Психология и социология. 9

К. пс. н. ВАРФОЛОМЕЕВА О. В.

Крымский республиканский институт последипломного педагогического

 образования

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ЖИЗНИ ПСИХОТЕРАПЕВТА

 

На современном этапе развития науки проблема зрелости личности рассматривается как междисциплинарная [Волков Ю.Г., Поликарпов В.С., 199; Варфоломеева О.В., 2002].  Личностно-профессиональную зрелость психотерапевта целесообразно изучать в акмеологическом контексте: на стыке психологии и философии. Экзистенциальная психология – это наука о том, как судьба человека зависит от его отношения  к жизни и смерти [Дружинин В.Н., 2000; Ялом И., 200]. Здесь точками отсчета являются: критические внешние обстоятельства; проблемы конструирования уникальной жизни. Экзистенциальные противоречия  приводят человека к нарушению  внутреннего равновесия, поэтому необходимо создать собственную экзистенциальную нишу,  выйдя за пределы обстоятельств. Так формируется “вариант жизни” [Дружинин В.Н., 200, с. 35 – 134]. Оптимальным является  «вариант», который, сглаживая остроту  экзистенциальных переживаний, открывает путь к  продуктивности субъективного человеческого бытия.   

   Одной из основных характеристик  акмеологического варианта жизни психотерапевта является его экзистенциальное чутье: распознание специфики экзистенциальных проблем. Прежде всего необходимо расширить интерпретацию феномена «надежда», потому что психотерапевтическая практика систематически сталкивается с его психотравмирующим аспектом. Надежда обладает также и деструктивной силой,  представляя собой розовые очки на «глазах» субъективного бытия. Надежда является реакцией человека  в условиях отсутствия  выбора. Ничего не гарантируя, она создает иллюзию стабильности. Не оправдавшаяся надежда является психотравмой («Как же так?! Ведь я так надеялся!!!»). Надежда эфемерна, она выполняет функцию психологической защиты.  

   Психотерапевту необходимо грамотно врачевать проблему психологической зависимости клиентов, когда  значимые-другие становятся для них болезненно значимыми.  Психологическая «формула» невротической зависимости выглядит, на наш взгляд, следующим образом:Теряя тебя, я теряю себя”.   «Формулой»  незрелого одиночества является концепт: “Я не могу оставаться в одиночестве, даже если этого требуют обстоятельства”.  Моменты вынужденного личного или профессионального одиночества являются для психотерапевтов «учебным» материалом, который усваивается с трудом даже самыми способными из них.  Это личностная и профессиональная проверка: На что ты способен сам? Что ты можешь, когда можешь рассчитывать только на себя?  Эффективным средством врачевания  является конфронтация со страхом.  Самодостаточна лишь та личность, которая, долгое время оставаясь наедине с собой,  сохраняет состояние психической устойчивости. «Я  могу оставаться в одиночестве, если этого требуют обстоятельства» вот  «формула» зрелого одиночества.

 Следующей характеристикой акмеологического варианта жизни  является свобода личности как субъекта существования. Часто человек  убивает время, пытаясь заполнить экзистенциальную пустоту: “вариант жизни – траты времени” [Дружинин В.Н., 2000],  “бегство от свободы” [Фромм Э., 1990], «невроз выходного дня» [Франкл В., 1990].  По нашему мнению, свобода может выступать в двух ипостасях: 1) незрелая, невротическая; 2) зрелая, экзистенциальная. «Формула» невротической свободы:свобода – это тревога!. Любая тревога является   привязанностью  к собственным навязчивым переживаниям и мыслям.  «Формула» зрелой свободы:  “Свобода – это покой”, отсутствие болезненных привязанностей.  Покой – это гармония, духовность, совершенство, созерцательность, зрелое  переживание одиночества,  отсутствие иррациональной тревоги [Варфоломеева О.В., 2003].

       Тревожные клиенты, затерявшиеся в лабиринтах одиночества, испытывают невротическую потребность в любви. «Формула» невротической любви основана на   манипулятивном  сценарии: “Если ты любишь меня, ты должен соответствовать моим ожиданиям, какими бы нелепыми они ни были”.  И “горе тебе, если ты не совершенен” [Хорни К., 1993, с. 85].   Необходимо помочь клиенту открыть дорогу к  самому себе.  Необходимо определить, где находимся “мы – Реальные”: “Я –  Реальный”, “Ты – Реальный”. Ведь любить человека –  это значит видеть, слышать, чувствовать, понимать и принимать его – “реального”.   Любить другого – это  давать ему возможность расти [Ялом И., 2000]. Любить – это видеть человека таким, каким его задумал Бог [Цветаева М., 2000]. Мы предлагаем интегрированную «формулу» зрелой любви: Любить другого – это значит видеть его таким, каким его задумал Бог, тем самым  давая ему возможность расти». Следовательно, любить себя – это значит видеть себя таким, каким тебя задумал Бог, позволяя себе расти. Радость интециальна, она всегда направлена на какой-нибудь объект. «Так, человек, испытывающий высшие эстетические эмоции или счастье разделенной любви, ни на минуту не сомневается в том, что  жизнь его имеет смысл» [Франкл  В., 1990, с. 169].  Акмеологический вариант жизни  психотерапевта   характеризуется тем, что его «встреча» с профессией и судьбой  является экзистенциальной, т. е. судьбоносной, смыслообразующей..

Выводы. Акмеологический вариант жизни психотерапевта представлен следующими характеристиками: продуктивное разрешение акмеологических противоречий («болезней роста и развития»); ответственность психотерапевта за свою судьбу, судьбу психотерапевтических интервенций, за судьбу психотерапии; экзистенциальный характер «встречи» психотерапевта с судьбой и профессией; экзистенциальное чутье психотерапевта; зрелое отношение психотерапевта к свободе, одиночеству, любви.