СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Сегодня развитие российского общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические, а так же духовно-нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются довольно сложными и многообразными. Это особенно заметно проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи, семейных отношений.

Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Семья, как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Здесь подросток впервые включается в общественную жизнь и усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Как указывает Дарио Салас Соммэр в книге «Мораль XXI века», семья и очаг – первая структурная модель мира, с которой встречается ребенок. «Все его психологическое, моральное и духовное развитие зависит от этой формирующей среды. Этнический и духовный упадок современного человека объясняется неудачей родителей, которые обычно недостаточно развиты и, значит, незавершенны. Не имея необходимых духовных ценностей, они ничего не могут передать детям» [1, с.340].

         Семья - есть персональная среда жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический – зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический – определяется структурой семьи [2, с. 39].

Как в отечественной, так и зарубежной  науке традиционно признается  ведущая  роль  взрослого в социализации и психическом развитии ребенка. Социальная среда с первых же дней жизни ребенка представлена ему, прежде всего, как система семейного взаимодействия. Именно родители выступают для ребенка единственными  носителями социальных отношений и важнейшим опосредующим звеном с внешним миром. Таким образом оказывается, что, представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений,  реализующихся в системе семейного взаимодействия и общения,  семья именно в этом качестве оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Однако до настоящего времени не изучены в полной мере те психологические параметры семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных свойств. Вместе с тем, важно понимать, что семейные перемены являются существенными детерминантами развития Я-концепции  ребенка.

В исследовательских объяснениях влияния семьи на развитие личности ребенка можно выделить две общие ориентации: 1) особенности личности ребенка рассматриваются как  результат семейных воздействий; 2) доказывается, что ребенок сам определяет свое место в контексте семейных воздействий.

  Первая ориентация устанавливает связь между определенными воздействиями и личностными характеристиками детей, «объектами» воздействия. В рамках этой ориентации накоплено большое число эмпирических исследований. Значительная часть их касается связи особенностей отношения родителей к ребенку.

     Исследование психологического механизма становления гуманистической направленности ребенка в условиях семейного воспитания показало, что эмоциональное и социальное развитие ребенка испытывает влияние не только детско-родительских отношений, но и других факторов: общего нравственно-психологического климата в семье, соотношения родительских позиций отца и матери, взаимоотношений ребенка с другими членами семьи. Большое значение имеют в этом процессе личностные особенности родителей, их социальные установки в общении с другими людьми вне семьи. Идентификация ребенка с родителями на основе установившейся эмоциональной связи предполагает усвоение ребенком и этих личностных черт родителей [3].

Вторая ориентация отмечает, что в отношениях "родитель-ребенок" следует учитывать активную позицию самого ребенка. В рамках этой ориентации заслуживают внимания работы психоаналитического направления, учитывающие активность ребенка в контексте семейных отношений, используя для этого понятие "идентификация", введенное 3. Фрейдом. Явление идентификации изучается в аспекте формирования личности как процесс внутренней динамики сил, которые побуждают ребенка формировать собственное "Я" по подобию родителей.

Вместе с тем, приходится констатировать, что обе ориентации имеют свои достоинства и недостатки. Так, сторонники однонаправленного влияния семьи на личность ребенка, рассматривая характер родительских влияний и регистрируя их результаты, упускают из виду активность воспитуемого. Приверженцы же другого подхода, отмечающие двусторонность воспитательного процесса и рассматривающие ребенка как равноправную сторону, не учитывают третьего фактора - социокультурного, а ведь на поведение и ребенка, и взрослого накладывают отпечаток как те жизненные условия, в которых они находятся в данный момент, так и те, которые уже сыграли свою роль на прошлых этапах развития индивида. Это означает, что подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некоторая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений.

Таким образом, следует понимать, что в задачи семейного воспитания входят подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, образующих фундамент нормального формирования и функционирования личности. Выступая в качестве субъекта воспитания, каждая семья выполняет эту функцию в зависимости от социального и социально-психологического состояния, идейно-нравственной зрелости и педагогической грамотности.

         Преобразования последнего десятилетия в российском обществе актуализировали многообразие социальных проблем, связанных с дистабилизацией жизненных функций семьи, снижением способности личности к адаптации к условиям постиндустриального мира. Следует отметить, что теория модернизации, популярная в социальных науках в середине XX века, не рассматривала развитие семьи и семейных отношений в качестве проблемы, заслуживающей особого внимания. Так, в результате эволюции расширенные семьи должны были распасться на нуклеарные, которые в большей мере соответствовали условиям жизни в индустриальном обществе. Вместе с тем, в современном обществе даже нуклеарной семье стал грозить упадок, поставив тем самым под угрозу базовую функцию семьи – продолжение рода.

         Ослабление функций семьи в современном мире проявляется также в нарушении морали, поскольку именно семья оказывает значительное влияние на воспитание молодежи. В этой связи настоящей семьей можно назвать лишь ту группу родственников, которые объединены высшими духовными и этическими ценностями. Именно они создают необходимый для организации воспитательного процесса психологический климат, позволяют решать вопросы этнической идентификации, что особенно важно в контексте глобализации современной жизни.

 В современных условиях важно целенаправленно формировать семейную политику, создавать условия для сохранения семьи как «ячейки» общественного воспитания. В этой связи, в качестве основополагающих принципов семейного воспитания, заложенных нами в  «Концепции воспитания в Республике Северная Осетия - Алания» (2001 г.), «Программе развития образования в Республике Северная Осетия-Алания» (2002, 2006 гг.) выступают: принцип гуманистической направленности воспитания, принцип природосооб­разности, принцип культуросообразности, принцип  единства, согла­сованности и преемственности  в воспитании, принцип направленно­сти  воспитания на развитие социальной и культурной компетентно­сти воспитанников. Только при условии взаимодействия и взаимодополнения данных принципов возможно говорить о семье как особой среде воспитания.

В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного  и национального достоинства,  общекультурной и профессиональной компетентности,  культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством. При этом культур­ные основания  теории семейного воспитания должны строиться с учетом идей плюрализма и вариативности воспитательной практики, демокра­тизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, от­ветственности каждого гражданина и государства в целом за воспитание детей и молодежи.

 

 

  Использованная литература:

1. Салас Д.С. Мораль XXI века: Пер. с исп.- М.: ООО Издательский дом «София», 2004. 

2. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Сентябрь, 1997.

3. Ладывир С.А. Влияние семейных взаимоотношений на отзывчивость. М., 1990.