Педагогические  науки/ Стратегические направления реформирования системы образования

 

К.п.н Жекибаева Б.А.

 

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

 

Педагогическая поддержка как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса в обучении курсу «Самопознание».

 

Одним из приоритетных направлений развития национальной системы образования является нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека и позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, которое реализуется в образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».

Начиная с 2002 – 2003 учебного года базовыми учреждениями апробации и внедрения экспериментальной программы курса «Самопознание» в Республике Казахстан стали 175 организаций образования: 60 – дошкольных организаций, 75 – общеобразовательных средних школ, 10 – школ-интернатов для детей сирот, 1 – колледж, 29 – высших учебных заведения, в том числе и в КарГУ им. академика Е.А. Букетова.

Социологический опрос преподавателей, родителей, студентов и школьников,  проведенный Институтом гармонического развития человека и национальным, научно-практическим, образовательно-оздоровительным центром «Бобек» по завершению эксперимента показал, что такая программа сегодня необходима. После многолетнего экспериментального апробирования программа нравственно-духовного образования «Самопознание» получила поддержку общественности, ученых, молодых исследователей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов и в 2010-2011 году курс «Самопознание» включен в учебный план высших и средних учебных заведений, а также средних общеобразовательных школ [1].

Место и роль учебной дисциплины «Самопознание» в системе образования трудно переоценить. Она призвана помочь школьникам в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.

Одной из главных задач курса «Самопознание» является - дать пищу уму и сердцу молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни, развивая их способность к размышлениям о смысло-жизненных вопросах.

Курс «Самопознание» раскрывает личностный потенциал человека в образовательном процессе, развивает социокультурную идентичность личности на этапе взросления, способствует превращению человека из индивида в личность.

Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и потенциальных возможностей. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту и самосовершенствованию, что дает человеку ощущение полноты, радости жизни, осознание её смысла.

Самопознание это составная часть гуманитарного образования  школьников. Содержание современного гуманитарного образования проектируется на основе современных достижений духовной культуры. Базируясь на общечеловеческих ценностях, оно направлено на формирование у учащихся ряда ключевых компетенций, необходимых для обеспечения высокого качества жизни. Категория «ценность» объединяет прочно закрепившиеся в общественном сознании явления действительности, имеющие высокое человеческое, социальное и культурное значение.

Изучение и анализ программы по самопознанию для высших и средних учебных заведений позволяет констатировать, что обучающимся предстоит ознакомиться со многими духовными и материальными ценностями, созданными в ходе эволюции человечества. Ценности «присваиваются» в ходе духовной работы самой личности. В качестве основного механизма такого присвоения выступает интериоризация, осуществляющаяся во многом благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности [2].

Присвоение общественных ценностей и выработка личностью собственных ценностных ориентаций невозможны исключительно рациональным путем. В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями в психологии. В них, в частности, доказано, что социальные ценности воспринимаются преимущественно чувствами. Процесс интериоризации (присвоения) общественных ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и иррационального, социального и индивидуального в структуре и познавательных механизмов личности.

В процессе обучения в курсе «Самопознание» предполагается освоение студентами и учащимися широкого круга ценностей:

·  гуманистических, определяющих отношение к правам человека, уважение к достоинству личности (дружба, общение, любовь, счастье, труд, взаимопонимание, сотрудничество);

·  социокультурных, обуславливающих отношение к куль­туре, науке,   образованию,   этике,   морали,   национальным   и этническим особенностям (истина, творчество, культура, семья, мир, жизнь, вера, надежда);

·  социальных, позволяющих адекватно ориентироваться в политической структуре современного общества, формировать правовую и экономическую культуру (Родина, равенство, братство, диалог, свобода);

·  экологических, воспитывающих гуманное отношение к себе и природной среде (природа, земля как общий дом человечества, здоровье, гармония тела и духа; единение с человечеством, гармония со Вселенной.

Изучение и анализ учебных программ по курсу «Самопознание», а также наш собственный опыт в рамках апробации данной программы позволяет сделать вывод о том, что педагогическая поддержка является необходимым условием нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса.

