Зозуля О.Ю.

Башкирский государственный педагогический университет, г. Уфа, Россия

Живые цветовые формы в педагогике изобразительного искусства

В современном обществе не ослабевает интерес к проблемам подготовки специалистов для выполнения определенных видов деятельности в отдельных предметных областях. Одной из таких проблем является проблема устойчивого развития художественно-творческого потенциала учащихся юношеского возраста при профильном обучении изобразительной деятельности. В этом возрасте воображение находится в критической фазе развития (1), поэтому для обогащения и дальнейшего развития художественно-творческого потенциала учащегося необходимо создать целый ряд дополнительных условий, которые позволят ему раскрыть резервы своей личности применительно к изобразительной деятельности. В частности, каждому учащемуся необходимо помочь выбрать перспективные ориентиры для его творческого развития.

В процессе профильной подготовки учащийся должен найти свое видение изобразительных форм, как знаков и эстетических детерминантов изобразительного искусства. Тут применимо известное положение французского ученого Эмиля Геннекена. Оно гласит, что творческое произведение действует только на тех читателей, чьим выражением оно служит. А.Н. Рубакин, опираясь на это положение, сформулировал основные положения библиопсихологии (2), которые позволяют сориентироваться при индивидуальном подборе текстов, наиболее понятных и легко воспринимаемых обучаемыми. Этот подход мы используем при индивидуальном подборе изобразительных форм для каждого учащегося, что позволяет с максимальным обучающим эффектом донести до него необходимые сведения об изобразительном искусстве.

Устойчивый рост творческого потенциала учащегося достигается через поиск и творческое воплощение им ярких, содержательных форм, обладающих признаками жизненности, – живых цветовых форм изобразительного искусства (3). Живая цветовая форма внешне сходна с живыми формами природы, обладает многими присущими им признаками жизненности. В то же время она сходна, по своему содержанию, с другими художественными формами: живым художественным словом, музыкальным звуком, театральным жестом, кадром кино. Живые формы природы, образы искусства и стереотипы коллективного поведения являются содержательными формами окружающего мира, эстетическое отношение к которым необходимо выработать при обучении учащихся изобразительной деятельности, так как для творческого роста и освоения профессионального мастерства возможен «единственный путь восприятия искусства: через содержательность формы – к духовному общению с создателем произведения» (4).

Само понятие «содержательная форма» соединяет в себе две диалектические противоположности – форму и содержание. По словам Я.Э. Голосовкера (5), «самый смысл формы как таковой скрывает в себе понятие «постоянство»… В культуре форма абсолютна: либо по своей сущности, либо по своей тенденции. В природе форма относительна и приблизительна». С его точки зрения, законом природы является «постоянство – в – изменчивости», а законом культуры – «изменчивость – в постоянстве».

Актуальное «изменчивое» А и потенциальное «постоянное»  – это два полюса в понятии «содержательная форма». Они могут быть наглядно представлены в ориентированном пространстве, например, в трехмерном пространстве поворотов с помощью сферической диаграммы Эйлера-Венна, являющейся инструментом логического анализа (рисунок). Равноудаленная от полюсов линия экватора сферы отделяет точки, отображающие признаки изменчивых содержательных форм, от точек, представляющих формы, обладающие признаками постоянства. Движение вдоль этой границы соответствует образованию сбалансированных (гармоничных) форм, в рамках гуманитарной, в частности, педагогической деятельности. Всякое иное движение по поверхности сферы может быть представлено в виде независимых вращений (спинов) вокруг осей трехмерного семантического пространства – вдоль направляющих линий эволюционной деятельности живой природы, художественной и интеллектуальной деятельностей сообществ. Другие виды деятельности по образованию содержательных форм, не вошедшие в число трех перечисленных базовых видов, могут быть представлены с помощью отдельных слоев (сфер) многослойной логико-семантической модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок. Модель понятия «содержательная форма»

На осях трехмерного семантического пространства (, , ) находятся точки притяжения трех пар областей, представляющих отдельные семантические группы понятия «содержательная форма» с несбалансированными значениями признаков «изменчивое» и «постоянное». Это живые  и косные  формы природы (формы «живого вещества», по В.И. Вернадскому), стереотипы поведения  и их энграммы  (формы «коллективного бессознательного» (6)), образы  и их знаки  (формы сознания).

