К.филос.н. Данилова Т.В.

Национальный университет биоресурсов и природопользования, Украина

Здесь действуют лишь перемены: космологические аспекты китайской философии

 

Традиционная западная картина мира основана на представлении о приоритете порядка (космоса) над беспорядком (хаосом), который воспринимается как пропасть, зияющая пустота, беспорядочная масса.   Согласно Гесиоду, Эрос преодолел бездну хаоса - так любовь породила гармонию. Книга Бытия повествует о том, как Божественный порядок структурировал и одухотворил темную бесформенную пустоту, создал весь существующий мир [Быт. 1:1-31]. Представление о порядке вещей в западной традиции начиналось с вопросов «Какие это вещи?» и «Какова природа вещей?». Представители западной философии пытались объяснить феномен космического порядка, предполагая существование неких общих характеристик, своего рода неизменного бытия вещей, универсальных принципов, описывающих этот вечный порядок.

Классическая китайская мысль пошла по другому пути объяснения мироздания. Иному восприятию действительности в значительной степени способствовала сама структура китайского языка, не имеющая глагола «быть» [1]. Понятие «бытие» и «небытие» в китайском языке обозначаются терминами «ю» и «у». «Ю» означает, что что-то существует, присутствует в мире, доступно для восприятия, это актуальное, проявленное состояние космоса. «У» – это то, что не находится вокруг, недоступно для восприятия, это потенциальное, непроявленное состояние. Речь идет о присутствии и отсутствии отдельных конкретных вещей.  «И онтологически, и аксиологически "отсутствие" обладает безусловным первенством по отношению к "наличию". "Совершенный мудрец воплощает в себе отсутствие" (шэн жэнь ти у) – так гласит одна из максим китайской мысли» [2, с.41].

Китайские философы воспринимали мир как  гармоничное взаимодействие всех вещей и явлений, как интерактивный процесс, который не предполагает наличия трансцендентного источника миропорядка. Энергия возникновения и трансформации находится в самом мире, т.е., все возникает из самого себя, а не благодаря внешней силе.

Принципиальная разница между двумя модусами восприятия мира состоит в том, что западный тип мышления предполагает существование объективного, не зависящего от мира созидательного принципа,  в то время как для восточного менталитета источником порядка и гармонии выступает взаимодействие самих элементов системы. Китайская мысль воспринимает космос как «десять тысяч вещей», которые постоянно возникают и исчезают, соединяются и разъединяются.

Согласно представлениям древних китайцев, в основе всего сущего находится Великая Пустота - У-цзи, лишенная всех феноменальных проявлений. Не было ни Земли, ни Неба, мир находился в состоянии хаоса, энергия Ци была единым природным целым. У-цзи – это простое, неоформленное, неделимое начало, это Отсутствие (у) или Отсутствие самого Отсутствия (у у). Лао-цзы называл такое состояние неисчерпаемым Дао: «Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отрывается от постоянного Дэ и возвращается к Изначальному» [3, гл.28].

Дао имеет проявленный и непроявленный аспекты, движение и покой, бытие и небытие. У-цзи можно соотнести с непроявленным аспектом Дао, это Дао-в-покое. Считается, что все во Вселенной, включая Инь и Ян, развивается постоянно из этого непостижимого источника. У-цзи – это Беспредельное, то, что существовало до возникновения мира форм. Это состояние невозможно даже представить, оно подобно квантовому полю и предшествует энергии, материи, времени и пространству. Единственное, что присуще ему – это изменчивость (и), поскольку без состояния изменений ничто не может выйти из Пустоты. Из У-цзи (Беспредельного) рождается Тай-цзи (Великий Предел), что фактически означает зарождение всего Универсума. Тай-цзи - это Дао-в-движении, его манифестация. «Тай-цзи рождается из У-цзи, оно - механизм [осуществляющий] движение и покой, мать первоначал Инь и Ян. В движении - [их] разделение, в покое – соединение» [4]. 