Реализация данного условия позволяет систематизировать учебный материал и выстраивать его для целенаправленного достижения целей и использования в обучении его специфических особенностей.

Слово «поддержка» в толковых словарях определяется как помощь, содействие. Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:

-        придержав, не дать упасть;

-        оказать помощь, содействие;

-        выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

-        не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь [3].

Конкретизация этих значений в обучении курсу «Самопознание» означает, что педагогическая поддержка - это модель содействия, содружества, сотрудничества педагога и обучающихся в решении их жизненных и академических проблем.

Следовательно, педагогическая поддержка – это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека и его внутренним процессам, проявляемым в активных действиях: самопознание и самонаблюдение, самовнушение и  самопожертвование, самокритика, самопрогноз и самоанализ, самоорганизация и самоуправление, самодеятельность и саморазвитие, самодостаточность и самовоспитание, самоактуализация и самореализация.

В связи с этим, педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов взаимодействия, предполагает отказ от авто­ритарной педагогики воздействия, характеризующейся опорой на назидания, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, выдвижение ограничивающих односторонних условий, мани­пулирование общественным мнением, требование беспрекос­ловного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию.

Эти методы воздействия в курсе «Самопознание», не только не уместны, но и противопоказаны, потому что приводят к отчуждению учащихся, замыканию их на своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности».

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, выражается в следующих основных положениях:

·        воспитание терпимости обеспечивает принятие других людей;

·        позитивное подбадривание обучающегося обеспечивает появление ответной благодарности;

·        честность в отношениях преподавателя и обучающегося обеспечивает развитие чувства справедливости;

·        постоянная критика со стороны педагога вызывает отчуждение;

·        враждебное отношение преподавателя стимулирует агрессивные проявления обучающегося;

·        насмешки со стороны педагога приводят к тому, что обучающийся замыкается в себе.

В процессе духовно-нравственного развития обучающихся очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, специфика ценностных ориентаций, психологический климат... Но главное, по мнению разработчиков программы нравственно-духовного образования «Самопознание» заключается в том, что обучающийся должен жить и развиваться в «пространстве любви», в пространстве которое охватывает семью, школу, ближайшее окружение.

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, требует обращения к современной гуманистической педагогике, в которой  сформулированы необходимые нормы педагогической поддержки, обязательные в профессиональной позиции всех учителей, а педагогов по курсу «Самопознание» в особенности:

-  любовь к воспитаннику и принятие его как личности и индивидуальности;

-  душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

-  приверженность диалоговым формам общения с учащимися, умение говорить с ними по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать.

-  уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого человека.

-  ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.

-  признание права на свободу поступка, выбора, само­выражения; признание воли обучающегося и его права на собственное волеизъявление.

-  поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.

-  собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку [4].

Из этого следует, что гуманистическая педагогика видит в педагогической поддержке ключ к построению общения, постоянным душевным контактам, доверительности и надежности, созданию условий для решения проблем учащегося им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учителя-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» [5].

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, подчеркивает особым образом фигуру Учителя и чрезвычайную  важность его позиции.

Вести такой курс может, только человек высо­кообразованный, профессионально грамотный, по-граждан­ски ответственный, но и этого мало. Учитель должен быть готовым к «собственному духовному самовозрастанию с помощью ребенка». Он должен признавать личность не только в школьнике, но и в самом себе, поскольку «духовный рост не может осуществляться в одностороннем порядке» [6].

