Формирование эстетической культуры студентов в современных условиях.

Казахстан, Алматы, Казахский Национальный университет

имени аль-Фараби

к.п.н., доцент Мукашева А.Б.

Высшее профессиональное образование, как любой социальный институт, в своем развитии отражает проблемы казахстанского общества в целом. В условиях трансформирующегося общества, кардинальных перемен, система образования приспосабливается к новым реалиям, приобретает новые качества и постепенно становится субъектом рыночных отношений, которые, в свою очередь, определяют новые требования к целям, структуре и методам образовательного процесса, а также к конкурентоспособности специалиста. В современных условиях основной задачей преподавания в вузе становится не только подготовка будущего специалиста, владеющего суммой знаний, умений, навыков к профессиональной деятельности, но и, прежде всего формирование творческой, инициативной личности.

Задача образования не столько вооружить студентов знаниями, практическими навыками, сколько раскрыть их как индивидуальности (помочь обрести себя, свой творческий потенциал), воспитать граждански грамотных и социально активных профессионалов, внутренне готовых к непрерывному повышению образовательного уровня. Именно личностные качества, в соединении с профессиональными, в наибольшей степени необходимы специалисту ХХI в.

Сегодняшние студенты – это будущие руководители производства, сотрудники различных учреждений, это завтрашние воспитатели молодого поколения, творцы новых культурных ценностей. Специфика основной деятельности студенческой молодежи, цель которой определяется социальными функциями ее в будущем, решающим образом влияет на характер ее отношения к эстетической культуре общества.

Интерес и приобщение к искусству, эстетической культуре общества оказывает большое влияние на нравственность, воспитывает эстетическую культуру личности. А личность, понимающая и воспринимающая прекрасное, будет окружать себя только прекрасным. Не исключено, что это понимание будет проявляться во всем: во взаимоотношениях с окружающими его людьми, то есть с коллегами, друзьями,  родными и близкими,  в творческом подходе в быту  и на работе, в преодолении каких то негативных явлений в жизни.  Огюст Роден говорил, что мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Эта мысль актуальна и сегодня, так как формирование эстетической культуры - это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Важнейшими средствами эстетического воспитания являются: приобщение молодых людей к искусству, т.е. непосредственное восприятие его произведений;  привлечение студентов к участию в художественных кружках, студиях при вузе; хорошо организованная воспитательная работа в вузе.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими направлениями воспитательной работы, с формированием мировоззрения и нравственного облика молодых людей, с учебой, трудовой и общественно-политической практикой. В качестве необходимого компонента воспитания направленного на развитие нравственных качеств или творческого отношения к труду и учебе оно действует в единстве с другими компонентами. В этом плане и в смысле использования средств эстетического воспитания (в первую очередь искусства) его назначение совпадает с общей целью всей системы воспитания. Этой целью является всестороннее и гармоническое развитие личности.

 Существенное влияние на развитие эстетических взглядов, идеалов и потребностей студентов оказывают их нравственные убеждения, эстетические качества и моменты самого учебного процесса, а также ряд факторов, не связанных непосредственно с образовательным процессом. Это, в первую очередь, средства массовой коммуникации и мероприятия, проводимые среди молодежи культурно-просветительскими учреждениями и творческими организациями.

Важную роль в формировании эстетической культуры студента играет организация воспитательной работы  не только в университете в целом, но  и куратора отдельно взятой студенческой группы.

Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы.

Одними из важных задач воспитательной работы куратора являются:

- изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;

-создание гуманистической атмосферы в студенческом коллективе как условие нравственного развития студентов;

-помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности студента;

- организация воспитывающей среды;

- особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности студента в соответствии с требованиями к будущему специалисту.

Воспитательная работа куратора должна быть организована так, чтобы реализовывались основные воспитательные задачи,  как в учебное, так и во внеаудиторное время.  Например, во внеаудиторное время  эти задачи реализуются при проведении  различных мероприятий, направленных на адаптацию студентов к новым для них социально-культурным условиям студенческой жизни. Студенты знакомятся с факультетом, университетом, с культурой города, посещают музеи, театры, выставки. Студенты Казахского национального университета им.аль-Фараби, например, могут узнать все о своем вузе в музее КазНУ. Во Дворце студентов университета организуются и проводятся различные мероприятия, например, «Посвящение в студенты», «КВН» и др. На таких традиционных праздниках  как «День республики», «День независимости», «Новогодний вечер»  и др., студенты знакомятся друг с другом,  по возможности, шире и нагляднее представляя культуру своего народа и народов, проживающих в Казахстане.  Студенты разных факультетов могут участвовать в вокальных, хоровых, хореографических студиях, в оркестре народных инструментов, которыми руководят профессионалы.  

Широко отмечаются национальные праздники, готовится концертная программа, в которой принимают активное участие сами же студенты. Каждому студенту предоставлена возможность реализовать себя в общественной сфере, развивать творческие способности и приобщиться к любому виду искусства.

Прекрасные традиции, которые формируются в Казахском национальном университете преподавателями и студентами в сложных современных условиях, имеют целью раскрывать молодежи духовные ценности, обогатить их духовно и поднять уровень их эстетической культуры. 

