Калыбекова Сауле Жантураевна

 

Особенности жанра казахской повести

 

Основное направление в литературоведении – определить особенности жанра. Некоторые виды жанров существуют длительный период в процессе развития   словесности (например, басни), а некоторые присущи только определённой эпохе. А также жанры являются и универсальными, и ограниченными определёнными свойствами. Особенностью, присущей жанру, является то, что различные процессы в нём взаимодействуют друг с другом.

Жанр, пройдя сложные процессы развития, вызвал огромный интерес различных научных школ, которые породили множество мнений, взглядов и гипотез. Болгарский учёный Ц. Тодоров пишет: «Особенности жанра в определённые периоды изменяются, принимая многочисленные дополнительные свойства. Однако эти свойства не являются главными особенностями. Поэтому при определении жанра произведения они не оказывают ощутимых воздействий. По этой причине одно и то же произведение в различные периоды развития литературы может быть отнесено к разным жанрам. В такой ситуации важную роль играет, какие особенности произведения преобладают» [1,100]. Академик Р. Нургали считает, что «сегодня в определении рода и вида литературы существуют различные школы, каждая из которых предлагает свою точку зрения» [2,189]. Это явление неслучайное, так как в жанре взаимодействуют законы литературного процесса, например, содержание и форма, авторский замысел и литературные процессы, «типологическое» значение  жанра  и его конкретные виды.

Прозаический жанр – это целостная категория, которая имеет определённую систему. Он по сравнению с лирикой объективен, а – с драмой субъективен. Основное условие прозы – выявление в определённый период развития общества взаимоотношение людей друг с другом. Сюда входят повесть, рассказ и роман. Повесть – слово русское. Замечательный литературный памятник истории Руси, составленный в начале XII века, называется «Повесть временных лет». А также  первая русская поэма  «Слово о полку Игореве» начинается так: «…братья начнём повесть о полку Игореве». Таким образом и летопись, и «Слово о полку Игореве» являются «повестями о происшедших событиях». Однако в средневековье «повесть» не определяла жанровые особенности произведения. Только с XVII века «повесть» стала употребляться в значении определения жанра. «Азовские повести», посвящённые борьбе донских казаков 1637–1643 годов, включает в себе пять видов повести: историческую, поэтическую, документальную, сказочную и особую.

В творчестве писателей первой четверти XIХ века повесть употребляется для определения вида жанра как в прозе, так и в лирике. Например, А.С. Пушкин поэму «Кавказский пленник», написанную в 1820–1821 годах, называл повестью. А также поэмы Е. Баратынского «Бал» и А. Пушкина «Граф Нулин» изданы в 1828 году под общим названием «Две повести в стихах». А. Пушкин  поэму «Медный всадник» относит к жанру  повесть в стихах.

А. Пушкин некоторые свои рассказы относил к повестям. Он, написанные в 1830 году пять рассказов, назвал «Повести Белкина». В предисловии «От издателя» к «Повести Белкина» не трудно определить, что эти произведения написаны на действительных событиях, жизнь Ивана Петровича Белкина от рождения до смерти описывается кратко,  художественно и в определённой системе. В конце предисловия указывается, что повести «большею частью были справедливы и слышаны … от разных особ. Однако ж имена в них почти все вымышлены.., а названия сёл и деревень заимствованы из … околодка» [3,47]. Данное обстоятельство показывает, что повести Белкина не является сочинением, описывающим биографию Белкина, а произведением, художественно описывающим  объективную картину реальной действительности, правды общественной. Из этого следует, что А. Пушкин рассматривает «повесть» и «рассказ» не как различные жанры, а принимает их  как единое целое. В этом отношении выявляется, что, если в произведении учтена конкретность и историчность изображаемых жизненных явлений, то писатель называет своё сочинение  «повестью». Не только А. Пушкин, но и ряд других писателей относили повесть либо к рассказу, либо к роману. Данный процесс наблюдается и в наше время.

