НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ФАКТОР
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА
Джуматаева Г.С., Магистрант 2 курса 6М050200 – Политология Кафедры политологии и социально-философских дисциплин Института магистратуры и phd докторантуры, КазНПУ им. Абая
Вопрос о национальной идее и
ее различных проблемах является
одним из наиболее острых,
насущных и болезненных вопросов как многих современных государств так и для Казахстана. Он остается открытым для каждого
государства, вступающего на путь самостоятельного национального развития. На национальную идею возлагаются надежды на сплочение народа, разделенных на сегодняшний день по многим признакам. И возникает вполне закономерный вопрос - возможно ли такое объединение?
Важность поиска казахстанской национальной идеи
объясняется, на мой взгляд, и тем, что она
проясняет смысл существования нашей Республики
во всемирной истории, и является смыслом существования нации. Главное содержание национальной идеи сводится к разрешению проблемы судьбы государства. Национальная идея Казахстана не должна являться
националистической и шовинистической, общая любовь ее граждан к Родине сквозь
призму казахской идеи сочетается с уважительными отношениями к
другим народам и культурам, которые до сегодняшнего дня живут во взаимной уважении
и дружбе. Более того, казахстанская национальная идея
в своих конечных устремлениях должна быть нацелена
на объединение народов. Казахстанская идея
не является идеей только этнических казахов, она имеет огромное значение для всех, независимо от их этнического
происхождения и даже религиозной принадлежности.
Одной
из ключевых задач в укреплении суверенитета и независимости Республики Казахстан является выработка и принятие
концепции национальной идеи, которая позволила бы сплотить все этносы,
населяющие Казахстан, в единую нацию. Нельзя
сказать, что действия по единению казахстанцев, предпринятые
государственной властью в Республике Казахстан после обретения независимости, были неэффективными. С целью единения жителей Казахстана в единую нацию государственной
властью и ее главой Н.А. Назарбаевым были предприняты ряд важных и
необходимых шагов. Среди них наиболее примечательным является создание
Ассамблеи народа Казахстана и культурных центров различных народов, населяющих
Республику Казахстан. Следует отметить то,
что в Республике Казахстан созданы условия для свободного использования
народами Казахстана родных языков. В этих целях создан ряд специализированных школ, где преподавание ведется на родных
для некоторых народов Казахстана языках.
Кроме того, появился ряд программ на телевидении и радио внутри РК для многих
народов Казахстана.
Все эти акты государственной власти Республики
Казахстан позволяют народам Казахстана не потерять самобытность,
уникальность своих культур, не забыть
свой родной язык, что в свою очередь является одной из составляющих процесса интеграции народов в единую нацию. Такого
рода акты в идеале должны являться
составляющими национальной политики любого полиэтнического государства. Национальная политика любого полиэтнического государства должна выстраиваться таким образом, чтобы интересы
этносов, населяющих его, ни в коем случае не были ущемлены.
В то же время при выработке национальной политики нельзя забывать
и о приоритете интересов титульного этноса,
так как он является коренным на территории
государства, и поэтому имеет первоочередное право на реализацию своих
интересов и свободный доступ к решению проблем государства и государственного
устройства. Соблюсти приоритетность интересов титульной нации и не ущемить интересы других этносов не так просто - эта проблема является очень сложной для своего разрешения.
Титульный этнос как коренной житель государства имеет первоочередное
право на обустройство государства, распределение
и концентрацию на его территории политической власти. Следует отметить, что разрешение проблем
государства, его обустройство являются
частным случаем общественного обустройства и решения его проблем, поэтому общество вправе принимать участие
в обустройстве государства.
Каждый этнос стремится сохранить в
неприкосновенности свою культуру, которая является самым главным, на наш
взгляд, отличительным признаком дифференциации населения по этнической
принадлежности. Мы полагаем, сохранение традиционного пласта культуры и его
приспособление к меняющимся реалиям в каждом этносе является не чем иным, как его политической
идеологией. Стратегия выживания этноса и сохранения им основных элементов культуры является
политическим феноменом. В свое время Г.
Моргентау показал, что сохранение культуры является для любого государства одним из главных национальных интересов [1, с.
149-151].
Соглашаясь с ним, мы полагаем, что данное положение
необходимо перенести на все этносы. Каждый этнос представляет собой особый
мир. Иными словами, каждый этнос представляет собой государство в
государстве. Если этнос не является титульным, многочисленным и могущественным в
составе государства, то он
организует свой быт и жизнедеятельность по правилам, нормативно-правовым актам этого государства. К этим правилам относятся
все основные элементы политической
системы государства, среди которых базовыми
являются национальная идея и политическая идеология. Эти базовые элементы
политических систем преимущественно всех государств являются составными элементами стратегии титульного этноса,
которая, помимо сохранения его
культуры, направлена и на сохранение легитимности его верховенства в
политической и государственной власти государства.
Мы
полагаем, что у каждого этноса есть своя политическая идеология и политическое
сознание. Поскольку политическая идеология является формой «политического сознания» [2, с. 1], то наличие у
каждого этноса своей политической идеологии и политического сознания также
закономерно, как наличие у него
своих интересов, целей и идеалов. Причем, как это мы показали выше, если
этнос не является титульным, то он выстраивает достижение своих интересов в
компромиссе с интересами титульного этноса. В данном случае проявляется следствие такой функции политической
идеологии, как «легитимация власти определенных политических сил и
режимов» [2, с. 1].
Следует отметить, что в Республике Казахстан
выбран курс на единение всех этносов в одну нацию, что отражено в выступлении
Главы государства Н.А.
Назарбаева на VII
сессии Ассамблеи народов Казахстана 15 декабря 2000 года «Сохранение своего
национального «Я» и патриотизма по отношению к стране своего гражданства».
В
то же время нельзя искусственно «сверху» создавать национальную идею: общество само, на основе
свободного выбора должно участвовать в этом процессе. В этих целях необходимо
поддерживать создание НПО, общественных движений, которые содействуют
развитию толерантности этнических культур. Эти организации гражданского общества
должны участвовать в процессе выработки этнополитики, национальной идеи государства.
Все сказанное позволяет заключить, что
титульному этносу Казахстана через рациональные меры (правовая, политическая,
экономическая и социальная
системы) необходимо стать интегратором всех этносов в единый народ, цель
которого – создать цивилизованное общество.
Литература
1.
Маценов Д. О природе американского национального интереса // Национальные интересы:
теория и практика: Сб. статей / Под ред. Э.А. Позднякова. - М: ГПСИ ИМЭМО АН
СССРД991. - С.149-176.
2.
Политическое сознание //http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/
c_history/Polit/PolitologSh/Shl I .htm1