К.ю.н. Казбаева А.Г.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан

 

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ГАРАНТ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Права человека и гражданина являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимодействии с государством.

    Сегодня казахстанская наука пытается анализировать права и свободы человека из представлений об общечеловеческих ценностях. Основанием служит Декларация о правах и свободах человека и Конституция РК.

Очень долгий путь прошло человечество к пониманию того, что главной функцией государства в цивилизованном обществе является охрана интересов человека и гражданина, защита его прав. Государство и его основные структуры (законодательство, правительство, суд, армия, полиция, тюрьмы) находят оправдание только в том случае, если их деятельность подчинена защите, охране прав человека. Этот тезис является основополагающим для конституционного государства. Права человека - это основа конституционализма. Согласно ч.2 ст.12 Конституции РК права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Указанный принцип является основной идеей второй главы Конституции РК «Человек и гражданин» и ведущим принципом института правовой защиты. Без провозглашения, закрепления и реализации этого принципа нельзя говорить не только о правовой защите человека и гражданина, но и существовании правового государства, в котором и могут последовательно осуществляться все права человека.

Неотчуждаемость основных прав человека как конституционный принцип правовой защиты впервые был провозглашен французской Декларацией прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года. Ст. 2 этого документа гласит: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность. Безопасность и сопротивление угнетению». Учитывая важность этого свойства прав для свободы членов человеческой семьи и всеобщего мира, его закрепили под названием «неотъемлемые права» универсальные глобальные международно-правовые документы такие, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (преамбула) и Международные пакты о правах человека от 19 декабря 1966 года (преамбулы).

Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод, недопустимости их ограничения. Он может также быть выделен как один из признаков неотчуждаемости прав и свобод. В рассматриваемом плане имеется конституционная норма о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.4 ст.4 Конституции РК).

Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных прав человека. В п.5 ст.12 предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.

В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного правомерного ограничения прав и свобод: п.1 ст.39 Конституции РК устанавливает, что права и свободы человека и гражданина, могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты: конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

При этом, определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на гражданство, право на признание правосубъектности, право на судебную защиту своих прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на жизнь, право на личную свободу, на неприкосновенность человеческого достоинства, право определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность, право на пользование родным языком, право на свободу совести, право на собственность – это своего рода табу для государства.

Исходя из смысла Конституции РК, принцип непосредственного действия прав и свобод присутствует и подкрепляется рядом конституционных норм. Имеются в виду, прежде всего, положение Конституции РК о том, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Республики (п.2 ст.4). Данное положение имеет большое значение для провозглашения и существования принципа непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина.

Так Конституция РК не позволяет законодателю издавать законы, которые могли сужать сферу прав человека. Нормативные юридические акты или иные положения, которые прямо или косвенно ущемляют права человека и гражданина, в соответствии с п. 2 ст.74 отменяются и не подлежат применению. Нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы человека и гражданина подлежат обязательной регистрации.

Немаловажную роль в признании за традиционными правами и свободами в качестве основных играет их закрепление во Всеобщей декларации прав человека, одобренной ООН в 1948г., и в международных пактах о правах человека, принятых в 1966г. Приоритет международных правовых норм имеет важнейшее значение в области защиты прав человека. Современные исследования в этой области сходятся в одном, что защита прав человека в современном обществе является не только делом одного государства, но и объектом всего мирового сообщества. Одним из существенных моментов в развитии конституционализма явилась связь национального законодательства о правах и свободах с международным правом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры объявлены составной частью правовой системы РК (п.1 ст.4)

Республика Казахстан, приобретая независимость и государственный суверенитет, провозгласила курс на построение гражданского общества и правового государства. Проводящая в связи с этим правовая реформа направлена на приведение национального законодательства с международными документами по правам человека.

Уже общепризнанно, что Конституция РК в области прав человека в полной мере исходит из общеобязательных норм международного права.

1.   Конституция РК, как и международное право, полностью отвергает какую бы то ни было дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения или иных обстоятельств;

2.   Идентично определяет в зависимости от возраста: дети, трудоспособные, пенсионеры;

3.   Провозглашаются права и свободы человека во всех областях государственной жизни, предусматриваются гарантии их реализации;

4.   Честь, жизнь, здоровье и достоинство защищаются должным образом;

5.   Ограничение прав и свобод человека допускается в исключительных случаях;

6.   Гарантируется объединение граждан в самые различные ассоциации (общества, партии, движения и.т.д.)

Все изложенное свидетельствует о том, что Конституция РК является документом, вобравшим в себя все наиболее ценное, демократическое, гуманное, что содержится в общепризнанных нормах международного права.

Только в подлинно демократическом государстве права человека и основные свободы дают человеку возможность полного развития и использования всех моральных качеств, интеллекта, удовлетворение духовных и иных запросов.

    Однако, права и свободы, закрепленные второй главой Конституции РК, провозглашены гендерно симметричными: и гражданские, и политические, и социальные. Обобщая, можно сказать, что на уровне реализации конституционных норм, реальной практики признак пола имеет существенное значение. Оно во много определяет выбор. Обыденное, не правовое сознание достаточно часто отрицает принцип равенства мужчины и женщины, как гаранта основных прав и свобод гражданина, чаще такое происходит в ходе избирательных компаний, делая его не рабочим. Он, к сожалению, не стал правовым элементом сознания и частью правовой культуры общества. Помимо этого, он не логичен с позиции старой, ушедшей в прошлое номенклатурой традиции, которая «привита» обществу. Она не ушла в прошлое, а соединена с настоящим посредством идеологии патриархального общества. Эта традиция разделяет тезис: мужчина являет собой силу власти в обществе, а женщина подчиняется этой силе – прежде всего силе власти. Это патриархальный стандарт. Государство уже не поддерживает его как стандарт старого образца, но и не способно его сломать.

