Османкина Г.Ю.

Омский государственный технический университет, Россия

Линия в архитектуре Древнего Египта

Особое место в культуре Древнего Египта занимает сакральная архитектура. Ей уделялось первостепенное место, остальные виды искусства находились с ней в тесном взаимодействии. Архитектурные ансамбли  имели величественный облик: будь то пирамиды, заупокойные или культовые храмы. Это величие олицетворяло их назначение. Пирамиды были пристанищем великих фараонов, а храмы – земными домами великих богов.

 Храмовые постройки египтяне сооружали на священных местах связанных с божественными мифами. Участвуя в праздниках, обрядах и мистериях, проходивших в храмах, люди воспроизводили мифы, давали им новую жизнь.

Согласно преданиям в древние времена боги жили на земле. Они правили миром, соблюдая порядок и справедливость. Главные божества Египта великий Осирис и его супруга, прекрасная Исида, передали людям знания о земле. Они посвящали египтян в таинства искусства и ремесел, учили письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой.

Но согласно мифам случилось великое горе – брат Осириса, бог Сет, умертвил Осириса и разбросал части его тела по всему Египту. Исида разыскала эти части и собрала из них тело своего божественного супруга Осириса вновь. А в тех местах, где она находила его части, закладывала святилища. Таких святилищ насчитывалось 14, семь в Верхнем Египте и семь в Нижнем. Со временем они стали священными центрами. Вокруг них строились города и развивалась великая цивилизация. Священными центрами Нижнего Египта были города: Апис, Летополь, Саис, Атрибис, Гермополь Малый, Диосполь Малый, Гелеополь. К священным центрам Верхнего Египта относились: Остров Филе, Коптос, Абидос, Пи-Анти, Кузе, Оксиринхус, Гераклеополь Великий.

 

 

Египет создал своеобразную сакральную архитектуру, в которой Божественный дух, незримо присутствующий во Вселенной, мог «обитать» непосредственно и как бы «лично». По религиозным представлениям, еще с первобытного мира, святилище всегда располагалось в центре мира, именно, это и делало его святилищем, так как в этом месте человек чувствует себя защищенным. В космосе время превалирует над пространством, в конструкции храма и в его линиях, как бы преобразовывает пространство, символизирующее аспекты бытия. Святилище служит прообразом конечного преображения мира.

Сооружение пирамид и египетских монументальных храмов, как сотворение души. Они величественны и незыблемы в своей устойчивости. Так, высота колонн в Луксорском храме достигает высоты 21 метра. А квадратное основание колонн состоит из прямых, четко выверенных линий, символизирующих завершенность и неизменность, разрешая все космические парадоксы, являясь главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона.

Говоря о храме К. Верман, обращает внимание на то, что: «здание… было тяжеловесно, тяжесть ощущалась снаружи еще сильнее, нежели внутри, из-за массивных стен, разделенных на части, и башен при входных вратах. Но и внутри здания общее впечатление получалось скорее гнетущее, чем возвышающее дух» [1, 197]. 

Храм, являлся местом связи земного и небесного миров. Так как, являясь моделью Вселенной, он одновременно отображал идентичных друг другу три мира: небесный, земной и подземный. В этой связи планировка основных частей храма соотносилась с расположением основных частей мира подземного, земного Египта и мира небесного. Все три мира пересекает река: земной Нил, подземная река и Млечный Путь. Эту линейность миров отражает планировка храма, в котором все помещения следуют последовательно одно за другим. «Расположенные в строго определенной системе, – констатирует К. Вёрман, –  они исполняли роль истолкователей идеи как духовного, так и художественного значения всего сооружения» [1, 198].   

Все в архитектуре Египта, будь то пирамиды или храмовые сооружения подчинено прямой линии – линии порядка. Эзотерическое значение линии здесь также, как и в росписях и рельефах вытекает из мифологически-религиозной сути верования египтян. Все должно быть упорядоченно, величественно и строго. Если посмотреть планы пирамидальных и храмовых комплексов, то там все построено на четкой геометрии прямых линий. Сами пирамиды, как высший пример геометрически правильных образцов, выражающих духовное стремление человечества во Вселенную. Прямые линии придают их облику торжественность и в то же время суровость и строгость, а так же грандиозность  философии религиозного устремления человека к Богу (Рис. 1).

