Аспирантка Халтурина Н. А.

               Московский городской педагогический университет

Художественная школа как фактор нравственного воспитания и формирования духовных ориентиров молодого поколения.

Дети должны получать от нас,

 во-первых, корни,

а во-вторых, крылья

                                                                                                (Народная мудрость)   

В настоящее время «сильные государства с целью увеличения своего авторитета, достижения тех или иных интересов системно, с использованием манипулятивных технологий внедряют свои культурные идеалы, образцы, принципы среди граждан других стран, что в конечном итоге ведет, с одной стороны, к установлению духовной, культурной, моральной и нравственной зависимости, с другой – способствует разрушению традиционных  духовных, культурных нормативов, приводит к деградации национальной культуры, индивидуального и общественного сознания.» [8] В России остро стоит проблема духовного кризиса, кризиса культуры. Серьезную угрозу духовному пространству страны сегодня представляют активная модернизация, охватившая все структуры, насильственное внедрение заимствованных американских и западных моделей экономического, политического, культурного развития, происходит разрушение традиционных ценностей и национальных традиций, манипулирование населением через различные СМИ, «целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов и стилей жизни…» [8] Под угрозой разрушения самобытность, основы духовной культуры, ее безопасность – в следствии чего – разложение нации и гибель государства. Поэтому в образовательной политике государства особенно приоритетной является проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества.

 

В Древней Руси ведущая роль в воспитании детей принадлежала семье. Знаменитый историк В.О. Ключевский писал: «Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственною атмосферой, которой он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». [3]

Проводилось строгое различие между книжной и духовной мудростью. В одном из летописных источников, которые использовал в своих трудах Ключевский, говорилось: «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости; аще обрящеши кротости, то одолеешь и мудрости; не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит». [4] На первое место ставились качества человека, и его нравственное развитие должно было опережать «книжное».

 К сожалению, эта традиция давно утрачена, а предпосылок для её возрождения весьма мало. Знание возводится в абсолютную ценность, а все остальное в человеке вторично и едва ли имеет определяющее значение в его оценке обществом. Однако профессионализма и эрудиции недостаточно для человеческого счастья. К ним должны быть приложены и другие качества из разряда духовно-нравственных – характер, суть, смысл жизни, целеполагания и мотивы деятельности, а главное – живые чувства добра, питающие светом и радостью душу.

В  XIX – XX вв. многие лучшие русские философы (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), педагоги (К.Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев), писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский) уделяли  пристальное внимание  вопросам поиска  нравственности и духовности, выработки национального  самосознания народа. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека, определяя самобытность культуры как основу живой связи с психикой нашего народа. Эти выдающиеся деятели связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности, национальные духовные святыни, определяемые, прежде всего, историческими православными  корнями русского народа. Ведь именно эти корни питали изначально чувство самосознания, патриотизма и гражданственности, что находило отражение в отечественной литературе, искусстве, культуре.

Целые поколения наших граждан выросли на великих произведениях русских живописцев. Почти все из них затрагивали тему духовности и нравственности (Андрей Рублев, Феофан Грек),   работая над евангельскими сюжетами, изначально отраженных в самой читаемой и почитаемой Книге человечества – Библии (Н. Ге, И. Н. Крамской, Г. И. Семирадский).  На картине  Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне» Иисус изображен  в тот момент, когда он победил все сомнения и решился пойти на подвиг  в искупление грехов человеческих. Он пройдет по  этим острым камням, будет  крещен в Иордане, а затем примет мучительную смерть на кресте. На лице Христа изображено не только страдание, но и решимость на подвиг жертвенной любви. Крамской считал, что в жизни каждого человека бывают минуты, когда он должен решить: предать добро или «не уступить ни шагу злу» для того, чтобы каждый из нас  принял правильное решение, Крамской и напоминал своей картиной о том, как поступил Спаситель. Николай Ге хотел, чтобы у человека дрогнуло сердце, когда он посмотрит на его картину «Голгофа». Художник хотел, чтобы люди не разумом, а сердцем помнили, какие муки перенес Спаситель, искупая грехи человеческие и, может быть, удержались от умножения зла на земле.  В картине и пейзажной живописи (М. В. Нестеров, В.М. Васнецов, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, А. В. Лентулов, И. С. Глазунов)  художники создают  образ русской души, раскрывая содержание абсолютных духовных ценностей  через композицию, сюжет, цветовое решение, архитектуру  (в каждой работе мы наблюдаем изображение церквей) и атрибуты религии.

Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия.

Прошедшее столетие в советской педагогике было отмечено доминирующим направлением идеологического воспитания личности, когда нравственность определялась Кодексом будущего строителя коммунизма, и воинствующий атеизм был главным ее условием. Итогом эпохи господствующего материализма явилось почти полное забвение национальных духовных святынь. Рухнувшая в конце прошлого века идея светлого коммунистического будущего еще более обострила бездуховность и привела к господству товарно-денежных отношений во всех сферах бытия, когда сама человеческая жизнь стала предметом купли-продажи.

Молодежь захлестнула волна шоу-бизнеса, граничащего с разгулом и цинизмом;  алкоголизм,  наркомания,  проституция  и  суицид.  Под угрозой оказалось само существование нации. Здесь мы можем обратиться к произведениям И. Глазунова, например - «Мистерия XX века». Таким образом, социокультурная ситуация, сложившаяся в России настоятельно требует переосмысления многих философских концепций, получивших широкую популярность в 1990-е гг. и казавшихся бесспорными ещё десятилетие назад, переоценки сложившейся за десятилетие реформ системы ценностей с гипертрофированной ролью материального благополучия, отрицанием гуманности, справедливости, нравственности.

Все более очевидным становится тот факт, что ретроспективный взгляд на духовно-нравственные традиции оказывается перспективным для гармоничного развития российского общества, его целостности и стабильности, что эти ценности могут стать не препятствием дальнейшей модернизации страны, а её органической основой. Сейчас главной является проблема формирования личности молодого человека на основе духовно-нравственных традиций, которым уделяли пристальное внимание наши лучшие писатели, философы, художники, воспитание высококультурного, творческого человека.

Россия нуждается сегодня в национальном воспитании русского (российского) духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, а также гражданская ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных, музыкальных и живописных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей.

Образовательная политика Российской Федерации направлена на воспитание духовно-нравственной, творческой личности, знающей национальные культурные традиции, составляющие часть культурного наследия России,  толерантной личности, патриота своей страны. Также реализация принципа толерантности, его вхождение в пространство Российского общества, что связано с определенными факторами, такими, как: справедливость, социальный престиж, социальная стабильность и порядок, социальная активность. Но существует и ряд негативных ценностей, характерных для общества – это социальная дезорганизация, протестные движения, этническая и социальная вражда, социальный пессимизм, апатия, уход в личную жизнь. В обществе необходимы относительно постоянные культурные эталоны,  базовые ценности, что обеспечит чувство стабильности в обществе. Базовые ценности являются основой культурной идентичности, однако ситуация осложняется  влиянием фактора глобализации. Надо сказать, что глобальная культура базируется на национальных особенностях, на специфике интеллектуальной деятельности, характере и содержании художественного творчества.

Сейчас в нашем государстве существует недооценка в социальной практике роли художественной школы как влиятельного фактора динамического развития общества  в соответствии с настоящей концепцией развития образования и общества. Однако, именно художественное образование, в частности, художественная школа обладает мощным воспитательным потенциалом - средствами искусства, рисунка, живописи, композиции, различных декоративно-прикладных дисциплин, используя труды наших лучших  философов,  мастеров живописи и наследие национальной культуры развивает у ребят устойчивый интерес к художественной культуре, оказывает большое на формирование их мировоззрения. Процесс становления мировоззрения связан с формированием сознания личности, ее убеждений и установок, поэтому эффективность  проявляется не сразу, воспитание носит непрерывный характер, начиная с раннего возраста (подготовительные группы(7-10лет)) и продолжается в старших классах школы, а затем и в высших учебных заведениях.  

С детьми работают высококвалифицированные специалисты, обучающие и воспитывающие подрастающее поколение в духе уважения к культурным традициям, патриотизма и понимания ценности прекрасного. 

     
Перед  преподавателями художественной школы стоят две задачи: первая – приобретение учащимися профессиональных знаний, мастерства, вторая – эффективная идейно-идеологическая воспитательная работа, направленная на рост сознательности, убежденности, социальной активности личности учащихся.

