Филологические науки

К.ф.н. Самойлова С.П.

Российский университет дружбы народов, Москва

Образ базовых ценностей россиян как психологическая единица исследования общественного языкового сознания

 

 

Настоящая работа выполнена в русле исследований закономерностей функционирования языкового сознания и посвящена изучению динамики трансформаций языкового образа базовых ценностей россиян. Заметный вклад в проблему анализа языкового  сознания внесли отечественные ученые, можно даже констатировать, что языковое сознание стало традиционной областью исследования в отечественной психолингвистике второй половины прошлого столетия. В частности, в настоящее время получены многочисленные факты, утверждающие, что мышление образами проявляется не только в художественном творчестве, но и во всех видах деятельности человека [4].

Наибольший интерес представляют исследования образа А.Н. Леонтьевым, который в своих последних работах развил концепцию Образа Мира и сформулировал ряд идей, касающихся проблемы становления образа в процессе деятельности, восприятия его предметности, целостности и системности, а также образа как элемента целостного Образа Мира. Образ по А.Н. Леонтьеву рассматривается в рамках теоретической концепции сознания и деятельности, считается, что природа образа не может быть понята иначе, чем как порождаемая предметностью и формирующаяся в предметных действиях. Предметность наших образов выступает не как вторичное явление, а как фундаментальная особенность восприятия окружающего мира человеком, активно в нем действующим. «... Образ не «субъективен», – пишет А.Н. Леонтьев.– Он – явление предмета... не  Образ полагает себя в объекте («объективируется»), а объект через деятельность человека, работу его мозга  полагает себя в Образе»[2].   

Важным представляется и положение А.Н. Леонтьева о «пятом квазиизмерении», в котором открывается человеку объективный мир. Это «смысловое поле», система значений, в которых воспринимается мир. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений.

Природа значения находится не только в теле знака, но и не в формальных знаковых операциях, не в операциях значения. Она – во всей совокупности человеческой практики. А.Н. Леонтьев считал, что знания, мышление неотделимы от процесса формирования чувственного образа, они входят в него. Значения несут особую мерность – это мерность внутрисистемных связей самого объективного мира.

В отечественной психологии последовательно разрабатывается представление о связи значения образа с процессом чувственного восприятия на основе общественно выработанной системы сенсорных эталонов и нормативных действий. В.П. Зинченко формулирует это положение более четко: «Восприятие следует рассматривать как действие субъекта, посредством которого осуществляются различные виды преобразования стимулов в образ» [1].

В своей исследовательской работе мы рассматривали проблему языкового образа базовых ценностей россиян на двух уровнях языкового сознания– на уровне официального общественного и обыденного языкового сознания и его овнешнение через языковые знаки, предметом изучения явились содержания понятий базовых ценностей и их отношение к знаковым овнешнителям [3].

В основе исследования общественного официального языкового сознания был положен метод компонентного анализа, с помощью которого решалась задача исследования денотативного компонента значения. Компонентный анализ базировался на сопоставлении и противопоставлении основных смысловых единиц языка – семем. В ходе сопоставления каждому слову ставился в соответствие ряд признаков разного уровня обобщенности, начиная от наиболее обобщенных частей речи (классемы) через группы слов внутри частей речи (архисемы) и к словам, сгруппированным по одной архисеме (дифференциальные семы). Полученный набор признаков внутри семем характеризовался иерархической упорядоченностью и структурированностью, а также достаточно полно характеризовал понятие, определяя категорию слова, его главные и второстепенные признаки. Кроме того, для анализа содержания понятия выделенных базовых ценностей, компонентный анализ был дополнен собственной интерпретацией, которая способствовала раскрытию языкового образа анализируемой ценности. Интерпретация, путем логических построений, обеспечила возможность выделения семантического инварианта слова, т.е. смыслового ядра, из которого были образованы отдельные его значения.

В основу исследования общественного обыденного языкового сознания был положен метод семантического дифференциала, с помощью которого анализируемая базовая ценность описывалась через свои координаты на трех смысловых осях, а также через их соотнесение с другими понятиями в том же семантическом пространстве. Методом семантического дифференциала был измерен эмоциональный (коннотативный) компонент анализированной базовой ценности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Зинченко В.П. Теоретические проблемы восприятия // Инженерная психология  /  Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.,1964. – С.232.

2.     Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. –1986.–№3. – С.73.

3.     Самойлова С.П. Языковой образ базовых ценностей россиян. / Автореферат на соискание  уч. степени канд. филол. н. М.– 2011. – С.4.

4.     Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Издательство  Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».– 2008.– С.246.