Филологические науки /7.Язык, речь, речевая коммуникация                                                                         Д.ф.н.  Хисамова Г.Г.

Башкирский государственный университет, Россия

 

ДИАЛОГ В АСПЕКТЕ РЕЧЕВЕДЕНИЯ

 

Диалог является одним из основных видов человеческого общения, основывающегося на речевых взаимодействиях. Основы теории диалога в русском языкознании были заложены в 20-40-е годы ХХ века в работах Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина. В них исследовалась природа диалога, определялось его место в ряду других речевых явлений, отмечалось отличие диалогической речи от монологической, а также характерные черты диалогической и монологической речи.

Идеи Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина получают дальнейшее развитие в лингвистических исследованиях с середины ХХ века по настоящее время (Арутюнова 2010: 5-8).

Об актуальности проблем исследования диалога свидетельствует тот факт, что до сих пор существует ряд дискуссионных вопросов, к которым относится прежде всего место диалога в речевом общении.

Большинство исследований определяют диалог как форму разговорной или устно-разговорной речи  (Т.Г. Винокур, Е.А. Земская, О.А. Лаптева, О.Б. Сиротинина, Ю.М. Скребнев, Н.Ю. Швецова).

Чтобы определить место диалога в речевом общении и в ря­ду других речевых явлений, необходимо провести четкие грани­цы между основными лингвистическими понятиями, которые применяются при характеристике речи. Неточность и много­значность терминов приводит к тому, что смешиваются абсо­лютно разные явления и, наоборот, идентичные явления истол­ковываются по-разному.

В современной лингвистике понятия «язык и «речь» факти­чески разграничиваются. Попытка теоретического разъяснения такого разграничения была предпринята Ф. де Соссюром и Л.В. Щербой. И в настоящее время существует понимание со­отношения языка и речи как единого, но двустороннего явле­ния: язык - это «система материальных единиц, служащих об­щению людей, отражаемых в сознании коллектива в отвлече­нии от конкретных мыслей, чувств, желаний», а речь - это «язык в действии, в процессе применения для выражения кон­кретного содержания» (Головин 1983: 21). Понимание языка и речи как двух сторон единого явления не исключает различно­го подхода к одним и тем же фактам речевой действительно­сти. Внутри понятия «речь» выстраивается ряд соотношений, которые оказываются важными для определения сущности диалога как речевого явления.

Речевое общение может быть письменным и устным. Оппо­зиция данных понятий основана на материальном различии средств общения: устное - звучащая, произносимая и восприни­маемая на слух, письменная - зафиксированная, закодированная графикой. В лингвистической литературе подобное деление речи обозначают термином «формы речи» (Костомаров 1965: 172).

Речевое общение может быть различно в зависимости от це­ли общения, его функциональной направленности: речь обрабо­танную, организованную, сознательно преследующую опреде­ленные цели называют книжной речью, а речь необработанную, спонтанную, зависящую лишь от условий общения именуют разговорной речью. Подобную оппозицию принято называть «стилями языка / речи» (Кожина 1983: 43-48).

В основе оппозиции «диалог» - «монолог» лежит характер контакта говорящего с другими участниками речевого общения. При этом важным обстоятельством различения диалога и моно­лога является наличие быстрой реакции собеседника на выска­зывания другого лица, а также присутствие эмоционально-экспрессивного момента в высказывании. О.Б.Сиротинина пред­ложила оппозицию «диалог» - «монолог» называть видами речи (Сиротинина, 1974: 30). Предлагается также термин и «способ речевого общения» (Орлова 1967: 5).

Формы, стили и виды речи не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи, часто зави­сят друг от друга. Не случайно одной из самых острых в совре­менной науке становится проблема, изучение которой имеет давнюю традицию: соотношение диалога и монолога.

Вопрос о характере соотношения диалога и монолога до на­стоящего времени считается дискуссионным. В традиционной лингвистике диалогическая речь всегда противопоставляется монологической с выделением их отличительных признаков (Винокур 1955: 343 - 345). Диалог подразумевает асимметрию, которая выражается в том, что, во-первых, диалогическая форма речи характеризуется постоянной сменой активности (роль го­ворящего) и пассивности (роль слушателя) участников комму­никации, во-вторых, в попеременной направленности сообще­ний: диалог слагается из кратких высказываний, возникающих спонтанно, каждое последующее из них стимулируется преды­дущим. Дискретность - способность выдавать информацию порциями - является законом всех диалогических систем. Для диалогической речи характерна сбивчи­вость, недомолвки, редуцирование грамматических форм, ак­тивное и значимое жестовое сопровождение. Монолог характе­ризуется постоянством речевой активности одного участника коммуникации при внешней пассивности других. Ему свойст­венны развернутые и структурированные, заранее обдуманные высказывания.

Однако вопрос о соотношении диалога и монолога не нахо­дит единого решения, что нередко связано со сложностью их квалификации, с их взаимопересекаемостью: разговорная речь в реальной жизни обнаруживается не только в «крайних» видах речи («чис­тый диалог» и «чистый монолог»), но и в различных промежу­точных формах: диалог с вкраплениями монолога, монолог, пе­ремежающийся репликами других лиц и т.п.

Динамика оппозиции «диалог» - «монолог» выражается в том, что диалог первичен: он признается доминантой бытия и развития общения. Речь, языковое общение, сознание людей насквозь диалогично. В этом находит свое вы­ражение социальная, коммуникативная сущность языка, возни­кающая из потребностей общения во время совместной деятель­ности людей. В современных лингвистических исследованиях отмечается вторичность монолога по отношению к диалогу, так как, с одной стороны, монолог является смысловым развертыва­нием диалога, с другой стороны, - сжатым диалогом (Сметюк 1994: 7). Следовательно, при широком понимании диалога во­прос о различении диалога и монолога вообще снимается.

Литература

1. Арутюнова  Н.Д. Слово о диалоге // Моно-, диа-, полилог в разных языках и культурах. – М.: «Индрик», 2010. – 560 с.

2. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 313 с.

3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1983. – 228 с.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

5. Костомаров В.Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» // Проблемы современной филологии. – М. 1965. – 254 с.

6. Орлова М.Н. Структура диалога в современном русском языке (вопросно-ответная форма): Дис. … канд. филол. наук. – Уфа, 1967. – 196 с.

7. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М.: Просвещение, 1974. – 144 с.

8. Сметюк И.Н. Диалогический текст: коммуникативно-динамический и лингводидактический аспекты: Автореф. … дис. канд. филол. наук. – Пермь, 1994. – 17 с.

 

© Хисамова Г.Г., 2011