К.п.н., Шитикова И.Б.

Орловский государственный технический университет (ОрелГТУ), г. Орел,

Российская Федерация

Эвристика в системе дизайн-образования (на примере композиционно-пластической организации объемно-пространственной структуры костюма)

Динамика развития современного общества, его научно-технический потенциал и возрастающие потребности подводят нас к проблемам постоянной активизации и совершенствования системы высшего профессионального образования, что в полной мере относится и к под­готовке специалиста в области дизайна. При этом дизайн – это не просто сфера преломления технического и эстетического начала деятельности, это активная форма творчества, в результате которого преображается предметный мир, а значит и условия жизнедеятельности современного человека. Цель дизайна – проектирование и гармонизация предметно-пространственной среды, создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты. Признак новизны проектируемых предметов является одним из определяющих в дизайне. Поэтому в контексте педагогического процесса необходимость применения методов учебной эвристической деятельности не вызывает сомнения.

Обращаясь к опыту развития педагогических технологий в высшей школе следует отметить, что методы эвристического поиска принципиально новых решений задач различного характера начали создаваться и применяться в 40 – 60-х гг. XX в. Вследствие чего, было разработано множество различных методов и их модификаций. Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности). В системе дизайн-образования под эвристикой мы понимаем главным образом организацию процесса продуктивного творческого мышления.

Однако, большинство методов эвристического поиска предусматривают групповые или коллективные формы организации учебного процесса, тогда как в дизайн-образовании преобладает личностный компонент и индивидуальный стиль деятельности, присущий только конкретной личности, который придает результатам работы своеобразие и неповторимость. В профессиональной сфере в зависимости от характера и масштабов производства, дизайнер трудиться совместно со специалистами других областей, используя при этом, в том числе и коммуникативные умения.

Важнейшим условием эвристической деятельности студента – будущего дизайнера является наличие учебной задачи (проблемы). Формулируя ее основные компоненты (форма, структура, содержание), следует руководствоваться особенностями дизайнерского мышления, охватывающего все этапы художествен­ного творчества, которые схематично можно представить как: 1) впечатление от действительности; 2) переработка материала действительности в художественно-выразительные образы; 3) формообразование.

В нашем конкретном случае в основе содержания учебной эвристической задачи лежит форма костюма как главная проблема, цель и результат решения, тогда как эвристическая деятельность – это  есть формообразование. Под формой следует понимать объемно-пространственную структуру объекта, которую  визуально характеризуют:

·        ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

·        пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, динамическая направленность, протяженность);

·        средства и способы ее изображения (линейность, плоскостное решение, объемность, фактура).

Используя основные группы происхождения формы (геометрическая, природная, абстрактная), на основе творческого первоисточника посредством композиции осуществляем процесс пространственной организации формы – прообраза будущего костюма.

Проектирование одежды – это в конечном итоге, процесс создания объемной оболочки, покрывающей тело человека и имеющей заданную форму из плоского куска материала, а также обратный процесс – распределение частей поверхности одежды на плоскость (получение разверток деталей одежды). Поэтому структура процесса формообразования представляет собой переход от плоскостной записи формы к ее композиционно-пластической организации в трехмерном пространстве (с дальнейшим получением развертки поверхности элементов костюма). При этом на начальной стадии поиска следует ориентироваться на фигуру человека и конструктивные пояса, вычленяя основные плоскости в системе трех взаимно перпендикулярных осей: вертикальной и двух горизонтальных – поперчной и глубинной (переднезадней). Образованные антропометрические плоскости (саггитательная, фронтальная и трансверзальная) позволяют оценить исходную форму будущего костюма с позиции фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостей пространства. Промежуточным этапом выполнения поставленной задачи является выполнение фронтальных композиций, включая хроматическую проработку формы, в технике бумагопластики. Завершающей работой является изготовление макета изделия в целом или его отдельных элементов в заданном масштабе с использованием конкретных традиционные и нетрадиционные материалов (по модели).

Данное задание способствует развитию пространственного мышления, оно не замкнуто в рамках конкретного ассортимента,  назначения и функций костюма, его цель – это скорее «концептуальное» формообразование, не ограничивающее фантазию студента и позволяющее максимально проявить свои знания, умения, навыки и творческий потенциал.