К.ф.н. Сагирян И.Г., к.ф.н. Соловьева Е. Н.

Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения, Россия

УСЕЧЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАК ЭКСПРЕССИВНОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

Проблема неполноты относится к одной из «вечных» проблем синтаксиса. В последние годы особенно пристальный интерес у исследователей вызывает проблема невербализованной семантики так называемых прерванных, «недоговоренных» предложений или усеченных конструкций. Предложения с усеченными конструкциями – это особый подкласс неполных предложений, которые обнаруживают смысловую незавершенность и сопровождаются интонацией недоговоренности, например:

Вскоре она заметила, что Королев обращается только к ней. Может, потому, что она считалась лучшей чертежницей, а может…

 (КП, 26.06.98.)

Невербализованное значение, неназванный, но значимый феномен высказывания активизирует мысль адресата, заставляет его не столько декодировать всю структуру, сколько домысливать определенный фрагмент смыслового содержания, причем так, как это предусмотрено говорящим. За таким простым, на первый взгляд, явлением, скрывается уникальное с точки зрения актуального членения и экспрессивных свойств образование. Однако языковые возможности высказываний такого рода не в достаточной степени изучаются в школьной практике.

В учебной и методической литературе широко используется привлечение текста как конкретного материала для наблюдений. Неоднократно подчеркивалось, что «текст – сложный объект, представляющий собой законченное смысловое единство, в котором мысль от предложения к предложению развивается» [2:22]. В каждом из предложений текста традиционно выделяется «данное» и «новое». Они располагаются в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли и отвечает коммуникативной задаче высказывания. В школе работа над членимостью и связностью текста проводится в основном на семантическом уровне: формируются умения членить текст на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять простой и сложный планы, находить языковые средства связи фрагментов текста. Новые учебники содержат материал, дающий представление о межфразовой связи. Однако в настоящее время рано говорить о том, что анализ структуры текста, а главное, наблюдения над логикой развития мысли, над коммуникативной преемственностью предложений, весьма полезные для повышения речевой культуры учащихся, заняли на уроках русского языка подобающее место.

В 5 классе на занятиях по развитию речи, приступая к знакомству с основными типами речи, важно раскрыть мысль о том, что наши высказывания связаны с окружающей действительностью, отражают ее. Например, описание предмета имеет целью, с одной стороны, охарактеризовать его, с другой, – сообщить о его признаках. Эту работу целесообразно начать с беседы о том, в каких жизненных ситуациях приходится создавать или слышать такие тексты. Далее, демонстрируя учащимся, как строится описание предмета, важно показать: отправным моментом в предложениях, т.е. «данным», является название предмета или его частей, а «новым» – указание на признаки. Следует обратить внимание на такие предложения, в которых усеченность структуры помогает избежать излишней детализации описания и способствует возникновению более ярких представлений:

Есть  у меня  кот    серый  в  черных  пятнышках.  Зовут  его  Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые, зубы как иголки, а когти…

Роль усеченного предложения заключается в том, что развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее описание добавляет к сказанному новые признаки, а последнее включает механизм образного мышления ученика и способствует созданию описания с акцентом на самые яркие детали.

В комплексе с другими языковыми средствами усеченные конструкции свободно функционируют в речи. Они способствуют созданию и выражению отдельно взятого микрообраза путем комплексного акцентирования его черт, что активизирует воздействие на воображение читателя. Например:

И на всю комнату гремела веселая чижиная песня. Будто из клювика чижа вылетали звонкие брызги! Казалось, не было за окном зимы, сумеречных дней, оледенелых сучьев. Был май и весна. И будто бы…

Так вот что я оценил так дорого – песенку о «будто бы»!

(Н. И. Сладков. В лесах счастливой охоты)

Состояние героя определено лишь опосредованно, несмотря на то, что в тексте присутствует лексика, указывающая на приподнятое настроение, ощущение радости (веселая песня, звонкие брызги, был май и весна и др.). Переживания, близкие к счастью, даются развернуто, что и придает явлению образность. Для поддержания образности, помимо усеченной конструкции, автор использует яркие эпитеты, меткие метафоры, ряд однородных членов.

В средних классах вводится, а в старших углубляется работа над формированием умения описывать состояние человека. Особенно важно научить облекать в словесную оболочку оттенки чувств, выражение лица, внутреннее состояние образа. Важно при этом использовать все многообразие родного языка, обогащая свою речь сложными синтаксическими образованиями, к которым относятся и усеченные конструкции.

В художественной речи усеченные конструкции выражают, главным образом:

– крайнюю степень возбуждения, взволнованности, повышенной эмоциональности:

…А сейчас, когда я теряю тебя, должно быть, навсегда, я так ясно ощущаю, что ты – один из самых мне… Его голос преломился.

(А. И. Солженицын. В круге первом);

 

 

– преднамеренную незаконченность мысли:

Будет сидеть на веранде, на осенних бабочек смотреть. Одна нога на камышовом кресле, другая… Впрочем, он так и не мог себе представить, какое роскошное положение будет занимать его вторая нога.

(С. Черный. Уютное семейство);

– нежелание называть вещи своими именами:

Все-таки какой же ты…

– Ну, какой, какой?

– Голый материалист! (В. Токарева. Неромантичный человек)

Кроме того, усеченные конструкции активно используются для выражения субъективной модальности высказывания. Наиболее емко это проявляется в разговорной речи, когда говорящий стремится выразить свое отношение к тому, что он сообщает. Такая речь сопровождается эмоциональностью и импульсивностью. Например:

–- Не транжирь их,-– он поднял вверх палец, –- ибо…

(А. П. Чехов. Святая простота)

Невербальные средства коммуникации (он поднял вверх палец), сопровождающие высказывание, работают на актуализацию нового, т.е. ремы.

Обращая внимание учащихся на подобные синтаксические конструкции, учитель может добиться того, что они научатся проводить комплексный языковой анализ текста (применяя уже полученные знания), предполагающий рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, синтаксиса и др. Умение воспринимать ту или иную единицу текста в своей функциональной заданности создает у учащихся представление о тексте как о системе, способствующей реализации замысла говорящего.

Таким образом, очевидна необходимость изучения усеченных предложений в школьной практике, в частности, на уроках по развитию речи. Постоянное привлечение соответствующего наглядного материала, обращение к творчеству писателей-классиков, акцент на функции того или иного фрагмента текста со временем поможет разрешить такие задачи, как выбор слова, сопоставление синтаксических вариантов, отбор экспрессивных языковых средств, которые адекватно передают предмет речи, раскрывают тему и основную мысль высказывания.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.; Просвещение, 1991.

2. Cоловьева Е.Н. Автореферат дисс…к.ф.н. «Усеченные конструкции в современном русском языке» – Ростов-на-Дону, 1999.

3. Факторович А. Л. Выражение смысловых различий посредством эллипсиса. – Харьков, Око, 1991.