Тогда выходит, что не было ясных определений термина «повесть»? Было двойственное понятие? Конечно, нет. В 30-е годы XIХ века шли споры по определению жанра повесть. Появилось множество произведений данного жанра, и каждый автор, стремясь выглядеть авторитетным,  на свой лад истолковывал его. Некоторые уделяли на него особое внимание, другие же им пренебрегали.  

Великий русский критик В. Белинский сразу же выступил против последних. Он в большой статье «Русские повести и  о повестях господина Гоголя», вышедшей в двух номерах (№ 7, 8) журнала «Телескоп» за 1835 год, выступил не только против мнений Шевырёва, но и высказал оригинальные мысли об истории и теории повести в русской литературе. Например, «есть глубокие и значимые события, которые недостаточны как для драмы, так и для романа. Многочисленные важные жизненные явления, являющиеся малыми для названных жанров, можно описать в малой форме  повести. Повесть вмещает в себя всё: в этом жанре можно написать и лёгкий очерк о гуманности, и сатиру, которая критикует человека и общество, а также раскрыть глубокие мысли и противоречивые черты характера человека. В повести коротко, но ясно изображаются имеющие большое значение события, вырванные страницы из великой книги, самой жизни» [4].  

Великий критик свои мысли о повести дальше развил в последующих трудах. Так, например, в статье «Роды и виды поэзии»,  напечатанной в журнале «Отечественные записки» в 1841 году, особое внимание уделено вопросам сходства повести и романа.

До сих пор эта проблема актуальна в литературоведении. Нельзя сказать, что и в наше время  дано точное определение жанру повесть. В своё время даже в авторитетных трудах давались такие определения: «Откровенно говоря, есть немало исследований, посвящённых всем жанрам, в том числе и повести, как с историко-литературной, так и с теоретической точки зрения. Все исследователи признают, что до сих пор нет чёткого определения этого термина. Даже в трёхтомной «Теории литературы», посвящённой родам и видам литературы, не исследованы в достаточной степени история жанра повесть» [5,4], – пишет Б.С. Мейлах в предисловии к коллективной монографии «Русская повесть XIХ века».

Возникает вопрос, каковы выводы учёных о природе жанра повесть, которые более ста пятидесяти лет всесторонне изучают проблемы русской повести. На этот вопрос даёт ответ в своём предисловии к большой монографии учёный-литературовед Б.С. Мейлах. «Изменчивость жанра повесть затрудняет дать точное определение его истории в соответствии строгих научных требований. Тем не менее повесть отличается и от рассказа (рассказ небольшое произведение не только по объёму, но и по содержанию, а также и по пространственно-временным параметрам), и от романа (в романе наличествует как описание широких полотен жизненных явлений, не имеющих границ на практике, так и по сложности переплетения сюжетных линий в раскрытии идейно-тематического своеобразия произведения). Если роман является жанром, который может изображать различные события  по истечении определённого времени, то повесть такой жанр, когда она может отражать эти события,  не дожидаясь их завершения, к каким бы результатам они ни приведут» [5,8].

Подводя итоги вышесказанному, мы хотим подчеркнуть, как трудно дать ясную характеристику рассматриваемым жанрам. Хотя произведение написано в определённом жанре, в нём переплетаются элементы других жанров. Поэтому эта проблема сбивает исследователей с пути верного определения жанра.

В основном повесть противопоставляется роману и рассказу. Исследователь М. Петровский пишет: «Рассматривая видовое различие между новеллой и романом, к жанру повесть мы относим группу произведений, в которых, с одной стороны, не наблюдается объединение всех компонентов в одно целое, с другой стороны, сюжет развивается нешироко, описывается не одно, а несколько небольших событий, не вся жизнь героя, а важные два-три периода» [6,87]. А Кожинов считает, что  «по своему происхождению жанры «рассказ», «повесть» восходят к традиции устного изложения» [6,79].  Исследователь Н. Тамарченко пишет: «Повесть – один из видов эпической прозы. Её отличие от новеллы заключается в том, что в ней наличествует последовательная сюжетная схема. Поэтому она основывается не на случайные бытовые или удивительные факты, а на закономерные жизненные ситуации» [6,127].

