К. соц. наук Панков А. А.
Суеверия как объект социологического исследования.
Проблема социальных функций суеверий
Прежде чем вести речь о суевериях как объекте
социологического исследования, следует отметить, что немецкий социолог 3. Кортцфляйш
подчеркивает, что социология религии имеет дело с четырьмя группами религиозных
явлений. При этом он отмечет, что эти явления не должны быть резко
противопоставлены друг другу. Это, во-первых, так называемые высшие (или
традиционные) религии; во-вторых, большие идеологические системы, поскольку они
религиозно окрашены; в-третьих, религиозные элементы, которые ортодоксальной
религией долго вытеснялись, однако никогда так и не были устранены: суеверия и
непосредственно связанные с ними магия и мистические учения, а также -
астрология, благочестие в отношении к природе и тому подобное; в-четвертых,
заново возникшие квазирелигиозные явления [см. 3, с. 66].
Итак, суеверия никогда не были устранены из религии. Можно
даже сказать, что они настолько органично вплетены в структуру повседневной
религиозности, что их вычленение из этой структуры весьма условно,
искусственно. При вычленении или выделении различных уровней религиозных
воззрений вообще следует отдавать себе отчёт в том, что эти уровни — результаты
научной абстракции, теоретико-познавательной, методологической процедуры, позволяющей
хоть как-то приблизить исследователя к интересующей его стороне такого
целостного явления или, лучше сказать, процесса, каковым является сознание
вообще и, религиозное сознание в частности. Сосуществование различных уровней
религиозных воззрений в сознании человека, было характерно и для
более ранних исторических эпох. Прарелигиозные (языческие) представления
всегда сочетались с «историческими» религиозными воззрениями [см. 1]. «Но
в этом случае они существовали периферийно либо бессознательно, поскольку
доктринальные или исторические религии старались, как уже было сказано выше, их
всеми доступными способами изжить, вытеснить. В настоящее же время они существуют
в сознании открыто, растабуировано и равноправно» [2, с. 30 - 31].
В силу
этого весьма затруднительно выделить специфические социальные функции суеверий,
не совпадающие с социальными функциями религии. И всё же, мы предпримем попытку
подобного выделения.
Во-первых,
поскольку некоторые суеверия своими корнями уходят в давние времена, являясь
элементами языческих верований, они, так или иначе, несут информацию о
религиозной практике наших предшественников. Поэтому одной из функций суеверий
является информационная функция.
Во-вторых, суеверия, приметы, поверья помогают
человеку победить чувство страха перед неизвестным, непонятным и создает
видимость контроля над собственной жизнью. Эту сферу действия суеверий можно
было бы соотнести с компенсаторной функцией - основной функцией религии. Но
здесь хотелось бы уточнить, что суеверия самым непосредственным образом связаны
с мистикой, понятием, более общим, чем понятие религии и особенно тесно
суеверия связаны с первичной оперативной формой мистики - магией. Известный
антрополог Б. Малиновский говорил о том, что магия призвана ритуализировать
человеческий оптимизм и повышать веру в победу над страхам. Поэтому условно мы
бы назвали одну из функций суеверий оптимистической.
В-третьих,
суеверия, приметы, поверья во многом регулируют поведение человека, социальной
группы, народа в целом. Поэтому к основным функциям суеверий следует отнести
регулятивную функцию. Такая же функция есть и у религии, но если в случае с
религией поведение человека регулируется нравственными нормами и ценностями той
или иной конфессии, то в случае с суевериями поведение регулируется традиционными,
даже можно сказать - архетипичными представлениями о причинно-следственной
связи явлений. Эта связь далеко не всегда подтверждается, но человек нуждается
в регуляции и, самое главное, в прогнозе своей деятельности. Таким образом,
следует выделить и псевдопрогностическую функцию суеверий.
В заключение можно сделать выводы о том, что, во-первых, «живучесть» суеверий
обоснована тем, что они отвечают определённым потребностям и, прежде всего
социальным. Другими словами, они выполняют определённые социальные функции.
Во-вторых, несмотря на то, что в ходе истории меняется структура и элементы
религии как социального института, суеверия оставались и остаются структурным
элементом повседневного уровня религиозного сознания. Эти представления
реализуются и в практической сфере, сопровождаясь набором средств и приёмов
воздействия на окружающий мир, восходящих к мистике и магии. В-третьих,
суеверия присущи всем или, по крайней мере, большинству верующих, вне
зависимости от их конфессиональной принадлежности. Они пронизывают всю их
повседневную жизнь, поскольку повседневная, обыденная религиозность – это
сложнейший комплекс ортодоксально - религиозных представлений (то есть
одобренных и легитимированных официальной богословской доктриной той или иной
религиозной конфессии) и народных поверий и обычаев (иными словами – суеверий),
не совместимых с официальной богословской доктриной и даже осуждаемых ею.
Литература:
1.Панков А.А. Взаимоотношения язычества и христианства
в Древней Руси с точки зрения исторической социологии // Перспективи. Науковий
журнал. – Одесса, № 1(25), 2004. – С. 127-131.
2.Панков А.А. Социальные аспекты
происхождения и функционирования квазирелигиозных феноменов и проблема их
социологического изучения // Матеріали Ш Міжнародної
науково-практичної конференції «Динаміка наукових досліджень – 2004». Том 10.
Філософія. – Дніпропетровськ: Наука і освіта, 2004.- С. 29 – 31.
3.Яблоков
И.Н. Социология религии. – М.: Мысль, 1979.- 182 с.
ФИО |
Название тезисов |
Адрес получателя |
Телефон |
Секция |
e-mail |
Панков Александр Анатольевич |
Суеверия как объект социологического исследования.
Проблема социальных функций суеверий |
Ул. Ицхака Рабина, 1, кв. |
68-60-92 (раб.), 64-19-65 (дом.) |
Социология/2. Современные технологии соц. опросов |