Под живыми формами  понимаются формы, обладающие всеми признаками жизни. Важным условием, отличающим живую форму от неживой, является наличие механизмов воспроизведения на основе этой формы других форм, которые подобны ей по внутреннему строению и по видам взаимодействия с внешней средой. В основе конструкции живой формы лежит генотип . Косные формы в биологии понимаются как формы условно-постоянные : формы почвы, водной, воздушной среды, в которой развиваются живые организмы и которые изменяют свои свойства в результате жизнедеятельности этих организмов. В своем развитом виде они выступают в качестве источников жизни .

Наличие постоянных внутренних изменений является причиной того, что живая форма постоянно изменяется в рамках своего типа, остается неповторимой, но узнаваемой в каждый следующий момент времени. Ярким примером формирования новых живых форм природы являются цветовые формы живых организмов, которые демонстрируют наличие в природе плавных переходных форм окраски особей внутри одной и той же популяции живых организмов, которые возникают в процессе их адаптации к разным условиям обитания.

В культуре в качестве механизмов «оживления» форм выступают механизмы творчества: воображение и фантазия. Они формируют подвижные, выразительные формы в виде образов сознания . В изобразительном искусстве образы сознания представляются в разнообразных цветовых формах, сохраняя определенное сходство с природными формами-аналогами. В отличие от изменчивой формы , форма сознания, обладающая постоянством,  связана в культуре с эталонами, которые выступают в искусстве в качестве символов. Изменчивые формы языка изобразительного искусства обладают многими признаками цветовых форм природы, признаками жизненности, являются живыми цветовыми формами искусства . С их помощью можно охарактеризовать набор цветоформ, характерных для образов одного типа (одного содержания), образующих единый смыслообраз  (5).

Стереотипы поведения  сообществ организмов (7) и их следы в памяти (энграммы)  выступают в качестве связующего звена между формами живой природы и формами сознания. Условно-постоянная часть стереотипов поведения образует психотип (Пс), чувственно воспринимаемый, имманентный всегда действенным законам природы и законам духовной жизни. Психотипу противостоит изменчивая часть энграмм – архетип (Ар). Архетип всегда коллективен, присущ целым народам и эпохам (6).

На основе логического анализа признаков понятия «содержательная форма» можно прийти к выводу, что живые цветовые формы искусства  основаны не только на живых формах природы, но и на смыслообразах искусства . Смыслообразы воспринимаются художником как опыт разных народов и художественных школ, служат для передачи признаков жизненности. Опираясь на них, помощью своего воображения учащийся способен сам создавать живые цветовые формы искусства, осваивая при этом художественные приемы изобразительной деятельности.

Нам представляется, что основная задача профильной подготовки в области изобразительной деятельности – дать правильные ориентиры учащимся, найти место содержательным формам их творчества в ряду известных форм изобразительного искусства, познакомить их с художественными приемами создания живых цветовых форм как инструментов (изменчивых знаков) изобразительного искусства.

Литература:

1.     Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. – СПб.: Союз, 2002. – 183с.

2.     Рубакин А.Н. Психология читателя и книги. – М.: Книга, 1977. – 264 с.

3.     Зозуля О.Ю. Использование живых цветовых форм в обучении школьников // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: Материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург: В 3-х ч. / – Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. ун-т., 2006. – Ч. 2. – С. 225-228.

4.     Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981. – 96с.

5.     Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

6.     Юнг К.Г. Психологические типы. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с..

7.     Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб.: Питер, 2005. – 317с.