К.п.н. Мухтарова Ш.М.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Глобализация и сущность глобального образования в контексте исследования этнического компонента в содержании образования

 

Процесс глобализации мирового сообщества в современный период является одним из важных ориентиров, определяющим стратегию развития цивилизации, как в социально-экономическом, так и культурно-образовательном плане. Термин «глобализация» определяется как «долгосрочный, многогранный и сложный процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globalitu), т.е. взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые сети и потоки преодолевают традиционные границы или же делают их несоответствующими современной действительности» [1]. Глобализация направлена на сплочение мирового сообщества в решении насущных проблем человечества, среди которых немаловажное значение имеют проблемы образования и воспитания молодого поколения.

Реформирование системы образования во многих странах предусматривает воспитание поликультурной личности. Арсенал мировой педагогической науки располагает теориями поликультурного (мультикультурного, многокультурного), этнокультурного и глобального образования, цели которых в той или иной мере отвечает задачам культурного плюрализма в воспитании и образовании подрастающих поколений. Анализ указанных концепций позволяет выявить сущность каждого подхода к целенаправленному воспитанию индивида. Вкратце определим их основную направленность в воспитании личности, т.к. каждое из них имеет свои особенности.

С середины 70 годов ушедшего века в американской педагогике активно стал использоваться термин «поликультурное образование», которому предшествовало понятие «полиэтническое образование». В разработку доктрины поликультурного образования, как новой парадигмы философской и педагогической наук, внес большой вклад американский ученый Джеймс Бенкс. Подробный анализ разработанных ученым четырех альтернативных моделей содержания образования и дидактических принципов дан С.У.Наушабаевой [2].

Цель поликультурного российского образования по определению В.В.Макаева, З,А.Мальковой и Л.Л. Супруновой, состоит в формировании толерантной личности, способной на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других культур. Поликультуризм в образовании, по мнению Г.М.Коджаспировой, это построение образования на принципе культурного плюрализма, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по национальному признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста.

Следует заметить, что в работах по проблемам поликультурного, мультикультурного, многокультурного образования, данные понятия рассматриваются как идентичные, но имеющие разное лингвистическое происхождение: «много» - русского, «мульти» (от лат. multum- много), «поли» (от греч.polu – много). Таким образом, семантика двух понятий несет одинаковую смысловую нагрузку, а использование в научных работах той или иной терминологии имеет свои основания.

По определению исследователя многокультурного образования Г.Д.Дмитриева, «многокультурное образование исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родо-половых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она - культура – разная» [3]. В данном аспекте многокультурное (поликультурное) образование выходит за рамки многоэтнического (полиэтнического) образования, т.к. принято считать, что причины конфликтов, насилия и нетерпимости лежат не только в области этнических различий, но и культурных. Вопросу о границах данного понятия было посвящено множество дискуссий, но до сих пор он остается открытым.

Г.В.Палаткина считает, что «понятие «мультикультурный» является более емким, соответствующим принципу диалога и взаимодействия культур, их переплетающемуся множеству»[4]. Базовое определение мультикультурного образования рассматривается ею как «образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия, а также и инновационных новообразований молодому поколению, а также обеспечивающие равные права и равные возможности для всех этносов и социальных групп» [4]. Но вместе с тем, понятие «поликультурное образование», в том числе и «поликультурное воспитание» по сравнению с «мультикультурным» и «многокультурным» получило наибольшее распространение в работах российских и казахстанских авторов. Рассматривая проблему поликультурного воспитания в мировой школе, А.Н.Джуринский отличает его от интернационального воспитания тем, что первое делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурный подход во многих многонациональных государствах рассматривается как стратегический ориентир к содержанию образования. Процесс глобализации еще с большей силой актуализирует проблемы, связанные с поликультурностью в образовании, альтернативой которого может выступать концепция глобального образования, которое, судя по названию, должно бы отвечать современным требованиям процесса глобализации.

