Психология и социология. 9

К. пс. н. Варфоломеева О. В.

Крымский республиканский институт последипломного педагогического

образования

АКМЕ И ДУХОВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА

 

    Дух акме воспитывается в исследованиях как внешней, так и внутренней реальности (духовности человека) (Бодалев А.А., 1998; Деркач А.А., 2000 и мн. др.).  В условиях глобального кризиса, свидетельствующего о глубоком цивилизационном сдвиге в развитии человечества, особую значимость приобретает традиционная фундаментальная проблема природы и сущности человека (Волков Ю.Г., Поликарпов В.С., 1999).  

  Проблема времени получила глобальный мировоззренческий характер, её решение требует включения в картину мира экзистенции человека.      Неизменным компонентом смысла жизни в потоке времени является инвариант смысла жизни в необратимости времени. В психотерапевтическом контексте  понятия «здоровье человека» и «смысл жизни» являются соотносимыми. Здоровье в значительной степени зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни.  Немалый вклад в рост количества различного рода патологий, особенно психических, вносят усиливающаяся интенсивность использования времени, возрастающая торопливость, попытки вписаться в общий поток жизни. Ориентация на исключительно материальные ценности постепенно приводит к утрате смысла жизни (экзистенциальный вакуум). Высшая точка накопления материальных благ положительно коррелирует с ощущением пустоты жизни. Профессиональную восприимчивость психотерапевта к экзистенциальным переживаниям клиентов мы называем его экзистенциальным чутьем. Человек осознаёт свою бренность благодаря абстракциям, выработанным в рамках культуры. Время выполняет нравственную функцию, ибо предстаёт как нравственный высший судья; отсюда его связь с такими понятиями, как “добро” и “зло”, “нравственный идеал”, “смысл жизни”, “нравственная амнезия” и др. Благодаря самосознанию человек может совершать выбор и “примерять” в мыслях вечность.

Подлинная самость человека остаётся скрытой под покровом внешних связей бытия. Экзистенциальные коммуникации означают внутреннюю, свободно избранную связь людей, в которой они открываются друг другу как самоценные и неповторимые личности. Экзистенциальный подход к личности освобождает человека из-под власти “ситуационного поля”.    Психотерапевтическая интерпретация наделяет житейские истории  новыми смыслами.   Смещение внимания с жизни и личности клиента на его симптом или диагноз является глубинной причиной непонимания человеческой сущности.

 Искусство представляет собой дыхание Вселенной, попытку пережить трансцендентальное: оперирование символами должно пробудить воображение так, чтобы ощутить то, что неуловимо. Именно здесь наиболее интенсивно проявляются творческая, духовная сущность человека и активность его сознания.  Функцией человеческой природы является культура. Она  порождает осознание человеком своей бренности, и вместе с тем именно она нейтрализует экзистенциальный страх человека перед растворением в небытии.  

Одним из самых фундаментальных параметров экзистенции является этическое измерение человеческого существования,  “революция в сердце человека” (Волков Ю.Г., Поликарпов В.С., 1999, с. 354 – 358). Модель потребительского общества уже неадекватна действительности: требуется преодоление глубокой нравственной деградации. Именно нравственность, относясь к духовным и душевным качествам человека, определяет гармонию его внутреннего мира (Ожегов С.И., 1986, с. 360).  Истинный гуманизм  отдает  приоритет универсальным, общечеловеческим ценностям. Именно он выступает в качестве инновационных духовных, этических, эстетических, философских, социальных, политических и творческих мотивов поведения.   Этические и моральные основы гуманизма заложены во внутреннем мире человека, что призвано поднять чувство глобальной ответственности перед человечеством. «Быть или иметь» – вот вопрос, обострившийся в контексте современного развития общества и человечества (Фромм Э., 1986).   

  За базовую основу принимается альтернативный характер экзистенции человека – необходимость одного из нескольких способов существования человека: выбор между добром, которое несёт положительный эмоциональный заряд, и злом с его отрицательным зарядом (внутренний поединок, акмеологические противоречия). Первой ступенью развития личности являются эмоции. Зрелость эмоциональной сферы является одной из детерминант  духовности. Современный человек   самостоятельно несет ответственность за собственное психоэмоциональное здоровье. Поэтому перед психотерапевтом встает задача формирования механизмов саморегуляции психической устойчивости  личности. 

Невозможно сопровождать другого человека на пути формирования  духовности и личностной зрелости, если безнравственен и бездуховен сам. Это свидетельствует о том, что психотерапевту необходимо  непрерывно заботиться о собственном личностно-профессиональном росте и развитии, снова и снова совершая непростой выбор между добром и злом, гуманностью и бесчеловечностью, открытостью и манипулированием, терпимостью и  цинизмом, великодушием и жестокостью, ответственностью и безответственностью и т. п. Ответственность психотерапевта включает: ответственность за собственную судьбу; ответственность за психотерапевтические интервенции; ответственность за психотерапию в целом (Варфоломеева О.В., 2006).

Выводы.  Акмеология характеризуется междисциплинарными связями с науками о человеке, общим предметом которых является формирование  зрелости личности и ее духовности. АКМЕ психотерапевта представлено:                 - эмоциональной зрелостью; - личностной (личностно-социальной, социокультурной) зрелостью; - этической (нравственной, гуманистической) зрелостью; - сущностной (эссенциальной) зрелостью;  - экзистенциальной (собственно духовной) зрелостью.