Педагогические науки/ Методические основы воспитательного процесса

Аспирант Ширяева И.Ю.

Московский Государственный Гуманитарный Университет

им. М. А. Шолохова

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

В данной статье рассматриваются факторы и обстоятельства, от которых зависит эффективность процесса воспитания толерантности у младших школьников, в том числе на уроке иностранного языка. Раскрываются такие понятия как «толерантность», «интолерантность». Представлена значимость изучения языка как одного из аспектов воспитания толерантной личности.

Воспитание современного ребенка происходит в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является передовой тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем выдвинута на первое место в России.

И.П. Подласый отмечает, что начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим [8, C. 58].

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности.

По мнению, А. В. Мудрика воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. Основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми [5, C. 74]

Толерантная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп.

Наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.В. Вульфовым. Она определяется им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни» [3, C.13]

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности - интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека. [1, C.77]

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. [5, C.143]

Национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе. У всех у них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызывает насмешку. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует. Поэтому задача педагога на ранней стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

Значимость изучения языка как коммуникативного компонента состоит в том, что он является основным каналом, посредством которого ребенок приобщается к культуре и выстраивает свой социальный опыт.

Когда ребенок начинает изучать иностранный язык, он постигает мировоззрение разных народов через сопереживание. Становление личности в мультикультурной среде и в процессе рефлексии даёт возможность посмотреть на ситуацию с точки зрения другого, оценить себя с его стороны, принять иную логику мышления и поведения. Такая информационная среда может сформировать духовный мир современного человека, способного самостоятельно выбирать и осваивать социальные роли и творчески моделировать их. Именно поэтому, иностранный язык в школе должен рассматриваться как часть изучаемой детьми культуры.

Формулировка термина «иноязычное образование» была введена в научный оборот ученым-методистом Е.И. Пассовым. Согласно Е.И. Пассову, иноязычное образование – это процесс соизучения языка и культуры [7, C. 163].

Как отмечают Ю.В. Белкин и Н.В. Брагина, речь идет об образовании, формирующем человека, который усвоил знания о других культурах, уяснил общее и особенное в традициях и образе жизни, понял ценности различных культур. Иноязычное образование воспитывает личность в духе уважения к иным культурным системам, способную к осознанному саморазвитию и успешному социальному самоопределению в условиях мультикультурной среды данного сообщества и одновременно в пространстве современной мировой цивилизации [2, C.114].

Одна из функций иноязычного образования, по мнению З.И. Никитенко,  ̶  культуросозидающая, связанная с духовно-нравственным развитием личности младшего школьника; с формированием целостной картины окружающего мира, способствующей осознанию принадлежности младшего школьника к единому человеческому сообществу, своей стране (краю, республике), культуре; с обретением учеником духовно-нравственных и культурных ценностей в национальном и общечеловеческом понимании [6, C.83].

Как пишет Н.Л. Селиванова, решающий фактором воспитания толерантности могут являться встречи школьников с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для ребенка, а также в присутствии общности людей, значимых для него. Таким образом, контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды перемещаются в некое ограниченное педагогическими рамками пространство - воспитательное пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного протекания межкультурного диалога: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; регулировать его продолжительность и интенсивность; организовать специальную работу - тренинги, дискуссии, рефлексию. Во время непосредственного общения личные качества встреченного человека оказываются для подростка более значимыми, чем его этническая или конфессиональная принадлежность, а значит, и культурные предубеждения уходят на второй план [9, C.79].

Несмотря на то, что Н.Л. Селиванова рассматривала вовлечение в мультикультурную среду именно подростков, большинство приемов при некоторой адаптации могут быть использованы и в начальных классах, поскольку как уже отмечалось ранее мультикультурное содержание образования должно охватывать весь период обучения в школе.

 Наиболее благоприятен для воспитания толерантности – младший школьный возраст. Как считает И.С. Марьенко, в младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности [4, C. 286].

В.В. Слукина и Н.Б. Шипилова выделили 3 области, которые интересны для учащихся и реально помогают овладеть языком: национальные праздники страны, литература и система образования [10, C.186].

 Чтение, ориентированное на страну изучаемого языка, способствует созданию условий не только для познавательной активности, но и для воспитания таких качеств, как чувство уважения к чужой культуре, гордости и любви к своей собственной. Проведение же традиционных праздников, помогает вовлечь учащихся в деятельность по присвоению инородной культуры. Ввести детей в её мир, помочь соотнести с родной культурой - важные задачи учителя иностранного языка.

Совершенно очевидно что, чем лучше человек знает иностранный язык, тем более глубоким становится понимание им другой культуры, её традиций и норм поведения (что важно, если он приезжает в страну изучаемого языка). Становится понятной актуальность приобщения тех, кто изучает иностранный язык, в культуре страны.

 

Литература:

1.                 Андриенко Е.В,. «Социальная психология». - М., 2003. – 308 с.

2.                 Белкин Ю.В., Поликультурное образование как часть региональной культурной политики / Ю. В. Белкин, Н. В. Брагина // Культуросообразная школа.- М., 2002.- 214 c.

3.                 Вульфов В.З., Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - 12-16 c.

4.                 Марьенко И.С., Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 308 с.

5.                 Мудрик А.В., Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.. Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

6.                 Никитенко З.И., Диссертация: «Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе, диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Нижний Новгород». – 2011. – 168 с.

7.                 Пассов Е. И., Основы коммуникативной теории и технологии инозычного образования, Изд-во: Русский язык, 2010. – 284 с.

8.                 Подласый И.П., Педагогика начальной школы/ учеб.для студ.пед.уч-щ и колледжей, обуч.по группе специальностей "Образование"//. – М.: Владос, - 2008. – 463 с.

9.                 Селиванова Н.Л., Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М.: Педагогика 2001. – 354 с.

10.            Слукина В.В., Шипилова Н.Б., Круглый стол, Научно-методический сборник. Новые ценности образования: культуросообразная школа. №11, М. – 2002. – с.186-187.