Как было отмечено выше, формирование эстетической культуры студентов не ограничивается рамками их деятельности в стенах вуза, так как они знакомятся и с культурной жизнью города. Студенты вместе с кураторами ходят в театры, музеи, на выставки, концерты и др.

Не менее важным является активность самих студентов, поскольку развивающаяся личность полноценна лишь при активном самообразовании. Потребность студентов в самообразовании, его эффективность в заметной мере обусловливается успешной подготовительной, воспитательной работой в процессе учебных и внеаудиторных занятий, начиная с первого курса. Только такой подход создает непрерывность процесса перехода от обучения к самообразованию.

Эстетическое самообразование во внеаудиторное время играет большую роль в развитии личности студента, так как способствует углублению и расширению эстетических знаний, развивает их эстетические вкусы и приобщает к искусству.

Для приобщения студентов к самообразованию, в том числе эстетическому, необходимо наличие развитых познавательных потребностей и интересов, определенных волевых усилий для их удовлетворения, высокой степени самодеятельности при организации этой работы. 

При соответствующем содержании эстетическое самообразование не только удовлетворяет имеющиеся познавательные интересы и способствует их развитию, но и значительно повышает восприимчивость личности к нравственно-эстетическому влиянию искусства, способствует формированию высокого художественного вкуса.

Многие студенты хотели бы повысить свой уровень ориентации в области различных  искусств, т.е. музыкального, танцевального, театрального, художественного и т.д. Но реализации этой потребности мешает часто встречающаяся неорганизованность, неумение планировать, рационально использовать свободное время, недооценка значимости и возможности эстетического самообразования в развитии духовной культуры современного человека, наконец, неумение самостоятельно организовать самообразовательную деятельность в данной области.

Между тем, существуют реальные возможности для массового эстетического самообразования в современных условиях. Выявление этих возможностей осуществляется на основе определения уровня развития и информированности современной молодежи.

Естественное стремление современной молодежи к музыке и неограниченные в наше время возможности общения с ней позволяют широко использовать ее в системе эстетического воспитания.

Сегодня обеспечен широкий доступ к приобретению видео-аудио материалов, прослушиванию и просмотру музыкальных, театральных, художественных теле и радиопередач. Например, потребность к слушанию содержательной музыки, не только эстрадной, но и симфонической и оперной пробуждается созданием условий для систематического слушания серьезной музыки и формирования умения слушать такую музыку. Для этого вполне можно обойтись без наличия очевидных музыкальных способностей и абсолютного музыкального слуха, если удастся выработать потребность в углубленном познании музыкального искусства, стремлении выйти за пределы восприятия лишь танцевальной, развлекательной музыки, примитивной по содержанию и средствам выразительности.

В силу специфики любого искусства, как разновидности художественного познания, готовность к эстетическому самообразованию предполагает наличие у студентов сложившейся системы знаний в данной области, на основе которых может осуществляться самостоятельная познавательная деятельность; наличие потребности в эстетическом самообразовании; наличие сформированных умений самостоятельно овладеть знаниями из различных источников необходимой информации, а также способности практического применения полученных путем самообразования знаний в оценке различных эстетических явлений.

Определяющим условием обращения студентов к эстетическому  самообразованию в большинстве случаев является пробужденный интерес к эстетическим явлениям. Такой интерес возникает из желания студентов общаться с миром искусства во время досуга. Например, интерес к музыке побуждает студентов к различным видам музыкальной деятельности, становится важнейшим стимулом музыкального самообразования и т.д.

Овладение в доступном объеме величайшими сокровищами музыкального, художественного, театрального искусства углубляет и способствует в дальнейшем облегчению понимания и других областей искусства. В свою очередь, любознательность и восприимчивость к различным видам искусства способствует и углубляет интерес к определенному его виду.

Соответственно, для реализации данной проблемы для студентов нужна  разнообразная научно-популярная литература в области различных искусств, предназначенная для читателей с различным уровнем ориентации, а также  организация встреч с известными интересными людьми из мира искусств.

Необходимы соответствующие содержательные передачи, адресованные молодежи. Эти передачи должны быть нацелены на пробуждение у них потребности слушать прекрасную музыку, смотреть хорошие кинофильмы,  которые действительно воспитывают в молодежи чувство прекрасного, побуждают их к нравственным поступкам, понимать работы великих мировых и отечественных художников, которые  помогут им  приобщиться к сокровищам мирового и отечественного наследия. Требуются передачи о современных, молодых одаренных музыкантах, художниках, актерах и др., а также  содержательные передачи, отражающие поучительный опыт приобщения студентов к искусству.

Таким образом, надо отметить, что успешному формированию  эстетической культуры студентов обеспечивают такие факторы, как совершенствование воспитательной работы куратора в вузе; активизация деятельности культурно-просветительских учреждений - театров, концертных залов, библиотек, домов культуры и пр.; издание разнообразной учебно-методической и научно-популярной литературы, облегчающей самообразование в области различных  искусств, предназначенной для читателей с различным уровнем ориентации и др.

 

Литература

1.     Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с. (Серия «Педагогическое образование»)

2.     Мукашева А.Б. Музыкальное самообразование растущей личности - проблемы и перспективы // Поиск. –1998.-№6. – С. 142-145.

3.     Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-пресс, 2001.

4.     Эстетическое воспитание студентов: Сборник статей/ Под ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Высш.школа,1980. – с.248.