к.п.н., ст.преподаватель

Таюпова Элеонора Камильевна

 

г. Караганды, Карагандинский университет «Болашак»

 

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Диагностика (греческое слово «diagnosticos» - способность распознавать) рассматривается как особая область совместной деятельности психологов и педагогов. Анализ литературных источников, позволил заметить, что многие исследователи считают диагностику творческих способностей психологической проблемой. Это обуславливают следующие факторы:

1. Цели психологической диагностики: «Если бы психологических различий не существовало, то отпала бы потребность в диагностике» [1].

2. Методики по диагностике творческих способностей разрабатывались и продолжают развиваться в рамках психологии. Нам же импонирует точка зрения немецкого ученого К.А.Хеллера, который утверждает, что диагностику должны проводить те, кто непосредственно занимается развитием и обучением учащихся [2].

3. Тестирование творческих способностей, на сегодняшний день, широко распространено как одно из направлений поиска одаренных детей для дальнейшего обучения их по специальным программам.

Нам импонирует мнение ученых, говорящих о необходимости развития творческих способностей у всех учащихся. Руководствуясь работами ученых по проблемам диагностики, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день очень распространена оценка развития творческих способностей учащихся с помощью психологического тестирования по методике Э.П. Торренса. В сравнении с другими методиками «она считается наиболее надежной и экономичной» [3]. Однако психологи отмечают, что «использование одних только результатов тестирования для выявления творческих способностей недостаточно» [3, с.84].

Современная образовательная практика рассматривает диагностику творческих способностей в качестве неотъемлемой части целостного педагогического процесса, немаловажен и тот факт, что понятие «педагогическая» показывает, «что не психолог, а именно педагог выступает как один из главных экспертов педагогической оценки творческих способностей личности» [3, с.5].

Термин «педагогическая диагностика» впервые был введен К.Ингекампом в 1968 году, который рассматривал это понятие как предпосылку, условие и результат эффективности процесса обучения [4].

По определению И.П.Подласого [5], диагностика (от греческого слова «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – это общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

В своем исследовании В.И.Андреев отмечает следующие особенности педагогической диагностики: 1) осуществляется для педагогических целей, то есть ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации её результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика; 2) дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя; 3) осуществляется при помощи методов, органически вписывающихся в логику педагогической деятельности учителя; 4) усиливает контрольно-оценочные функции деятельности учителя [5, с.465].

В диссертационном исследовании Е.В.Киселевой [6] психологический феномен способностей рассматривается с точки зрения педагогического процесса его развития, следовательно, совокупности психологической и педагогической диагностики. Они тесно связаны, хотя и выполняют различные функции, которые заключаются в следующем: психологическая диагностика фиксирует перемены в самом учащемся и оценивает уровень психологического развития, достигнутого индивидом или группой; педагогическая диагностика выполняет служебную функцию внутри системы воспитания и обучения, исследуя педагогический процесс, состояние элементов педагогической системы, условия их реализации с целью прогнозирования возможных отклонений в функционировании и развитии, а также обоснования результатов педагогического процесса [6, с.392].

По утверждению В.И.Андреева, педагогическая диагностика выполняет ряд функций: информационную (получение данных о ходе развития творческих способностей учащихся); аналитическую (анализ информации и создание базы для принятия адекватного решения); ориентировочную (ориентация среди факторов, условий, средств развития творческих способностей учащихся); контрольную (поддержание процесса на должном уровне и перевода его в режим «субъект-субъектных» отношений); управленческую (регулирование педагогического процесса, его коррекция, создание условий для развития способностей учащихся) [7].

Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста можно охарактеризовать появлением психических новообразований; контроль за их появлением эффективен только тогда, когда он опирается на диагностику и ведет к коррекции педагогической деятельности, которая, в свою очередь, дает результаты, если основана на диагностических данных.

Ориентиром, определяющим направления деятельности педагога дополнительного образования, может стать сконструированная нами модель развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования, представленная на рисунке 1.

 


Подпись: Программно-методический  комплекс



Моделирование традиционно рассматривается как метод построения и исследования вещественных или знаковых моделей, то есть особых объектов или систем, отражающих свойства оригинала (прототипа). Модель есть аналог, заместитель исследуемого объекта.

В.А.Штофф под моделью понимает мысленно представляемую систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте [8].

А.И.Уемов определяет модель как «систему, исследование которой служит средством получения информации о другой системе» [9, с.47].

Модель в педагогике — созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, параметры) изучаемого объекта, и вследствие этого, находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку [9].

 

Литература:

 

1            Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Ред. К.М. Гуревич, Е.М.Борисова. – М.: УРАО, 1997. – 302 с.

2            Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.

3            Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / В.И. Андреев, Г.В. Здебская, О.А. Харченко. – Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1989. – 140 с.

4            Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 238 с.

5            Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

6            Киселева Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2000. – 167 с.

7            Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

8            Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. – М.: Высшая школа, 1978. – 271 с.

9            Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. – М.: Мысль, 1971. – 311 с.