Ахмеджанова Гульнара Бисенгазизовна

ПГУ им. С.Торайгырова

Присяга в нормах государственного (конституционного) обычного права казахов.

Присяга, как основной институт обычного права казахов, имела свои различные виды и разновидности. Чаще всего она применялась в процессуальном обычном праве, и ее мы называем судебной присягой. Однако присяга занимает свое особое место и во многих других направлениях правовой системы традиционного казахского общества, которых условно можно именовать отраслями обычного права казахов. В его системе есть нормы и институты, которые сегодня мы могли бы отнести к государственному (конституционному), административному, гражданскому, уголовному, семейному, земельному праву. Везде, как показывают материалы проведенного исследования, свое законное место занимала присяга. Именно поэтому присягу можно считать системообразующим фактором всей системы обычного права казахов. На конкретных примерах видно, какую роль играла присяга в различных отраслях права традиционного казахского общества.

Правовая система любой страны в своей основе должна иметь нормы, регулирующие ее государственный строй, правовой статус личности, правовой статус главы государства, органов государственной власти, судебной системы, избирательной системы, органов местного управления и самоуправления. В своей совокупности, вернее, в системе эти нормы составляют важнейшую отрасль права этой страны, которую мы называем государственным или конституционным правом. Такие нормы права существовали всегда и везде, где возникало и существовало государство. Наличие или отсутствие писаной формальной конституции не означает, что в данной стране не существует фактической конституции и конституционного права, которое, в таком случае, может называться государственным правом. Нормы конституционного (государственного) права существовали и в протогосударственных образованиях саков, уйсунов, канглы, империи Хунну, Тюркском каганате, Монгольской империи, Золотой Орде, то есть во всех государственных образованиях, существовавших на территории Казахстана в древнем и средневековом периодах его развития. Эти нормы впоследствии оказали значительное влияние на создание собственно казахского государства и его права уже в эпоху правления ханов Жанибека, Керея, Есима, Касима и, наконец, Тауке хана, правление которого, по образному выражению А.И. Левшина, явилось «золотым веком казахского правосудия» [1]. В современной научной литературе, посвященной обычному праву казахов, отдельно не выделяется такая его важнейшая отрасль, какой является конституционное право.

Целый ряд исследователей при рассмотрении важнейшего источника обычного права казахов - свода законов хана Тауке, более известного в научной литературе как «Жеті - жарғы» использует при его характеристике эпитеты «степная конституция», «первая казахская конституция» и т.д.

Например, в широко известной монографии Е. Абенова, Е. Арынова и И. Тасмагамбетова «Казахстан: эволюция, государство и общество» отмечается, что «С появлением во второй половине ХVII века «Жеті - жарғы» фактически принимается конституция, регулирующая правовые отношения в государстве» [2]. Другой автор Е. Адам так и озаглавил свою статью в сборнике «Тура - би», - «Жеті - жарғы, или первая казахская конституция»[3]. Аналогично поступил и Н. Абугалиев, его статья в том же сборнике называется «Дала конституциясы - Жеті - жарғы» [4].

Авторы указанных работ, называя «Жеті - жарғы» - конституцией, вполне справедливо подчеркивали выдающуюся роль этого исторического памятника, как единственного, достаточно изученного источника обычного права казахов, кроме того, они подчеркивали его несомненно ведущую роль в регулировании общественных отношений в казахском ханстве на протяжении нескольких веков.

Н.А. Назарбаев, характеризуя «Жеті - жарғы», наряду с «Қасым ханның қасқа жолы» и «Есім ханның ескі жолы» отмечал, что «эти правовые памятники отразили вековую мечту казахского народа о единении и обретении самостоятельной государственности» [5]. Великий Абай в третьем слове «Назиданий» сожалел о том, что «не каждый бий помнит сейчас «старые истины», завещанные Есим ханом, или «светлый путь», проторенный Касым ханом или «Семь сводов законов», оставленных мудрым Тауке» [6]. Показывая свое отношение к «Жеті-жарғы», Абай одновременно демонстрирует свои правовые взгляды на современность, свое отношение к праву, как к испытанному веками надежному регулятору общественных отношений. Нельзя забывать, что он, в первую очередь, был правоведом. Сын известного бия XIX века Кунанбая, Абай и сам не раз выполнял эту юридическую функцию, о чем свидетельствует знаменитая эпопея Мухтара Ауэзова. Профессиональная деятельность Абая в качестве бия не только рода Тобыкты, но и всего уезда - еще ждет своего исследователя [7].

Присяга, как процессуальное действие и правовой обряд, являющаяся предметом нашего исследования, использовалась и в государственном (конституционном) обычном праве казахов. Уникальное свидетельство об этом обнаруживается в правовом наследии Ж. Акпаева.

