Педагогические науки/5. Современные метода преподавания.

Симинчук С.А.

Сибирский федеральный университет, Россия

 

Взаимосвязь творческого и критического мышления.

 

Процесс формирования в России инновационной экономики требует особого внимания  к проблеме обеспечения качества высшего образования, что определяет его ориентированность на личность как основную  ценность и формирование, в частности, творческих компетенций, которые могут обеспечить конкурентоспособность специалиста на рынке труда. В энциклопедии профессионального образования конкурентоспособность молодого специалиста определяется как показатель качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах современного производства (организации, учреждения). В настоящее время всё больше ощущается потребность в специалистах, способных анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, действовать не в соответствии с имеющимися стереотипами, а принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции [2]. Современному обществу необходима  опережающая педагогика - система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления как интеллектуальной системы - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений, и т.д. Личность с таким стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях, но, наоборот, рассматривает их как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач [13].

   Определяя  необходимость, значимость и актуальность формирования готовности к творческой деятельности необходимо конкретизировать понятийный аппарат и выделить сущность и факторы, способствующие этому процессу. Базовыми понятиями нашего исследования являются: деятельность, творчество, творческая деятельность.

Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров  определяют  деятельность – как  форму психической активности личности, направленную на познание и преобразование мира и самого человека [6]. В словарях Т.Ф. Ефремовой, С.И. Ожегова деятельность – это:1) действие сил природы; 2) работа организма, отдельных его органов; 3) работа человека, занятие в какой-либо области. В словаре Д. Ушакова деятельность – это воздействие субъекта на объект, применение сил деятелем в какой-либо области [19]. С.Л. Рубинштейн пишет, что  деятельность – это следствие психической деятельности мозга, возникшей в результате взаимодействия человека с миром и направленной на отражение мира как объективной реальности[15]. В определении А.Н. Леонтьева деятельность – это система процессов, осуществляющих взаимодействие организма с предметной средой[10]. В БСЭ деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека- это особая важная форма активности, в результате которой осуществляется  преобразование материала, включенного в деятельность. В.В. Давыдов заметил: «не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием  действительности» [3]. В нашей работе мы будем рассматривать деятельность  как  человеческую активность, направленную  на познание и преобразование окружающего мира и самого человека.

К определению творчества в настоящее время нет единого подхода. Творчество можно рассматривать как результат по характеристикам продукта деятельности и как процесс получения продукта. Рассмотрим некоторые точки зрения. Творчество  определяют как создание новых по замыслу  культурных или материальных ценностей ( Словарь С.И.Ожегова); процесс объективизации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности (Б.Г.Ананьев); выход за пределы уже имеющихся знаний (А.М.Матюшкин, З.Н.Калмыкова, Д.Б.Богоявленская); необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм (Я.А.Пономарев); всякая такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке ( Л.С. Выготский); это способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев);

С понятием «творчество» тесно связаны понятия «творческость» и  «креативность».

 Творческость -  способность генерировать новые идеи (М.И.Меерович, Л.Н. Шрагина ).

 Креативность - (от английского слова «creative» творчество) -  это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир.

Креативность (лат. – «creatio»- сотворение, создание) - способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте.

 

Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции.  Таким образом, обобщая все вышесказанное творчество будем понимать как выход за пределы имеющихся знаний, взаимодействие ведущее к развитию.

Видовым понятием  к понятию деятельность является «творческая деятельность». По мнению Билла Мойерса, основной чертой творческой деятельности  является создание нового, способность выйти за рамки установленных образцов и правил.

Творческую деятельность можно охарактеризовать как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формировании проблемы[8].  Творческая деятельность- создание нового продукта в виде нового знания, либо субъективно нового знания на основе результатов  наблюдения, сравнения, анализа и синтеза, перебора, ассоциаций и т.д.[16].  Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образа, а есть результат рефлексии[1]. А.И.Кочетов выделяет три вида творческой деятельности:

·                   Комбинированное творчество-создание нового на основе комбинирования известного, вариации элементов и связей между ними;

·                   Инновационное творчество- включение новых, ранее неизвестных элементов в предмет деятельности человека (в труд, продукт, обучение, воспитание и т.д.)

