Философия/6. Философия науки.

 

К.ф.н., доцент Джалилов К.Ш.,

Старший преподаватель Сарсенбеков Н.Ж.,

Студент группы АиУ-12-1 Аркабаев Н.Б.

Карагандинский государственный технический университет,

Казахстан

Роль и значение философии в технических университетах

 

Философия, обобщая культурно-исторический опыт человечества, должна приобщать молодых людей к человеческим социокультурным ценностям. Именно философия является важнейшей компонентой профессиональной подготовки специалиста практически во всех областях человеческой деятельности. Преподавание философии призвано сформировать нравственную культуру специалиста, помочь сформировать ему основополагающие смысложизненные ориентиры. Философия выполняет свою мировоззренческую, гуманистическую и прикладную функции,  помогая молодому человеку сориентироваться в категориях добра и зла и научиться реализовывать на практике высшие ценности. Статус современных технических университетов, в которые почти сплошь преобразованы бывшие технические вузы, противоречив. Это противоречие между самим понятием Университета (от лат. universitas – совокупность, целокупность), воплощающим идеал универсального синтеза, целостности знания, воспроизводства и трансляции образцов культуры, и конкретными управленческими решениями, направленными, по сути дела, на превращение университета в профессиональную техническую школу среднего образовательного уровня.

Проблема целостности образования всегда волновала мыслящих людей. Философ П.Д. Юркевич в своей речи говорил: «Не совершается ли, милостивые государи, на наших глазах медленное превращение университетов в политехнические школы? Не разрушает ли дух времени глубокую идею знания, которая требует, чтобы специальная ученость росла и крепла на широкой основе общего или целостного умственного образования и чтобы каждое приобретение на почве специальной было вместе приращением в содержании идеала человеческой личности». По сути, речь идет о том, что университетское образование не может ограничиться узкопрофессиональной подготовкой, – оно должно иметь универсалистскую направленность, обеспечивать единство знания и понимания. Без понимания специалист, даже хорошо подготовленный в профессиональном смысле, превращается в ремесленника. Непонимание будущим ученым философских проблем своего предмета приводит к недостаточному пониманию им этого предмета как такового.

Вместе с тем смыслом образования как такового является обретение человеком самого себя в своей личностной уникальности и неповторимости. В свое время Гегель так сформулировал нравственный императив гражданского общества: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Одной из черт такого «лица» выступает профессиональная культура специалиста, формирование которой необходимо не только для выполнения определенной профессиональной деятельности, но и для успешной адаптации в том профессиональном и человеческом сообществе, на вхождение в которое хотел бы претендовать выпускник вуза. В этом плане формирование профессиональной культуры не может ограничиваться трансляцией знаний; оно предполагает формирование целостной личности, способной ставить рационально осмысленные цели, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Императив ответственности обусловлен самой корпоративной природой профессиональных сообществ. Перевод данной смыслообразующей для любого профессионального образования целевой установки в практическую образовательную плоскость значительно усиливает роль философской (и вообще гуманитарной) составляющей технического образования.

Мировоззрение человека складывается под влиянием социальных условий, воспитания и образования. Важная роль в становлении мировоззрения принадлежит именно философии, по крайней мере, в рамках учебного процесса в вузе. Однако огромная проблема воспитания заключается в отсутствии действительно эффективных методик обучения, где понимание стояло бы выше зубрежки. Немаловажная роль в негативном восприятии студентами дисциплин философского цикла состоит в отсутствии мотивации к изучению данного предмета. Он считается второстепенным и необязательным, а требования преподавателя воспринимаются как завышенные и необоснованные.

Существует большое противоречие между требованиями профессиональной подготовки и стремлением к человеческому совершенствованию в смысле формирования «высокого сознания». Университет в современных рыночных условиях становится конвейером, выпускающим специалистов по разным направлениям, где главной задачей становится насыщение их необходимыми знаниями и выработка общеобязательных навыков. Кроме того, наблюдается такая негативная закономерность: чем выше престиж преподавателя или учебного заведения, тем выше уровень пассивности и внушаемости студентов, не подвергающих сомнению того, чему их учат. А ведь давно известно, что только внутреннее рассуждение ведет к истинному пониманию. Избыток информации, предусмотренный в программе, когда количество часов сокращается, а объемы материала, которого необходимо донести увеличивается, приводит к оглушению и пресыщению ума и еще большему негативному отношению к предмету.

Современный подход к образованию превращает людей в обыкновенные хранилища информации. Главные ошибки современного воспитания состоят в следующем. Во-первых, обезличенность, когда все студенты подравниваются под единый стандарт. Во – вторых, знания даются огромными блоками, дабы успеть раскрыть все предусмотренные учебным планом дидактические единицы. Обучение носит только информационный характер и направлено на запоминание, а не на глубокое размышление. В- третьих, в связи с этим, основной задачей преподавателя должно стать не преподавать, а поощрять ученика к самостоятельному обучению с использованием информации преподавателя. Информация по философии не должна выступать как автономная информация, ее назначением является стать составляющей мировоззрения будущего специалиста, способствовать формированию его убеждений и ценностных ориентаций.

Философы издревле настаивали на выделении прежде всего причин тех или иных процессов.  Что же детерминирует необходимость преподавания  гуманитарного предмета в техническом вузе?

Во-первых, любая гуманитарная наука преследует просветительские цели, образованный человек должен видеть себя не просто узким специалистом, но воспринимать себя также в определенном историко-культурном контексте.

Во-вторых, такое явление как западная философия - это по существу уникальное явление именно западной цивилизации, оно обуславливает не только развитие философии как таковой, но и западной культуры в целом, особенно такой ее составляющей как западная наука (мы не совершим методологической ошибки, если станем утверждать, что без создания «античного органона», истоком, имеющим аристотелевский анализ языка и мышления, западной классической науки вообще не существовало бы, т.е. вся европейская цивилизация, включая современный технический прогресс, могла бы быть иной). Т.о. изучение философии (особенно истории философии) - это прекрасный «повод» для серьезного знакомства с историей формирования науки в Европе.

В-третьих, именно в процессе изучения гуманитарных наук, особенно философии, студент технического вуза получает возможность знакомства с «азами» риторики и эристики - искусства правильного построения речи и грамотного ведения спора.

В-четвертых, на занятиях по истории и теории философии будущий инженер может составить общее представление о том, как в течение большого исторического периода от античности до наших дней формировались и развивались логика и математика в качестве базовых языков науки.

Специфика философствования -  это постоянное движение мысли, это стремление осмыслить, понять, изменить что-то в себе, это стимул работать над собой. Философия не уходит из жизни будущего специалиста с получением оценки за экзамен. В течение жизни она продолжает формировать его мировоззрение, корректируя и дополняя его.

 

Литература:

1.                Арзаканян Ц.Г., Горохов В.Г. Философы анализируют феномен техники // Вопр. философии. 1986. ¹ 12.

2.                Капица С. От общества знания к обществу понимания [Электронный ресурс] /Сергей Капица. – Режим доступа: http://portal21.ru/1691/

3.                 Розенберг А. Философия архитектуры. М., 1923.