Один из первых по-европейски образованных казахских юристов, один из активных деятелей «Алаш - Орды» Ж. Акпаев, известен и как крупный ученый-правовед. Ему принадлежит, в частности, и описание обряда присяги, которая была принята по очень важному историческому поводу – Объединению трех казахских жузов. Вот, что он пишет: «В честь образования триединого казахского народа и триединого политического союза - Уш Жуз, торжественный обет «бату» с приподнятыми вперед руками, ладонями вверх, совершил делегат от жалаирского рода, как старший по возрасту ото всех трехсот депутатов первой группы (Моголстанской); делегат от второй Узбекстанской группы, тарактинец, держал на поводу уздечки (из шерсти и конского волоса) «нокта» - серого коня с лунообразной лысиной на лбу («Кок каска Ат»), а делегат от третьей ногайлинской группы Алимут, направив горловую часть шеи опрокинутого серого коня с приподнятой головой к луне, совершал обряд обрезания шеи, собирая кровь в одну посудину - Астау. После первого всенародного торжественного обета в честь Казака и триединого политического союза – Уш-Жуз, все депутаты во главе с Касымханом и тремя Ноктыагасы-ами с напряженным вниманием подходили к чаше Астау, втыкали большие пальцы (Бас-Бармак), вернее, кончики больших пальцев в кровь и отходили, приговаривая: «Бата бузган канга батсын (боялсын)» - нарушители присяги (обета) да потонут в крови (или да будут окровавлены).

Слово «Кок каска Ат» не просто взято с потолка. «Кок» означает небо, «каска» - луну (бог тюркского народа), «Ат» - символ богатства, орудие защиты и спасения, а равно орудие войны; «Кан» - символ духа и жизни. Принося в жертву серого коня с лысиной на лбу, наши предки этим самым обращаются к богу - «Луне на Небе» - утвердить им обет на верность народу «Казак» и триединому союзу «Уш- Жуз».

Тогда же санкционировано считать Моголстанскую сотню - старшей сотней – «Улы Жуз», Узбекстанскую сотню – средней сотней «Орта Жуз», и Ногайлинскую сотню – Младшей сотней».

Этот интереснейший фрагмент из научного наследия Ж. Акпаева, кроме красочного описания самого обряда присяги, имеющего уже конституционно-правовое значение, дает нам новые исторические знания о важнейшем событии в истории Казахстана, относящемся к объединению и образованию трех казахских жузов, совершившимся по Ж. Акпаеву, при хане Касыме [8].

Кроме того, всем известные исторические факты присоединения Казахстана к России, с участием хана Абулхайыра, султанов, других представителей казахской знати всегда сопровождались присягой на верность, в данном случае - царскому престолу. Хан Абылай, как известно, присягал и Российскому, и Китайскому императорам, умело проводя политику «лавирования» между двумя могучими сверхдержавами, тем самым сохраняя мир и спокойствие в Казахском Ханстве. Иными словами, присяга играла значительную роль в государственном, и международном праве казахского общества.

Международное право в обычном праве казахов органично истекало из государственного (конституционного права) права. О его существовании свидетельствуют многочисленные факты установления межгосударственных публичных и частных правоотношений между казахским ханством и соседними государствами. Существуют в источниках и сведения о конкретных исторических лицах, выполнявших функции послов и дипломатов: Қаңжығалықарт Бөгенбай батыр, Малайсары Тархан, Қазыбек би, Рабиға Сұлтан бегім и другие.

Таким образом, уголовное, гражданское, процессуальное, земельное, семейное, а также, государственное и административное право в обычном праве казахов, независимо от того, называть их отраслями или институтами, не могли обходиться без норм, в той или иной степени, использовавших различные виды судебной и внесудебной присяги.

 

Список использованной литературы:

1. А.И. Левшин «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей», СПб, 1832г. с.83

2. Е.М. Абенов, Е.М. Арынов и И.Н. Тасмагамбетов «О законах Тауке» //Қазақтың ата заңдары-Древний мир права казахов, в 10-т., IV т., с. 173.

3. Адам Е. Жеті-жарғы, или первая казахская конституция / сб. "Тураби", 1996, N2, с.75.

4. Абугалиев Н. Дала конституция - «Жеті-жарғы» / сб. "Тураби", 1996, N2, с.94.

5. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер. 1996, с. 215

6. Aбай. Слова назидания / Абай (Ибрагим Кунанбаев); пер. с каз. С. Сандыбаева. - Алма-Ата.: Жалын, 1982.-160 с.: ил., с.14.

7. Ударцев С.Ф. Абай Кунанбаев: мыслитель, судья, законодатель // В кн.: Гении культуры: Пушкин и Абай. Мәдениет данышпандары: Пушкин және Абай. Ростов-на-Дону – Астана – Армавир, 2007. С. 227 – 246.

8. Акбаев Ж. Доклад на тему о происхождении казахского народа//Қазақтың дәстүрлі заңдары. Павлодар, 2006 (Библиотека казахской этнографии), с.25.