Герольд К.В.

Аспирант Белорусской Государственной Академии Музыки, г. Минск

Особенности драматургии фортепианного концерта    В. Каретникова

В последние годы в Беларуси значительно возрастает интерес к отечественной фортепианной музыке. Его стимулируют с одной стороны, региональные фортепианные конкурсы в областных городах республики[1], одним из обязательных условий которых является включение в программу одного или нескольких белорусских фортепианных произведений,  с другой –преобразование Республиканского конкурса пианистов в Международный, проводимый с четырёх-пятилетним интервалом.   В программу второго из них (2000 г.) входили  «Perpetuum Mobile и Passacaglia» А. Литвиновского,  «Легенда о короле Стахе» А. Короткиной и Прелюдия и фуга Ю. Блинова, третьего – «Ритмы улицы» Г. Гореловой и Токката и фуга на тему Б. Бартока Д. Лыбина,  написанные специально для конкурса. Они привлекли внимание пианистов не только Беларуси, но и тех, кто живёт за рубежом.

Конкурсы стимулируют интерес к фортепианной музыке и у её создателей. В жанре фортепианной музыки активно пишут Горелова («Алёшин уголок» (1991), соната для фортепиано «К взлетающей птице» (1995), две пьесы (1996), четыре сентиментальных воспоминания (1996), «Два искушения Адама» (1998), сюита «Четыре времени года» (1999)), Короткина («Колокола Чернобыля» (1998), соната-фантазия «Искушение» (2000), «Ирмос» (2000)),  Лыбин («Отзвуки белорусских песен» (1994-1995), «Детские пьесы» (2000)), Сонин ( сюита №2 «Шесть сцен из жизни юной Афродиты» (1992), сюита «Aus Aller Welt» (1 тетрадь – 1994, 2 тетрадь – 1997),   Литвиновский, Сурус и другие белорусские композиторы.

 Наряду с фортепианными пьесами, появляются и сочинения для фортепиано с оркестром.  В это время в Беларуси создано шесть фортепианных концертов. Среди них -  "Вариации на белорусскую народную тему" для фортепиано с оркестром Г. Вагнера (1998 г.), Концерты А. Клеванца (1990 г.), Д. Смольского (1996 г.), А. Короткиной (1996 г.), Л.Мурашко (2000 г.), В. Каретникова (2000 г.).

Фортепианный концерт Каретникова  был написан не сразу. Его первая редакция относится к 1978 году. С этим сочинением автор был принят в члены Союза Белорусских Композиторов. На протяжении последующих 23 лет оно постепенно дорабатывалось, совершенствовалось. Вторая редакция  была окончена к середине восьмидесятых годов прошлого столетия. Она отличается от первой тщательной отделкой деталей. В ней  расширено изложение тематического материала и улучшена оркестровка. Наконец, к 2000 году сочинение приобрело вид, в котором существует и поныне. В третьем варианте Концерт  расширился  за счёт  насыщения репризы «темами-реминисценциями» и  увеличения коды.

Концерт для фортепиано с оркестром В. Каретникова написан в традициях «листовского» одночастного концерта, ранее преломившихся у белорусских композиторов в концертах А. Клумова, И. Поливоды, А. Клеванца. В отличие от концертов этих авторов форма сочинения Каретникова более свободна, импровизационна. В ней сочетаются черты сонатного и вариационного циклов, но не по глинкинскому принципу, ставшему традиционным, а по новому, более индивидуальному, отмеченному новаторскими чертами. Связующая партия в экспозиции довольно развёрнута, а побочная -  написана в форме свободных вариаций, последняя из которых обретает самостоятельность, претендуя на роль второй побочной. Отсутствие второй и третьей частей отчасти компенсировано контрастной по характеру разработкой, основанной на новом тематическом материале. В развитии тематического материала господствует, по словам автора, принцип «свободного прорастания».

        Несмотря на импровизационность формы, Концерт не лишён  композиционной логики. Это проявляется, прежде всего, в интонационных арках, красной нитью проходящих через всю ткань произведения. Видное место среди них занимает  мотив, завершающий тему побочной партии. Он связывает каждую из вариаций побочной партии, вкрапливается в разработку,  присутствует во всех трёх  каденциях солиста, появляется перед репризой и кодой. Столь существенная роль в драматургическом плане сочинения позволяет назвать его лейтмотивом.

Оркестр не ограничивается аккомпанирующей функцией. Скорее наоборот, ему передаётся почти почто полное экспонирование  связующей и побочной партий, ему полностью поручается один из разделов разработки (Andante). В других же разделах сочинения он является по отношению к фортепиано полноправным партнёром. При этом особенно очевиден приоритет духовой группы инструментов.[2]   

Фортепианная партия довольно развернута и разнообразна. Она насыщена всевозможными техническими формулами: арпеджио, аккордами, гаммаобразными фигурациями. При этом обращает на себя внимание особое отношение к интервалам кварты и септимы: на их основе строятся «ломанные» арпеджио и аккордовые созвучия. Внимание композитора к партии фортепиано подтверждается тремя каденциями, характеризующимися размахом виртуозного, эффектного начала. 

Благодаря довольно разнообразной и технически непростой партии солиста, фортепианный концерт В. Каретникова представляет интерес для отечественных исполнителей и педагогов. В настоящее время сочинение готовится к премьере в стенах белорусской государственной филармонии. Первой исполнительницей должна стать пианистка Ю.Ширинова.



[1] Наряду с областными городами, региональные конкурсы проводятся в Лиде, Молодечно, Новополоцке – крупных районных центрах, имеющих музыкальные училища.

[2] Обьясняя своё предпочтение в выборе духовой группы оркестра  в качестве солирующей на протяжении связующей и  большей части побочной партии, сам композитор в беседе с автором признался в своём увлечении «Концертино для оркестра» Б.Бартока в момент создания Фортепианного концерта.