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов воспитательного взаимодействия, реализует то, о чем говорилось давно и неоднократно: вовлечение роди­телей, родственников, друзей в совместный процесс нравственно-ду­ховного развития обучающихся, потому что духовное просветление студентов и учащихся предполагает не только духовный рост учителя, но и изменение родителей. С первых же шагов курс «Самопознание» обращается к родителям, не позво­ляя им оставаться пассивными наблюдателями, уверенны­ми, что за судьбу ребенка ответственна, прежде всего, шко­ла. «Подумай и дай определение – что такое добро и зло, –  формулируется вопрос, и тут же рекомендуется: посоветуйся прежде с родителями, подбе­ри с ними пословицы и поговорки на эту тему, вспомни с ними героев сказок, народного эпоса, утверждавших доб­ро, составь правила поведения человека в той или иной ситуации, спроси мнение родителей, друзей» [7]. Почти все задания, трудные, но увлекательные, нацелены на преодоление барьера, вступ­ление в диалог-полилог «третьего сектора» - на уроках, со­вместных с родителями и для родителей.

Так что «Самопознание» в этом смысле выходит за рам­ки учебного заведения. Взрослые не просто помогают сво­ему ребенку, но и сами задумываются над вечными проблемами. Полу­чается, что заветное для школы триедин­ство учитель-ученики-родители становится, по мнению Нысанбаева, Соловьевой,  реальностью именно в горизонте нравственно - духовного родства, когда протягива­ются невидимые, но нерасторжимо-крепкие нити и созда­ется со-бытие духовных сущностей [8].

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, должна соответствовать интегративному характеру курса «Самопознание»,  требующему от учителя эрудиции, постоянного творческого поиска и самообразования. Так, например, содержание уроков «Самопознания» включает тему: Семья: Прошлое, настоящее, будущее (10 класс).

Здесь затрагиваются такие вопросы, ответы на которые можно найти, имея достаточные знания по этнопедагогики и этнопсихологии, включающие знания этносоциальных ролей женщины и мужчины, дочери и сына, внука и внучки, брата и сестры, а также этнических особенностей и семейных традиций отдельных народов.

Деятельность учителя и учащихся в рамках этой темы будет продуктивной при условии, если учитель грамотно сможет разъяснить гендерную политику нашего государства.

Обсуждение сложного, на наш взгляд, вопроса - отношение полов, невозможно без знаний психологии развивающейся личности и особенностей физического развития девочек и мальчиков.

Не менее сложным является вопрос, касающийся причин семейных конфликтов, которые имеют место быть в каждой семье. Как объяснить формирующейся личности, что семья не простое сообщество, а целостный живой организм, функционирование которого во многом зависит от доброжелательности, внимания и терпения, взаимопомощи и огромной любви всех его членов? Для этого учителю Самопознания необходимы знания основ науки конфликтологии. Одна тема, множество вопросов, требущих тщательной подготовки и проявления чувства меры в осуществлении педагогического взаимодействия, а это уже знания науки Этика.

Только в этом случае можно расчитывать на диалог – размышление, где высказывания его участников будет носить не формальный, а заинтересованный характер.

Мы уверены, что учителя Самопознания, это особая группа педагогов, объединенных для проведения в жизнь идей нравственно-духовного воспитания и образования через курс «Самопознание». Наша деятельность не сводиться к выполнению заданий, представленных в тетради для учащегося. От нас зависит вдумчимое нравственно-духовное наполнение содержания этого курса, которое, мы уверены не пройдет мимо учащихся, а будет способствовать усвоению и присвоению ценностей и ценностных отношений таких как: семья, семейные отношения, брат, сестра, любовь к родителям, уважение к старшим и другое. Один урок, интрегрирующий в себе знания психологии и этнопсихологии, педагогики и этнопедагогики, культурологии, конфликтологии, этики, физиологии, которые помогают нам умело направлять деятельность учащихся.  

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов воспитательного процесса, требует учета  вариативности курса «Самопознание», которая предполагает разработку и проведения уроков и на другие, не предусмотренные программой темы.

В средней школе они связаны с вопросами дружбы, коллегиальности, товарищества, любви и влюбленности, а в вузах, как показывает практика, - с отношениями в семье, между женщинами и мужчинами, родитями и детьми.

По замыслу авторов курса тематика и содержание уроков может изменяться и  усложняться из класса в класс соответственно с возрастными особенностями детей их интересами и потребностями. Такой подход к организации материала способствует вариативному и гибкому  использованию его содержания и внесения новых творческих находок.