Активность героя повести определяется с выбора им жизненного пути, который связан с установившимися традициями. По методу изложения новелла и повесть имеют большие различия. При рассматривании данных проблем, на наш взгляд, необходимо остановиться на мнениях казахских литературоведов. Слова исследователя М. Каратаева в целом определяют точку зрения казахских учёных. «Писатель сам указывает, к какому жанру относится его произведение. До сих пор нет чёткого ответа на вопросы: какую лепту внёс писатель в развитие жанра, какие особенности жанра наиболее выразительны и как развивается жанр в казахской литературе, в чём выражается различие между жанрами, если есть ответы, то они не удовлетворяют нас» [7,3], – пишет М. Каратаев в предисловии к коллективному сборнику «Характеристика жанра».

М. Каратаев в определённой степени прав. До сих пор нет исследований, в которых  дан полный анализ истории развития каждого жанра, на примере конкретных произведений не выявлены его эстетические возможности. Тем не менее учёные-литературоведы, критики ведут в этом направлении определённую работу. Они исследуют жанр как таковой, так и отдельный вид жанра художественных произведений. Об этом свидетельствует К. Жумалиев. «Произведение, написанное прозой, называется большим рассказом (повестью). По сравнению с романом в большом рассказе эпизодов немного, и объём описываемых событий тоже невелик. Большим рассказом является, например, «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Камар-сулу» С. Торайгырова и другие. Тем не менее трудно ясно и чётко сказать или  провести границу между романом и большим рассказом (повестью). Большие рассказы (повестьи)  основываются на одной или двух сюжетных линиях, жизненные явления описываются не глубоко и не всесторонне, писатель раскрывает проблемы, которые считает  наиболее важными, выдвигает их на первое место» [8,29]

М. Каратаев считает, что «жанр новелла, то есть рассказ и повесть, как таковые не являются отдельной категорией, отличной от романа. Они, как писал В. Белинский, «вырванные страницы из великой книги, самой жизни». Рассказ или одна глава – повесть, которая описывает несколько эпизодов, объединённых в одно событие» [7,4].

Литературовед С. Кирабаев отмечает: «Самый большой вид эпоса – роман, который является высшим образцом искусства слова… В нём параллельно ведётся описание нескольких сюжетных линий (с основной сюжетной линией повествуется ряд дополнительных сюжетов), в которых  создаются  образы представителей различных категорий  народа. Там и объём описания событий больше.., а повесть же развивает одну-две сюжетные линии, и в соответствии с ними, выдвигая на первый план небольшое количество персонажей,  раскрывает их характер» [9,38].

З Кабдолов даёт более ясную характеристику малым жанрам эпики.  «Рассказ – оригинальный образец  эпики малого объёма… Особенностью рассказа является то, что он компактен. А большой рассказ или повесть – это образец эпики среднего объёма… Некоторые жанровые особенности повести заключаются в том, что в ней описывается не одно, как в небольшом эпосе, а несколько событий, она раскрывает не один, а широко развивает несколько эпизодов из жизни человека. Поэтому по сравнению с рассказом объём повести больше, и сюжет  в ней более сложен… Роман – большое по объёму эпическое произведение. В этом виде эпоса жизнь человека, общественные явления отражаются всесторонне, охватываются  большие периоды развития народа, собираются и систематизируются многочисленные факты, явления, типизируются характеры» [10,80].

