашак»
ОСОБЕННОСИ
СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательный процесс
в системе дополнительного образования предполагает
активную, субъектную позицию не только педагога, но и учащегося. А значит,
ведущей характеристикой, основой образовательного процесса является взаимодействие. Причем
взаимодействуют в образовательном процессе не только педагог и обучающийся, но
и обучающиеся между собой, происходит взаимодействие педагога, ребенка и его
родителей, педагога и коллектива, обучающегося и коллектива [1, с.7].
Профессор
К.М.Кертаева утверждает, что в коллективе педагоги должны создавать атмосферу
уважения ко всем учащимся, независимо не только от их социального и
материального положения, но и индивидуальных особенностей (здесь имеются в виду
особенности характера, темперамента, внешнего вида и другое), уровня
обученности и воспитанности. Автор подчеркивает, что это нелегкая задача.
Педагогу необходимо знать характер взаимоотношений в коллективе,
морально-нравственные ценности, имеющие место здесь [2, с. 159-160].
По мнению
Л.А.Дорожкиной, для того, чтобы учащиеся в системе дополнительного образования
могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых.
Задача педагога состоит в том, чтобы, используя разнообразные методы воспитания
и обучения, в том числе и игровые, направлять их деятельность на развитие и
усовершенствование творческих задатков и способностей. Одаренность развивается
в сотворчестве. Сотворчество педагога и воспитанника является педагогическим
условием, способствующим эффективности развития творческих способностей учащихся
в ходе воспитательного процесса [3]. Автор в своей работе рассматривает труды
В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова, которые выделяют следующие педагогические
условия организации творческого сотрудничества: увлеченность ребенка яркой,
интересной перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных
зон творческого развития; обсуждение условий предстоящей деятельности в
ситуации психологического равноправия педагога и учащихся; уважительное
отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемым в ходе совместного
творчества; организация творческого обмена идеями, способами работы, показ
перспектив сотрудничества; диалогичность процесса обсуждения итогов совместного
творческого процесса; обеспечение творческого самовыражения личности школьника
в творчестве и другое. Ускоренному и продуктивному развитию творческих
способностей учащегося способствует создание атмосферы деловой активности,
уважительного отношения, эстетической насыщенности повседневной
жизни, совместного переживания успехов и неудач, настроения бодрости и
активности [3].
Л.Г.Дирксен
считает, что педагогу для развития творческих способностей учащихся необходимо
совместно с детьми делать акцент на мотивы, которые побуждают ребенка к
творческой деятельности – возможность общаться путем изображения, с увлекающими
его образами, рассказывать о них, мысленно участвовать в изображаемых им
событиях [4 , с.12].
Несомненно, что
совместная деятельность учащегося и педагога имеет свои особенности, главной из
которых, на наш взгляд, является то, что подростковый возраст – особая стадия
онтогенетичского развития личности.
Психолог Л.Н.Леонтьев
говорил, что личность в процессе развития рождается дважды: первый раз – в
раннем дошкольном возрасте, второй раз – в подростковом возрасте [5].
Подростковый возраст
относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными
преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений
индивида. Учреждения дополнительного образования организацией своей
жизнедеятельности стремятся развивать самосознание и обеспечить возможности
самореализации каждого подростка путем включения его в социально значимую,
коллективную, творческую, продуктивную деятельность.
Д.Б.Эльконин ведущей
деятельностью подросткового возраста называет деятельность общения,
заключающуюся в построении отношений с товарищами на основе определенных
морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков, но только в
контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического
опыта человечества [6].
Итак, в подростковом
возрасте в центре внимания детей находятся вопросы, тесно связанные с нормами
взаимоотношений людей друг с другом. Подростки активно ищут образы для
подражания и, выбрав, начинают во всем сравнивать свое поведение и поведение
окружающих людей с этим образом.
Взрослые вместе с
подростками в учреждениях дополнительного образования решают общие
жизненно-практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и
окружающей жизни на пользу и радость себе, друзьям, своему коллективу, окружающим
людям. В процессе такой деятельности происходит эффективное усвоение
общечеловеческих норм и ценностей (А.С.Макаренко).
Развитие происходит лишь
там, где подростки сами воздействуют творчески на жизнь, а взрослые
осуществляют педагогическую поддержку в этом воздействии на окружающую
действительность. Помочь подростку увидеть, осознать как сам процесс поисков,
так и то, что он ищет, но не подменять его собственный поиск готовыми ответами
– в этом, очевидно, и состоит функция педагога дополнительного образования в
совместной творческой деятельности. Постановка учащегося в позицию субъекта
деятельности способствует переводу его на уровень актуального развития, что
особенно значимо для юношеского возраста, который относится к числу критических
периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере
сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида (Л.С.Выготский [7],
Н.С.Лейтес [8], Б.М.Теплов [9] и другие).
Ю.Н.Кулюткин [10]
выделяет два типа отношений, характеризующих человека как субъекта
деятельности:
1. Отношения
«субъект-объект», то есть отношение учащегося к объекту деятельности. Это
отношение образует предметное содержание его деятельности, которое определяется
целями (развитие интеллектуальной, эмоционально-ценностной, практически-действенной
сфер личности), предметом, средствами и способами достижения поставленных
целей.
2. Отношения
«субъект-субъект», то есть отношение учащегося к другим людям (партнерам),
совместно с которыми осуществляется деятельность [234].
Такой подход к
организации совместной творческой деятельности дает возможность перейти от
развития способности анализа обычной репродуктивной деятельности на основе
творческой активности через осознание и овладение компонентами творческой
деятельности к осуществлению собственно творческой практики, что обеспечивается
реализацией условия включения учащихся и педагогов в совместную творческую
деятельность, ориентированную на развитие творческих способностей.
Литература:
1. Кочергина Г.Д. Развитие
образовательного процесса в УДОД // Дополнительное образование и воспитание. -
2006. - № 11. - С. 3-7.
2. Кертаева
Г.М., Кунанбаева М.Ш. Организация урока с применением активных методов обучения
// Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. – 2006. – № 2. – С.
159-164.
3. Дорожкина
Л.А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент в образовании. – 2003. - №
4. - С. 18-30.
4. Дирксен
Л.Г. Преемственность в развитии творческих способностей детей разновозрастного
уровня (Изобразительное искусство): автореф. … канд.пед.наук. - Астана, 2004. –
30 с.
5. Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 287 с.
6. Эльконин Д.Б. К проблеме
периодизации психологического развития // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. -
С. 6-20.
7. Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн.
для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
8. Лейтес
Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Академия,
2000. – 320 с.
9. Теплов
Б.М. Способности и одаренность. – В кн.: Избранные труды. Т I. – М.:
Педагогика, 1985. – 329 с.
10.
Кулюткин
Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.