Изменчивость присуща и Тай-цзи. Современный китайский философ Чжоу Цзунхуа [5] описывает подобную трансформацию с помощью образа торнадо. Сначала в воздухе царит спокойствие, нет никаких признаков приближения смерча – ситуация находится в состоянии У-цзи. Внезапно налетает ветер, он движется по кругу, возникает торнадо – Тай-цзи. Ветер усиливается, превращается в смерч. Однако это длится только некоторое время, затем ветер утихает, и снова воцаряется покой: Тай-цзи возвращается в состояние У-цзи.

Таким образом, У-цзи порождает Тай-цзи, который в процессе изменения порождает Ян. Сила Ян достигает максимальной зрелости и переходит в Инь, которая в свою очередь порождает Ян. Мир поляризуется на позитивный заряд (Ян) и негативный заряд (Инь). С Ян соотносятся активность, свет, тепло, вертикальные линии, горы, мужское начало. С Инь соотносятся пассивность, темнота, горизонтальные линии, водоемы, женское начало. Инь и Ян - это взаимодополняющие противоположности, единство которых образует целое. Хотя они противоположны по природе, между ними существуют гармоничные отношения. Это состояние двуединой энергии Ци и есть Тай-цзи.

Взаимопереход Инь и Ян включает в себя пять фаз, которые были названы пятью первоэлементами – у син. Это дерево, огонь, почва, металл и вода, циклически переходящие друг в друга. Каждый из первоэлементов маркирует определенные сферы бытия мира и человека. Например, дерево символизирует восток, весну, зеленый цвет, дракона, гуманность, печень. Огонь – это юг, жаркое лето, красный цвет, феникс, ритуал, благоговение, сердце. Почва связана с центром, межсезоньем, желтым цветом, единорогом, искренностью, доверием, селезенкой. Металл ассоциируется с западом, осенью, белым цветом, тигром, справедливостью, легкими. Вода соотносится с севером, зимой, черным цветом, черепахой, мудростью, почками. «Беспредельное, а затем - Великий предел! Великий предел приходит в движение, и порождается Ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается Инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга. Разделяются Инь и Ян - поэтому устанавливаются два образа. Ян превращает, Инь соединяет - происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход. Но пять стихий - это только Инь и Ян, Инь и Ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!» [6].

Таким образом, Тай-цзи порождает все проявления мира («десять тысяч вещей»). Эти вещи после прохождения полного космического цикла возвращаются назад в У-цзи и снова становятся непроявленным целым. Трансформация небытия в бытие и бытия в небытие – это нелинейный, кругообразный, циклический процесс, в котором не существует «до» и «после», «прогресса» и «регресса», а только «развертывание» и «возвращение», длящееся вечно.  У-цзи развертывается в Тай-цзи, Тай-цзи – в Багуа, Багуа – в шестьдесят четыре конфигурации реальности, а затем все снова возвращается в У-цзи [7]. Это длится вечно. Такое понимание мира кардинально отличается от индоевропейского, в котором обязательно присутствует цель для достижения, будь то райские кущи, состояние нирваны или Царствие Небесное. Для представителей китайской, в особенности даосской, философии абсолютно бессмысленным выглядит противопоставление греховной жизни и славной смерти. Они не отрицают жизни во всех ее проявлениях, наоборот, на протяжении веков мастера-даосы стремятся найти путь к бессмертию, в том числе и телесному.  Рождение и смерть – это не наказание за грехи, а часть космического цикла. Все во Вселенной, следующее путем Дао, не противостоит своим собственным проявлениям и не стремится стать непроявленным. У-цзи – это не цель и не предназначение, а порядок действий Дао.

Понятия У-цзи и Тай-цзи в истории философской мысли иногда отождествлялись. Начиная с Чжоу Дунь-и, философы династии Сун дискутировали, являются ли понятия Тай-цзи и У-цзи разными названиями одного и того же или У-цзи – это целостность, предшествующая Тай-цзи и порождающая его. Очевидно, Чжоу Дунь-и испытал влияние буддизма и даосизма и заимствовал у последнего концепцию Беспредельного (У-цзи). Это и привело к развитию некоторых противоречий в философии неоконфуцианства. Лу Цзююань [8] истолковал сопряжение У-цзи и Тай-цзи как отношение первичного и вторичного, а Чжу Си [9] – как сущностное тождество. Он утверждал, что Чжоу Дунь-и не хотел, чтобы люди понимали Тай-цзи как что-то оформленное, поэтому и указал, что оно не имеет формы, пришло из ниоткуда, неописуемо, и назвал его У-цзи.