Концепция глобального образования разработана учеными США Р.Хенви и Э.Боткиным и внедряется учебных заведениях стран Западной Европы и Америки. В России концепция глобального образования получила дальнейшее развитие в Российском центре по проблемам глобального образования, существующем при Рязанском государственном педагогическом университете. Сущность глобального образования направлена на воспитание у личности интереса к мировой культуре, установок толерантного сознания и отношения к общемировым проблемам человеческого общежития, формирования у молодого поколения ответственности за перспективы развития цивилизации в целом. З.Т.Гасанов сущность рассматриваемого нами подхода к содержанию образования видит в том, что оно «предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода  к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления» [5]. При этом ориентация на изучение мирового наследия, проблемы межнационального общения, воспитание таких направлений в педагогической деятельности, которые ведут к осознанию неизбежности глобализационных процессов в мировом сообществе, умения адаптироваться в происходящих явлениях социокультурной ассимиляции стран и народов является основными в сущностных характеристиках концепции глобального образования. Остаются в тени проблемы формирования этнической идентичности, национального самосознания и другие, направленные на изучение национально-культурного достояния в содержании образования. Хотя есть попытки соединить проблемы воспитания национальных чувств и сознания и глобального образования в Российском научном центре «Формирование культуры межнационального общения».

Одноаспектность в концептуальных подходах к содержанию образования не может удовлетворить интересы этнических обществ. И хотя идеи культурного плюрализма все больше охватывают мировое образовательное пространство, в странах СНГ еще не утихли воспоминания об идеологическом влиянии идей коммунистического интернационализма и игнорирования национальных особенностей в образовании, его этнического компонента в ущерб процессу формирования национального самосознания целых поколений. Как показывает мировой опыт, этнический фактор остается особо важной проблемой XXI века. В этом усматривается проявление так называемого «этнического парадокса современности», согласно которому при интернационализации общества, наблюдаются рост национального самосознания народов. Уроки истории предупреждают о том, что следует учитывать взрывоопасность этнического фактора.

Поиски модели национального образования в странах СНГ привели к разработке теории этнокультурного образования. С точки зрения ученых (А.Ю.Белогуров, Г.Ф. Хасанова, В.К.Шаповалов, А.Б. Панькин, Ж.Ж.Наурызбай, Г.В. Палаткина и многие др.) этнокультурная направленность образования играет главенствующую роль в социализации и этнизации личности.

На наш взгляд, именно доктрина этнокультурного образования всесторонне охватывает проблемы воспитания личности в духе национальных традиций культуры и толерантных установок межкультурной ориентации. Так, разработанная Ж.Ж.Наурызбаем и утвержденная 1996 году в качестве стратегического ориентира государства «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан» [6], отвечает этносоциальной ситуации в Казахстане и способствует реальному решению проблемы удовлетворения национально-культурных запросов полиэтнического государства. Как известно всему миру, официальная политика республики в сфере межэтнических отношений направлена на консолидацию народов Казахстана путем установления стабильности и мирного сосуществования. В концепции указано, что «представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства» [6].

В предложенной казахстанской концепции решаются две актуальные по своему значению задачи: воспитание поликультурной личности и формирование многоязычного индивида. Понятие «поликультурной личности» в рассматриваемой нами концепции  включает в себя  и проблемы глобального образования. В ней говорится: «Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие» [6]. Аспекты глобального образования, стремление к познанию мирового наследия, умения использовать их в процессе глобализации широко отражены в задаче формирования многоязычного индивида. Владение иностранными языками способствует освоению культуры мировой цивилизации и таким образом, осуществляется реализация идей культурного плюрализма. Содержательная многоаспектность «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» также отражается в постановке взаимосвязанных целей: этнической идентификации и государственной интеграции народов Казахстана. Таким образом, вопросы формирования гражданской идентичности молодого поколения, что включено официальной политикой государства в круг особенно актуальных проблем, не остались без внимания разработчиков концепции и это обстоятельство привлекает внимание ученых и практиков. Реализация идей этнокультурного образования возможна лишь через создание этнокультурного образовательного пространства, в котором основная нагрузка по реализации целей и задач ложится на институциональную часть, т.е. на институты социализации.

