Философия /1. Философия литературы и искусства

Богданова Н.Г.

Василюк А.О.

Украинская инженерно-педагогическая академия

РУССКОЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ

ИСКУССТВО ХIХ В. И ДРАМА

Наиболее важным периодом в развитии теории драмы была русская драматургия ХIХ в.

Реалистическая драма возобладала в русской литературе начиная с 20-30-х годов (Грибоедов, Пушкин, Гоголь). Многожанровая драматургия А.Островского с ее сквозным конфликтом духовного достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы социальной «обстановки жизни» и бытового деспотизма, с ее пристрастием к светскому образу «маленького человека» и преобладанием «жизнеподобных» форм стала решающей в формировании национального репертуара ХIХ в.

«Жизнеподобные», более или менее свободные от условности драмы, исполненные трезвого реализма и психологизма, «сопряженного» с эпичностью, создал Л. Толстой.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. драма претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными единства внешнего конфликта, волевая активность героев, перепитии действия. Чехов воссоздал душевную драму творческой и честной мучительно ищущей, но не обретающей «сверхличную», «общую» идею интеллигенции, исполненной и возвышенно-романтических устремлений и бессилия, порой отчаяния перед гнетущей прозой повседневности. Глубокий драматизм он облек в форму скорбно-иронического лиризма. Динамика его пьес не в событийности и диалогах – схватках, а в диалогах – беседах, и текучести, «импрессионистичности» душевных состояний, реплики и эпизоды связаны ассоциативно, по принципу «контрапункта», раскрытие эмоциональной сложности при обыденном течении событий достигалось подтекстом.

Теория драмы в России – это теория реалистической драмы нового времени. Правда, она не приобрела систематизированной формы, не получила окончательных формулировок, которым придавалось бы значение непререкаемых законов. Сама природа реализма ХIХ в. такова, что исключила возможность превращения теории реализма в доктрину. «Горе от ума» и «Ревизор» послужили поводом для размышлений писателей и критиков о путях развития русской драмы, и вокруг этих шедевров кристолизовалась теория реализма в драме. В середине века осмысление законов драматического искусства происходило в полемике вокруг творчества Островского.

Теория драмы формировалась не безотносительно и не догматически со ссылками на образцы искусства и теории прошлых веков, а в процессе осмысления живого творческого процесса. Важнейшую роль в ней играла критика, быстро и непосредственно откликавшаяся на появление значительных пьес. Критика, как известно, играла в ХIХ в. роль главного органа общественного мнения.

Если литература была зеркалом русской жизни, выразителем общественных настроений, то критика осмысляла и формировала главные вопросы жизни в свете широких философских и социально-политических концепций.

Воззрение русских писателей и критиков на драму невозможно оторвать от больших общественных проблем, рожденных противоречиями русской жизни. Драматургия отнюдь не была прикрытием, маскировкой для обсуждения вопросов, волновавших людей в стране, лишенной возможности свободного изъявления мыслей. Если литература в целом жила основными вопросами русской жизни, то драма по своей природе не могла не выявлять особенно острые конфликты российской действительности.

Конечно, и драма испытывала на себе ограничения, накладываемые цензурным контролем самодержавно-помещичьего государства. Политические конфликты современности не могли получить в ней прямого отражения. Драматурги, правда, подчас переносились в прошлое. Но они оставляли и задачи создать живое драматическое изображение действительности. Их стремления увенчались успехом: даже в ограниченных рамках семейно-бытовой драмы, русские писатели смогли отразить некоторые из противоречий, важных для жизни всего общества. Семейная и нравственная тематика обнаружила достаточную емкость, чтобы выразить идеи, затрагивавшие самые основы социальной жизни.

В силу этого, обсуждение вопросов драматургии, у писателей и критиков неизбежно перерастало в рассмотрение коренных проблем социального развития страны. Теория драмы в России ХIХ в. формировалась как теория реалистической социальной драмы. Вопросы искусства как такового, проблемы формы, специфики драмы – все это, включая и чистые вопросы поэтики, органически связаны в суждениях русских авторов с общественно-нравственными проблемами.

 

Литература:

1. А.А. Аникст. Теория драмы от Пушкина до Чехова. М.: 1972. – 643 с.

2. Ю.В. Бабичева. Театр Островского. Тесты лекций по истории русской литературы ХIХ в. Вологда, 1986.

3. Ю.А. Дмитриев. Русские трагики конца ХIХ – начала ХХ в. М.: 1983.