Рис. 1. Пирамиды в Гизе. Древнее царство. Древний Египет.

 

Рис. 2. План комплекса пирамид в Гизе. Древнее царство. Древний Египет.

 

 
http://econet.ru/media/117/kindeditor/image/201211/20121107004959.jpg             http://www.vedi-ra.info/dopinfo/20130625/4.jpg

Комплекс пирамид и храмов на плато Гиза является одним из самых грандиозных в мире. Помимо трех больших пирамид, тут располагаются остатки еще восьми небольших пирамид-спутниц (четыре возле Великой пирамиды, одна возле пирамиды Хафра, и еще три на восточной стороне пирамиды Менкаура). С восточной стороны к каждой из основных пирамид располагались так называемые припирамидные храмы. Если проанализировать план комплекса (Рис. 2), то бросается в глаза диагональность расположения основных пирамид и четкие ряды пирамид- спутниц. Там нет нигде изогнутых или ломаных линий. Четкая прямая линия образует квадраты и диагонали.

 Чуть поодаль от пирамид находятся многочисленные мастабы – места захоронений сановников IV-VI династий, образующие как бы три некрополя (Восточный – к востоку от Великой пирамиды; Западный – к западу от этой пирамиды; и Южный – соответственно в южной части комплекса). А практически на краю плато, ближе к Нилу, как символ стража входа к пирамидам располагается уникальная скульптура Сфинкса с телом льва и головой человека (Рис. 3). Возле этой скульптуры находятся еще два внушительных сооружения – храм Сфинкса (Рис.4) и Гранитный храм (Рис 6).

Рис. 4. Сфинкс и Храм Сфинкса в Гизе. Древнее царство.

 

 

Рис. 3. Большой сфинкс в Гизе. Древнее царство. Древний Египет

 
http://www.lah.ru/fotoarh/megalit/afrika/egypt/giza/sfinx/09.jpg                    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\вся инф. по дис\ил. к докторской\Храм Сфинкса  и Сфинкс в Гизе.jpg

 

Храм Сфинкса очень разрушен. Однако даже руины данного храма впечатляют. Он сложен из огромных монолитных блоков, имеющих идеальную гладкую поверхность и идеально ровные прямые грани. Колонны и перекрытия в нем построены на основе прямых линий. Здесь идет четкое перекликание прямых горизонтальных и вертикальных линий (Рис. 5). Приземистый массивный характер колонн и перекрытий придают храму «мощную» энергетику святилища.

Main - 0193-1.jpg                 Photobucket

Рис. 5. Храм Сфинкса в Гизе. Древнее царство. Древний Египет

 

 

 
 


В Гранитном храме (рис.7), который находится рядом с храмом Сфинкса такая же конструкция колонн и перекрытий. Он сохранился гораздо лучше предыдущего храма. Храм органично вписан в структуру ландшафта, учитывая характер поверхности земли. Галереи внутри храма столь же строги и величавы, как и в храме Сфинкса. Здесь царит гармония прямых линий, придающая внутреннему пространству атмосферу таинственности и священности. Как отмечает английский археолог и египтолог Маргарита Мюррей: «Египетским храмам присуща исключительно прямоугольная форма, причем как в горизонтальной, так и в вертикальной проекции; и ни в одну историческую эпоху здесь не встречаются криволинейные сооружения» [2, 198].   

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4525/136556730.0/0_74307_11e71c6b_XL     Пирамиды: загадки строительства и назначения

Рис. 6. Гранитный храм в Гизе. Древнее царство. Древний Египет

 

 
 


         Рассмотренные примеры архитектуры в Древнем Египте наглядно показывают, что главную роль во внешнем виде, внутри храмов, в планах комплексов играла прямая линия. Она выражала идею величия, божественности и строгости мировоззренческого замысла построек. Такая линия просуществовала в течении всей египетской цивилизации. Ее характер в зодчестве сохранился до сих пор. Идеи избранности, порядка, справедливости передавались при помощи именно прямой, четкой линии, так как она олицетворяла незыблемость, вечность, могущество великого государства.

 

Литература:

1.      Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3-х т., Т.1  – М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000. – 944 с.

2.      Мюррей, М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов. / Пер.  с анг. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 223 с.