·                   Исследовательское творчество- создание нового подхода или идеи, которые качественно меняют содержание форм и методов труда. Исследовательское творчество опирается на научные методы анализа процессов и явлений, культуру научного поиска [9].

Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.

И.Я. Лернер определяет понятие творческой деятельности в учебном процессе как форму деятельности человека, направленную на создание новых для него ценностей, имеющих собственное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта[11].

В данной работе как  творческую деятельность мы будем рассматривать  вид деятельности, результат которой характеризуется новизной и  нетрадиционностью, не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образа,  результатом  которого является получение нового продукта в виде объективного или субъективного знания.

Творческой деятельности способствует развитие творческого мышления.  Проблемой определения сущности понятия «творческое мышление» занимались  психологи и педагоги. ( А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, Я.А.Пономарев и др.).   Мышление – внутренняя деятельность  по решению задач, сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям (О. Кюльпе, К.Марбе, Н. Ах). Если брать за основу характер результатов мышления, оценивая их по степени новизны и оригинальности, то мышление  делят на репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое). Творческое мышление направлено на создание новых идей, на открытие и нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Особенностями творческих задач являются: необходимость использования нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждения. Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном.

Творческое мышление – есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, ее интеллектуальных способностей,  характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно  увидеть и сформулировать проблему. В психологии доказано, что личность обладает творческим  мышлением, если она способна выполнить следующие логические операции: комбинировать  системы и их элементы,  определять причинно – следственные связи, выполнять исследовательские операции.

Известный американский психолог Э.Фромм определяет творческое мышление как «способность удивляться, познавать и находить решение в нестандартных ситуациях…, нацеленность на открытие нового и способность  к глубокому осознанию своего опыта». Дж.Дьюи рассматривал творческое мышление как комбинацию идей, приводящую к решению задачи, как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности  и определил  «состояние нерешимости, колебания, сомнения» как предпосылку для начала сознательной мыслительной работы, своего рода фактора  творческой активности человека.

 Проанализировав различные подходы к определению  понятия «творческое мышление»  и  присоединяясь к мнению ряда ученых, под сущностью творческого мышления мы будем понимать  процесс создания субъективно нового, в основе которого  лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ряд авторов рассматривает взаимосвязь творческого и критического мышления. Высказываются  два противоположных мнения на этот вопрос[7]. Одна группа ученых рассматривает критическое мышление как помеху творчеству. По мнению ряда авторов (Г.Линдсей, К.Халл, Р.Томпсон[8]) критическое мышление схоже с логическим, но противопоставляется творческому мышлению: «Творческое мышление- это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки  и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышления является помехой для критического и наоборот».  Авторы отмечают, для того чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления - тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.д.

Так же отмечается, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может оказаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически - один из непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления. Фокин Ю.Г. ,обращаясь к данному вопросу, пишет «почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако, расцветет она, зачахнет  или останется нереализованной - во многом дело случая. Преимущественно, этот зависит  от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способности к критическому мышлению, в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практически полная невостребованность и неиспользованность нашего творческого потенциала.» [9]

Представляется ценным  мнение другой группы авторов (Ноэль-Цигульская Т.Ф., К.Таврис, К.Уэйд, Заир-Бек С.И. и др.) которые считают, что творческое и критическое мышление находятся в тесной взаимосвязи.

В частности, по мнению Заир-Бека С.И. [10] критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом есть отличие мышления критического от творческого, которое не предусматривает оценочности,  а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящее за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако четкую границу провести сложно. Критическое мышление отправная точка для развития творческого мышления, более того, и творческое и критическое мышление развиваются  в синтезе, взаимообусловлено.