В качестве примера для разъяснений мы обратимся к брачно-семейному законодательству.

Семья – эта та область, где проблемы гендерного (социокультурного) равенства проявляются особо остро. Семья – это сложный социальный институт, и много в формировании внутрисемейных отношений и отношений между супругами, в первую очередь, определяется национальной культурой, историческим традициями, социально-экономическими условиями, личностными фактами. В семейном праве равенство мужчины и женщины получило закрепление в ст. 1 Закона о браке и семье, устанавливающей основные начала семейного законодательства. Поскольку равноправие супругов в семье выражается в первую очередь в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов совместной жизни, этот принцип конкретизируются, например, в п. 2 ст. 29 ЗоБС предусматривает, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессий, места жительства. Также на основании принципа равенства решаются все вопросы, касающиеся материнства и отцовства (п. 3 ст.29). Однако в законе существует четыре нормы, которые откровенно нарушают гендерную симметрию, но которые предполагают совершенно различные ситуации. 

Первая ситуация: речь идет о ст. 15 ЗоБС, ограничивающей право мужа на предъявление требования о расторжении брака во время беременности или в течение одного года после рождения ребенка (даже если ребенок умер или родился мертвым). Подобного рода ограничение обусловлено необходимостью повышенного внимания к здоровью женщины и ребенка в этот период. Следовательно, при отсутствии согласия жены на расторжение брака суд должен отказать в принятии искового заявления, а если оно было принято, то прекратить производство по делу.

Вторая ситуация: ЗоБС предусматривает возможность установления в судебном порядке только отцовства, но не материнства. Статья 47 ЗоБС, говорит, что рождения ребенка у родителей не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или одного из них в органы загс, «происхождение от определенного лица (отцовство)» устанавливается в судебном порядке. Аналогичной нормы, позволяющей установление происхождение ребенка от матери в судебном порядке («установление материнства»), закон не предусматривает.

Третья ситуация: касается установления отцовства в добровольном порядке в отношении ребенка, рожденного вне брака. В таких случаях, в соответствии с п.4 ст. 46, отец и мать ребенка, не состоящих между собой в браке, подают совместное заявление в орган ЗАГС. Если же мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав либо ее местонахождение невозможно установить – с заявлением обращается один отец ребенка, но с согласия органов опеки и попечительства; если орган опеки и попечения откажет дать согласие – вопрос решается в судебном порядке. Таким образом, законодатель подходит по-разному к регламентации установления отцовства и материнства: для регистрации женщины в качестве матери ребенка необходимо одно заявление в органы загс, а для регистрации мужчины в качестве отца – по-мимо его заявления, необходимо также согласие матери ребенка.

Четвертой ситуацией является пп.2 п.2 ст.133 возлагает на мужа обязанность мужа по уплате алиментов жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Аналогичной обязанность возлагается на мужчину и по отношению к его бывшей жене в случае развода при условии, что беременность возникла до момента расторжения брака (пп.1 п.1 ст.134). Наличие подобного рода нормы в семейном законодательстве обусловлено необходимостью повышенной заботы о женщине, находящейся в состоянии беременности или занимающейся уходом за ребенком до достижения ребенком возраста, когда он может быть более болезненно для его психики передан в детское учреждение. Таким образом, здесь охраняются права и интересы ребенка (как человека и гражданина), которому до достижения трех лет, безусловно, предпочтительней оставаться дома.

Представляется, что приведенные примеры свидетельствует о неизбежности нарушении равенства прав человека и необходимости дифференцированного подхода в определенных ситуациях к правовому регулированию отношений, участниками которых являются соответственно либо мужчина, либо женщина.

Поэтому огромным достижением для Казахстана является ратификация основных международных документов в области прав человека и гражданина. Он является важным шагом в укреплении в укреплении суверенитета Казахстана, обеспечении его безопасности и всемерное развитие прав человека.

    Процесс глобализации, затронувший все стороны жизни государства и общества требует принятие новых радикальных мер по защите прав и свобод человека и гражданина во всем мире. Так, суть нового казахстанского законодательства явилось возведение конституционного регулирования защиты прав и свобод человека и гражданина на уровень международных стандартов свободы личности. Первая Конституция независимого Казахстана 1993 года во многом восприняла и воспроизвела положения Всеобщей Декларации прав человека и других общепризнанных международных актов. Конституция РК 1995 года, сохранив преемственную связь с предыдущей в сфере защиты прав человека в Республике Казахстан, развила и укрепила основные ее положения, то есть принципы естественного характера прав и свобод человека и гражданина.

    Впервые приоритет прав человека и гражданина был провозглашен Конституцией РК 1993г., а затем воспроизведен Конституцией 1995г. Это одна из важнейших идей, влияющих на становление и развитие казахстанского конституционализма.

    Таким образом, права, свободы и законные интересы по Конституции РК – это главное звено всех общественных процессов, которые должны приводить в действие политические, экономические, социальные структуры, обеспечивать преодоление разрыва между человеком и властью, человеком и экономикой, человеком и способами распределения социальных благ.