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, необходима и при сохранении преемственности в обучении «Самопознания» также является особенностью данного курса. Дело в том, что его содержание развертывается в системе образования РК поэтапно, согласно принципу расширяющегося крута. Выделяются не­сколько основных проблемных узлов, раскрывающих смысл соотношения «Природа- Общество - Человек – Мир», и на каждом этапе обучения эти смысловые комплексы воспроизводятся и в то же время обновляются, пополняются, расширяются. Обучающиеся имеют возможность вступить в целостность, доступную их возрасту и психологическим особенностям, что обеспечивает условия понимания сложной смысло-жизненной проблематики.

Педагогическая поддержка, как необходимое условие нравственно-духовного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, способствовала успешной апробации курса «Самопознание» в КарГУ им. академика Е.А. Букетова. Деятельность преподавателей нашего вуза курса «Самопознание» нашего вуза отличается творческим стилем, яркой индивидуальностью, комплексным использованием на занятиях интерактивных методов  и средств обучения. Вопросы, предлагаемые студентам для обсуждения носят проблемный характер, а само обсуждение проводится в доверительной и доброжелательной обстановке, побуждают студентов к поиску путей нравственного самоопределения и духовного обогащения. Живой интерес к этим проблемам свидетельствует о необходимости и значимости проводимых занятий для студентов-первокурсников, для которых студенчество является новым, незнакомым и немного тревожным состоянием. Большинство студентов признают, что во время и после этих занятий снимается чувство дискомфорта, исчезают беспочвенные сомнения, появляется вера в собственные силы, постепенно и неуклонно формируются оптимистические взгляды на окружающий мир и свое место в нем.

По мнению большинства преподавателей и студентов, «Самопознание» способствует развитию и проявлению индивидуальности студентов, которые заинтересованно относятся к вопросам, обсуждаем на занятиях, и выражают свое собственное видение в сочинениях, рефератах, поэтическом творчестве.

Кроме того, ярким показателем успешности и состоятельности программы духовно-нравственного образования «Самопознание» и высокого уровня преподавания является желание студентов изучать эту дисциплину на последующих курсах. Эти выводы основаны на данных осуществляемого мониторинга по курсу «Самопознание».

Результаты экспериментальной работы стали основанием для того, чтобы в Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова на базе социально-педагогического факультета в настоящее время осуществляется подготовка специальности «Социальная педагогика и самопознание».

Таким образом, успех реализации курса «Самопознание» зависит во многом от того, удастся ли найти и подготовить таких учителей-союзников, партнеров, собеседников, сотоварищей, осознающих его необходимость, поскольку  побуждающий и открыва­ющий «глаза души», сам должен быть зрячим.

Среди учителей по этой дисциплине не должно быть случайных людей, далеких от идей и запросов «Самопознания», а только те учителя, которые уже сами долгие годы ведут инициативные поиски по нравственно-духовному становлению личности ребенка и нуждаются в объединении, координации действий, квалифицированной помощи, в освоении богатейшего опыта мировых цент­ров. Именно такие учителя, оказывая постоянную педагогическую поддержку, способствуют нравственно-духовному развиваются обучающихся, совершенствуются сами и становятся реальной опорой успешной реализа­ции курса «Самопознания» средней школы и его эффективного продвижения на всех уровнях системы образования нашей страны.

 

Список использованной литературы:

1.        Приказ «Об утверждении типовых учебных программ по предмету «Самопознание» для 1-11 классов общеобразовательных организаций образования» № 71 от 18 февраля 2010 года.

2.        Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АНН РСФСР, 1960. – С. 135.

3.        Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. член.- кор.АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 796с.

4.        Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое  общество России, 2004. – 303 с.

5.        Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.- 1988. 284 с.

6.        Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. – С.126-127.

7.        Программа для организаций среднего образования «Самопознание» для 1-11 классов. Алматы - 2010.

8.        Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание». – Алматы, 2002. – 68 с.