И сегодня по этому поводу нет единого мнения. Например, Р.Невилл [10] считает, что Беспредельное порождает Великий Предел и подобная космологическая  асимметрия У-цзи и Тай-цзи является обоснованием принципа творения ex nihilo. По мнению Х.Вена [11], подобная точка зрения противоречит китайскому космогоническому принципу творения in situ. Проблема различного истолкования базовых терминов в значительной степени состоит в том, что опыт возвращения к истокам, где не существует ни вещей, ни форм, а присутствует лишь творческая сила, невозможно описать, именно поэтому космологический нарратив попадает в лингвистическую ловушку. Для китайской мысли истинная творящая сила – это взаимодействие Инь и Ян, что наиболее верно отражает значение принципа творения  in situ. Дублирование ключевых метафизических терминов – распространенная практика в Китае.

Такие ученые как Чун-ин Чен, Ту Вэй-мин, Р.Эймс [11] утверждают, что китайские философы воспринимали мир как единое целое, как непрерывный процесс, имеющий источником движения комплементарные силы. Этот процесс описывается не линейно, а циклически: расцвет и упадок, конденсация и разрежение, жизнь и смерть. Все существующее является континуумом, в котором каждый аспект находится в процессе трансформации, определяемой его собственным импульсом и условиями существования [12]. Источником изменений выступает не внешняя сила, а проявление присущей всей Вселенной тенденции к трансформации.

 

Литература

 

1.      Hall, David L. Chinese philosophy / Hall, David L., Ames, Roger T. / In E. Craig (Ed.), Routledge Encyclopedia of Philosophy. - London: Routledge. Retrieved March 05, 2011 /  http://www.rep.routledge.com/article/G001SECT1

2.      Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Торчинов Е.А.  - СПб.: "Азбука-классика", "Петербургское Востоковедение", 2007. – 480 с.

3.      Лао-цзы. Дао Дэ Цзин / Лао-цзы.; пер. с древнекит. Ян Хин-шуна. // Древнекитайская философия. - Т.2. - М.: Мысль, 1972. / http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt

4.      Суждение о тайцзицюань [мастера] Ван Цзунъюэ   / http://www.triedinstvo.com/2008/06/01/suzhdenie_o_tajjczicjuan_mastera_van_czunjuje.html

5.      Чжоу Цзунхуа. Дао И-Цзина. Путь к прорицанию / Чжоу Цзунхуа.  - К.: София, 1999. – 368 с.

6.      Чжоу Дуньи. Тай цзи ту шо / Чжоу Дуньи. / http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/zhou_dunyi.html

7.      Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»: 2-е изд. / Щуцкий Ю.К. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 606 с.

8.      Lu Jiuyuan, a Chinese scholar and philosopher who founded the school of the universal mind / http://www.theeastworld.com/2010/09/lu-jiuyuan-chinese-scholar-and.html

9.      Gardner, Daniel K.   Zhu Xi’s Reading of the Analects: canon, commentary, and the classical tradition /. Gardner, Daniel K. – NY: Columbia University Press. – 2003. – 244 p.

10.  Neville, Robert C. Behind the Masks of God: An Essay Toward Comparative Theology / Neville, Robert C. - Albany: State University of New York Press, 1991. – 200 р.

11.  Wen, Haiming. One and Many: Creativity in Whitehead and Chinese Cosmology / Wen, Haiming // Journal of Chinese Philosophy. - Volume 37, Issue 1, pages 102–115, March 2010/

12.  Hall, David L. Thinking Through Confucius / Hall, David L., Ames, Roger T. - Albany: State University of New York Press, 1987. – 238 p. – ISBN 0- 88706–377-2