«Психология
и социология»
5. Психолого-воспитательные
проблемы
развития
личности в современных условиях
Титоренко Лина Александровна
преподаватель
Севастопольского филиала
ЧВУЗ «Крымский институт экономики и
хозяйственного права»
Значение искусства,
как части эстетической культуры,
для освоения человеком окружающего
мира
Понятие эстетической
культуры может быть определено как способность и умение прочувствовать свою
связанность с миром, содержательно пережить и ценностно выразить полноту,
глубину и многообразие этих отношений.
Разворачивание феномена
эстетической культуры происходит как бы на внутреннем плане мотиваций к
деятельности (которая понимается очень широко – от внутренней идеально-предметной
до воплощенной во внешней предметной деятельности) или же в сфере качественно-оценочной
составляющей эстетического.
В результате внесения
строя и порядка в содержание и выражение всех форм человеческой деятельности, культура
получает свое художественно-эстетически организованное выражение в искусстве.
Искусство осуществляет не
только организацию протекания внутренней духовной жизни человека, его сознания.
Оно организует его освоение внешней действительности в наиболее эффективных
формах ее отражения. Искусство становится человеческим способом овладения действительностью
с помощью образного представления и осмысления ее, поставив рядом с ней – во
внутреннем пространстве мышления – общую модель этой действительности, им построенную.
Образное мышление, как характеристика природы и специфики искусства, помогало
освоить мир в тех аспектах и параметрах, которые могли не поддаваться
рационально-логическому осмыслению.
Искусство стало для
человека могущественным способом освоения мира, так как явилось универсальным
средством моделирования бытия в его пространственно-временных измерениях, в его
качественных характеристиках и способности изменения. Человек в искусстве
осваивал пространство и время, переводя их в свои, лично ощущаемые и
переживаемые пространство и время с помощью доступных ему средств:
художественных (в так называемых пространственных искусствах – живописи,
скульптуре; временных искусствах – музыке, поэзии). Человек работал со смыслами
пространственно-временных характеристик, творя мир искусства, а они уже в
произведении работали на нужное художественное воздействие.
Познавая действительность
путем воспроизведения ее, то есть создания своей, наполненной своим пониманием
и опытом, действительности, человек тем самым осуществляет созидающую и развивающую
его самого активность: эмоциональную, интеллектуальную, духовную. Строя свое
представление о мире, человек строит и организует прежде всего самого себя.
Искусство выступило самопроизводством человека во внешних формах, служа в то же
время углублению понимания собственного внутреннего мира.
В искусстве обобщается,
организуется, приводится в систему то, что представляется разрозненным,
непонятным, даже непостижимым. В своих развитых формах искусство выступает как
адаптация традиционных, общепризнанных общечеловеческих ценностей к жизни
конкретных людей и обществ. Искусство дает в форме конкретных образов идеалы,
оцениваемые как безусловные ценности, и тем создает как бы реальную перспективу
движения к их достижению, помогая организовать общественную энергию и направить
ее на созидательные цели. В.Брюсов совершенно справедливо заметил, что
искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество.
Значение искусства не
только в том, что оно позволяет овладевать внешним миром, организацию которого
повторяет и делает его постижимым, моделируя его, но и в том, какие глубокие
изменения вносит оно в психические структуры человека. Формируя соответствие
внешней гармонии мира и внутренней гармонии человека, как бы уравновешивая их,
искусство способно регулировать психический тонус. Это используется и
сознательно (вплоть до лечебных сеансов эстетотерапии), и бессознательно
(массовые обрядовые действа, театрализованные шествия). При этом восприятие
гармонии, красоты, уравновешенности в лучших образцах искусства организует не
только внутреннее состояние человека, но и внешние его проекции, то есть
поведение относительно окружающего мира. Создание и восприятие искусства
позволяет изжить излишек эмоций, служит разрядке аффектов, регулируя и
перераспределяя нервную энергию. Это становится основой переживания катарсиса –
тотально протекающего чувства очищения и освобождения. Искусство – это еще и не
знающая границ и барьеров (временных, пространственных, языковых и др.) система
коммуникации, позволяющая ему говорить со всем человечеством и отдающая в его
распоряжение всю многообразную знаковую информацию, накопленную человечеством.
Таким образом, искусство,
как часть эстетической культуры, может быть определено как особый уровень
отношения к миру, обусловленный ценностно-ориентированной способностью человека
постигать действительность в ее гармонии и порядке, формировать целостный образ
действительности и преобразовывать ее. Эта способность помогает человеку выжить
в мире и, обогащая и утончая эстетическое содержание его отношения к миру,
становится фактором его утверждения в нем.
Литература
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение,
1979.
2. Бергсон А. Творческая
эволюция. – М.: Канон-пресс, 1998.
3. Князева М.Л. Кризис в России и культура как система выживания.
– М., 1998.
4. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры?//
Вопросы философии. - № 2. – 1989.
5. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. – М., 1992.