В исследованиях Ноэль-Цигульской отмечается невозможность отделения критического мышления от творческого [11]. Как только мы задумывается над тем, что собой представляет тот или иной объект, как сразу начинаем воображать, что из этого могло получиться. Формулирование гипотез, альтернативных путей решения или взглядов – это творческие акты, которые подходят под данное определение. Поэтому такое мышление более точно называть не просто критическим, а критическим творческим мышлением.

В то же время, отмечая тесную взаимосвязь критического и творческого мышления  необходимо иметь в виду их различную структуру и задачи, поэтому такое  объединение  является спорным[7].

Ряд авторов выделяет препятствия, возникающие при формировании  и развитии творческого мышления. Приведем некоторые из них[17]:

1.                Конформизм - желание быть похожим на другого. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным.

2.                Цензура (особенно внутренняя). Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.

3.                Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

4.                Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию необдуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами.

Развитие критического мышления способствует преодолению этих трудностей. Творчество будет малопродуктивным, если человек не может критически проверить и отсортировать полученную информацию.

Также сравнивая характеристики критического и творческого мышления  исследователи  [12] считают, что готовность к творческой деятельности может быть сформирована за счет развития критичности мышления, поскольку они:

1.                Развивают одинаковые мыслительные операции, интеллектуальные умения;

2.                Критическое мышление является  одним из компонентов определяющих сформированность творческого мышления;

3.                Критичность мышления является одним из компонентов творческого потенциала.

4.                Творческий подход к решению задач  является одним из показателей  развития критичности мышления;

5.                На каждом этапе творческой деятельности  необходимо критически оценивать  результат, рассматривая все возможные решения проблемы. Это позволит избегать «повторных открытий»,  логически и четко аргументировать свою позицию.

Присоединяясь к этому мнению, мы будем рассматривать  развитие критического мышления как одно из условий результативного развития и актуализации  творческого потенциала студентов в образовательном процессе в вузе.

Литература.

1. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности./http://www.school-1.ru/ Загл. с экрана.

2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т. – Казань, 2004. – 212с. Введение

3. Давыдов В.В. Деятельность - психологический толковый словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: magazine.mospsy.rudictionary/dictionary.php-Загл.с экрана.

4.  Дж.Дьюи.  Психология и педагогика мышления. М.1999г.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технологии развития. СПб.,2003. С 56.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.-М:ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский  центр «МарТ», 2005.-448 с.

7. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога». Вестник ТГУ. Вып. 3(83)2010 С116-122

8. Косяки Ю.В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения: монография.  – М.:МГИУ,2006

9. Кочетов А.И. Педагогическое творчество: мысль и поиск.// Образование и воспитание. - 1992. - №2. - 55-58.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. [Электронный ресурс] Режим доступа: hr-portal.ruarticledeyatelnostileonteva.-Загл.с экрана.

11. Лернер И.Я. Творчеству можно и должно учить /И.Я. Лернер, И.К.Журавлев //Современная дидактика: теория - практике. - М., 1994. - 140-153.

12.Малаховская Н.А. Развитие творческого мышления./festival.1september.ru:8080>articles/312336/ Загл. с экрана.

13. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Опережающая педагогика в техногенном обществе. //Техника будущего. N1-2. 1994. С.54-57.

 

 

14. Ноэль-Цегульская Т.Ф.  О критическом мышлении. URL:http://noelrt.com/?=p266.Загл. с экрана.

15.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер",  1999.    720 с.: (Серия "Мастера психологии")

 

16. Татанова М.В. Сравнительный анализ компонентов структуры  творческой, исследовательской и учебной деятельности. СС 256-267

17. Творческое и критическое мышление//Хрестоматия по общей психологии. Вып.III.URL:http://www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html.Загл. с экрана.

18. Фокин Ю.Г.  Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.,2002

19. Электронные словари. [Электронный ресурс] Режим доступа: slovari.yandex.ru.-Загл.с экрана.