Художественная школа, обучая изобразительному искусству, ставит своей целью помочь ребятам развить себя как свободную, духовно богатую, разносторонне развитую, яркую личность. Общение с искусством позволяет ученикам открывать в себе новые чувства и мысли, способность к сопереживанию и сочувствию. В процессе изучения языка искусства, его изменений, ребята получают ключ к изменениям глубинным – перед ними раскрываются  сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Основой в воспитании такой личности являются национальные духовно-нравственные традиции народа. Россия является многонациональным государством, поэтому в художественных школах  различных регионов должны учитываться духовно-нравственные традиции коренных жителей.   Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». [1]

Поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет:

- духовная атмосфера школы;

- постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры;

- совместное с ребенком начало его духовного пути;

- бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.

В основе нашего образования и воспитания лежит любовь к России, идеал служения Родине и народу, что составляет ядро патриотического воспитания и нравственную основу государственной идеи.

Понятие  нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребенка.

 Обучаясь в художественной школе, ребята посещают занятия по истории искусств, где большое внимание уделяется национальному искусству, прежде всего – иконописи. А на занятиях рисунком и живописью  ребята  познают культуру той страны и эпохи, в стиле которой составлен натюрморт. Тематика русского натюрморта  повторяется на протяжении всего обучения в школе, наиболее полно отражая самобытность русской культуры с древних веков по настоящее время.

Область композиции является  средоточием идейно-творческого начала в изобразительном искусстве. Через композицию выражается отношение художника к миру, его понимание  мира, т.е. эстетическая оценка. Через композицию художник выражает то, что заинтересовало, увлекло его. Необходимо, чтобы художник обладал развитым умом, горячим сердцем, был человеком, способным глубоко и самостоятельно мыслить. Огромное значение для художника имеет мировоззрение. И потому  особенно важно создание с учащимися композиций на патриотические темы. У каждого учащегося есть возможность выбрать сюжет, который его особенно волнует, а задача преподавателя - поставить проблему, которую ученик с интересом будет решать во время всей работы над композицией.

В процессе поиска образа учащиеся перерабатывают большое количество художественной и исторической литературы, посещают музеи, подбирают наглядный материал и ориентируются на  колористическое, композиционное решение произведений  великих русских мастеров, делают необходимые  натурные зарисовки, используя свои пленэрные работы и на основе этого материала выполняют эскизы разного формата, решая композиционные,  образные, тональные и колористические задачи.

 Работая  с таким материалом, ребята узнают, какую роль сыграли наши соотечественники в этих направлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, как служили ей верой и правдой, как любили ее. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своим народом любые испытания, скорби и лишения.

Каждая работа учащегося есть результат погружения в эпоху, изучения  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

Для большего воодушевления  и осознания всей серьезности и важности работы необходимо участие творческих работ  ребят в школьных, районных, городских выставках-конкурсах и фестивалях на патриотическую тематику, например такие: «Золотая кисточка», «Фестос», «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси», «Восточный округ - жемчужина Москвы».

Дополнительное художественное образование как особый механизм трансляции гуманитарных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций, несет в себе целый ряд специфических функций. Это обусловлено, главным образом, его возвышенным содержанием – сосредоточением художественного, духовно-нравственного опыта человечества. Познавательная функция художественного образования детей и юношества реализуется через систематическое приобретение знаний о разных видах искусства, проникновение в сущность художественно-образного отражения реальной действительности, постижение закономерностей искусства как формы общественного сознания. Художественное познание мира раскрывает растущему человеку истинное и ложное, помогает в освоении «законов красоты» различных областей жизни и явлений, формирует основы художественного мышления. Вдумчивое проникновение в ценностное содержание мирового духовного наследия, «живое созерцание» помогает новому поколению понять смысл и предназначение искусства, природу художественной деятельности, бесконечность процессов человеческого творчества.

                                   

                                              Литература:

1. Исаев Л. И. Ушинский К.Д.: основатель русской дидактической и методической школы. М.: Ин-т общего образования, 1999. -352с.

2. Зорилова Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве. Изд.: Академический проект, 2008,  253 с.

3. Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре», 2-е изд., испр. и доп.  «Дрофа", Москва, 2008 г.

4. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. - М., 1990. - Т. 9.

5. Проблемы композиции: Сборник научных трудов/ под редакцией В. В. Ванслова. М.:Изобразительное искусство, 2000.- 292 с.

6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., «Просвещение», 1974.

7. Сергеев В. К, Сергеев В. В. Российская культура. На рубеже, на грани, на перепутье? // Научное издание. – М.: Серебряные нити, 2008. – 520 с.

8. Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С.Сочинения в двух томах. М., 1988.