К.п.н. Дуйсембекова Ш.Д.

Семипалатинский государственный педагогический институт, Казахстан

Абай и профессиональное самоопределение молодежи

Выдающимся мыслителем Казахстана был великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Если обратиться к педагогическим взглядам Абая Кунанбаева формировавшимся в прошлом столетии, в условиях феодально-родового строя, то мы можем еще раз убедиться в их чрезвычайно современном звучании, так как в них, на наш взгляд, отражены основополагающие, общечеловеческие проблемы психолого-педагогической теории и практики. Ощущения как первая ступень познания. «Видя глазами слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир». А значит, – обучение должно быть развивающим и воспитывающим;

-труд как одно из главных средств воспитания, люди труда – святые люди «адамнын эулиесы» - взаимодействие трудового воспитания с умственным, эстетическим, нравственным и т.д.

Абай отстаивал необходимость развития системы профессионального образования молодежи. Одной из примечательных страниц педагогической деятельности Абая Кунанбаева является формирование нравственных качеств личности человека на основе любви и уважения к труду. Моральное сознание самого Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало, прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. Свой высший этический идеал ,Абай выразил в нравственной формуле «Адам бол», - будь человеком!», «Адам деген данкым бар - Я горд тем, что я человек!», - с которой он обращается, прежде всего, к молодежи. Выдвигая свой нравственный принцип «Адам бол»! Абай определяет нравственные цели воспитания и образования. Высшая цель воспитания, по мнению Абая, сделать из ребенка труженика и патриота, а цель обучения - познание вселенной, приобретение знаний, получение образования и профессии. Главными средствами нравственного воспитания Абай считает труд и просвещение народа. У него нет почти ни одного произведения, ни в поэзии, ни в прозе, в котором не говорилось бы о знании труда в жизни человека. Абай воспевает труд как жизненную потребность человека и как основу его нравственности. Человек труда - есть истинный носитель добродетели, он, по его мнению «Адамнын эулиесы» - святой человек.

         В своем творчестве он неутомимо распространял идеи дружбы между всеми народами. Эти идеи нам сегодня особенно дороги, когда устанавливаются новые отношения между странами содружества.

 «Человек, изучивший культуру и язык другого народа, становится вместе с ним равноправным, и не будет жить позорно». В понимании Абая, любовь и уважение к своей нации должны предполагать почтительное отношение к культуре, языку национальному достоинству других народов.

         Он был знаком с произведениями русских писателей, с русской культурой и имел иные дружественные связи с демократически настроенными представителями русской интеллигенции.

                  Определяющим в мировоззрении и творчестве Абая явилось то, что он в науке, просвещении видел путь к расцвету родного казахского народа. Спасение народа от темноты и невежества он видел в просвещении и распространении в массах научных знаний. Абай доказывал прогрессивность новых общественных отношений, складывавшихся в его время в Казахстане под влиянием передовой русской экономики, культуры и русского освободительного движения.

Абай Кунанбаев, основываясь на своих демократических и просветительских взглядах, отстаивал идею дружбы русского и казахского народов. Этому свидетельствует, церемония открытия памятника великому казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву. Расположен монумент в одном из красивейших мест росийской столицы - на Чистопрудном бульваре близ комплекса зданий казахстанского посольства.

 

Литература:

1. Абай Кунанбаев. Полное собрание сочинений. том 1, 302стр.

2. А.Г.Пашков. Труд в школе: кризис или обновление? //серия Педагогика и психология № 4 1992г.