Развитие этнокультурного компонента в общем среднем и профессиональном содержании образования является обязательным условием реализации идей этнокультурного образования. Ж.Ж.Наурызбай усиление этнокультурного компонента в содержании образования считает «одним из важных педагогических нововведений и новых тенденций в обучении и воспитании молодого поколения, которое будет жить в XXI веке» [7]. Ученый ставит перед педагогической общественностью  научную проблему: «не дать нациям и национальностям потерять свою уникальную самобытность, культурную идентичность, превратиться в безликую, стандартизированную массу населения» [8].

Реальная ситуация межэтнических взаимоотношений в стране, проблемы этнической и гражданской идентичности многонационального общества вызывают озабоченность российских ученых. В резолюции VIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности», состоявшейся 4-7 апреля 2006 года в РГПУ им. А.И.Герцена, в Санкт-Петербурге, констатируется тот факт, что, несмотря на усилия отдельных регионов страны к проблемам этнокультурного образования, в целом в России образовательная политика в этой сфере находится еще на стадии разработки. В качестве стратегических задач по решению проблем этнокультурного образования в стране в резолюции внесен ряд предложений, первым пунктом которых является: Ликвидировать этнологическую и этнографическую безграмотность в обществе путем использования всех возможностей системы образования на основе включения этнологического и этнорегионального компонентов во все изучаемые предметы как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов. Таким образом, российскими и зарубежными учеными подчеркнута значимость этнического компонента в содержании образования в современных условиях глобализации общества. Анализ направленности поликультурного, этнокультурного и глобального образования представляет перед педагогами мирового сообщества альтернативы на перспективы развития содержания образования с учетом социальных, региональных, государственных, языковых, конфессиональных и других особенностей стран и регионов в условиях глобализации образовательного пространства.

Мы считаем, что проблема глобального образования в условиях глобализации, составившая тему настоящей публикации, не должна рассматриваться вне проблемы собственно этнических аспектов, направленных на идентификацию личности со своим этносом. Иначе проблема глобального образования может содействовать воспитанию маргинального индивида, отчужденного от своих этнических корней и игнорирующего духовное наследие национально-культурного опыта предков. На наш взгляд, причиной неширокой популярности концепции глобального образования в странах СНГ является ее существенный недостаток, а именно: ориентир только на наследие мировой цивилизации без акцента на национально-культурное достояние родного народа. В этом плане в странах СНГ в условиях глобализации имеют перспективы только реалии, соединяющие проблемы этно и поликультурного образования. К тому этнический компонент в содержании образования в условиях глобализации мирового общества должен реализовывать и инокультурные достояния народов, отражая формулу «Единство в многообразии». В исследовании проблемы этнического компонента в содержании образования, мы разделяем точку зрения В.Г.Кинелева: «…образование для XXI века должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющему всесторонние потребности социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и индивидуальные духовные запросы» [9].

Литература:

1.     Фрост Э.Л. Что такое глобализация? //Государственная служба за рубедом. Глобализация, проблемы, перспективы / Реф. Бюллетень. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

2.     Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д.Бэнкса) // Педагогика.-1993.-№1. –С.104-109.

3.     Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование- М.: Народное образование,1999.-С.37.

4.     Палаткина Г.В.Мультикультурное образование в полиэтническом пространстве. Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед.ун-та, 2001.-С.74.

5.     Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. –М.,1999.- С.32.

6.     Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан.//Учитель Казахстана,1996.  – 14 августа.

7.     Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование.- Алматы,1997.- С.126.

8.     Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование школьников.- Алматы, 1995.- С.42.

9.     Кинелев В.Г. Университетское образование: его настоящее и будущее // Магистр. -1995. -№3.-С.8