Подытоживая вышеприведённые высказывания, мы можем утверждать, что роман – это большой прозаический вид эпоса, повесть –  средний, рассказ – малый прозаический вид эпоса. В итоге мы выявили, что в определении жанра произведения решающую роль играет его объём. Это один из главных  признаков определения жанра произведения. При анализе конкретного произведения мы не должны забывать о том, что необходимо ясно определить его жанр. Например, в рассказе описывается один или несколько эпизодов из жизни человека; в соответствии с этим известно, что рисуется эпизод,  присущий определённой общественной ситуации. Однако жизнь человека, раскрываемые общественные явления определённого периода, дух времени  описываются всесторонне и глубоко и не вмещаются в рамки жанра рассказ. Тогда трудно отделить грани рассказа и повести. В таком случае трудно чётко определить жанр произведения, и они имеют двойственное название. Например, произведения «Челкаш» М. Горького, «Судьба человека» М. Шолохова, «Серый лютый» М. Ауэзова  называют то рассказом, то повестью.

Известно, что в исследованиях о теории жанра немалое внимание уделено особенностям жанра повести. Литературоведы стремились  определить изменения в развитии разных жанров, причины усиления или пассивности определённых жанров, особенности жанра рассказ. Тем не менее надо признать, что при обзоре научных трудов, посвящённых жанру рассказ, несмотря на то, что на первое место были выдвинуты история и поэтика жанра, всё же исследование природы жанра повести до сих пор не поставлено на соответствующий уровень. Мы обнаружили, что противоречивые, а то и  отрицающие друг друга мнения связаны с различием и сходством жанра повесть с другими видами жанров, то есть рассказом и романом, с возможностями и историей жанра рассказ. Возникновение таких различных взглядов связано с изменениями в литературном процессе, «объединение» литературных родов и жанров, обогащение содержания и форм друг друга, усиленным развитием жанра повесть в 70–80-е годы                ХХ века.

В научных трудах литературоведов Е. Лизуновой, М. Каратаева, К. Жумалиева, Ш. Сатбаевой,  З. Ахметова, З. Кабдолова, С. Кирабаева,  Р. Бердибаева,  Р. Нургали,  Ш. Елеукенова,  М. Базарбаева,  Х. Садыкова,  Б. Майтанова, А. Исмаковой рассмотрены возникновение, пути формирования и развитие жанра, типологические признаки казахской прозы. Однако эти проблемы рассмотрены  в связи с романом.

К жанровым признакам повести можно отнести проявление в нём причин и последствий общественных изменений через углублённый анализ внутреннего мира персонажей, субъективный характер их стремлений, универсальность «объединения», «совмещения» в себе  других жанров художественных произведений, свойств фольклорных жанров, литературных родов, возможность анализа, сбора.

Проанализировав различные мнения о жанре повести в русском и казахском литературоведении и критике можно сделать следующие выводы: повесть – один из жанров эпики. «Объём произведения также может быть показателем жанра», «по своему объёму повесть является жанром между рассказом и романом, её объём невозможно точно установить, потому объём не может быть жанровым признаком». Опираясь на такие противоречивые суждения, в поиске истины мы пришли к следующему заключению: «Повесть – жанр эпики «среднего объёма». Слова «среднего объёма» взяты в кавычку не по той причине, что объём определяется  количеством страниц или толщиной книги, а взяты в связи с особенностями отражения поднятых в них  проблем.  

 

 

Использованная литература

1.     Тодоров Ц. Структурализм «за» и «против». М., 1975.

2.     Нұрғали Р. Сөз өнері эстетикасы: Монография. Астана, 2003.

3.     Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.3. М., 1987.

4.     Белинский В. Разделение поэзии на роды и виды. М., т. 3, 1978.

5.     Утехин Н.П. Современная русская советская повесть. Л., 1975.

6.     Словарь литературоведческих терминов. В двух томах. Т.2. – М., 2001.

7.     Жанр сипаты. Алматы, 1975.

8.     Жұмалиев Қ. Әдебиет теориясы. Алматы, 1967.

9.     Қирабаев С. Көп томдық шығармалар жинағы. 3-т. Алматы, 1992.

10. Қабдолов З. Сөз өнері. Алматы, 1992.