Коротич Г.В.
Приазовский государственный технический университет
Проблема человека в
романе Германа Гессе “Степной волк”
Одним из самых
значительных произведений Германа Гессе является роман
“Степной волк”, в котором автор раскрывает противоречивость человеческой
природы и намечает возможные пути разрешения этой противоречивости. Тема не
нова: очень многие философы и писатели, в произведениях которых философски
осмысливалась сущность человека, и до Г. Гессе приходили к выводу, что в
человеке, которому свойственно стремиться к цельности,
душевной гармонии, сочетаются и противостоят друг
другу начало природное, биологическое (“звериное”) и социальное, духовное. И Г. Гессе, раскрывая драму Гарри Галлера, подчеркивает, что в нем
сосуществовали, враждовали, проникали друг в друга два мира: мир “волка”, или
темный мир инстинктов, необузданной дикости, жестокости, грубой животной
природы, и мир “человека”, т.е. мир культуры, духовности, мир утонченных мыслей
и чувств (а для мещанина это мир посредственности, духовной убогости).
Однако все оказывается намного сложнее: Г. Гессе не
сводит повествование к рассказу о борьбе двух начал. Г. Галлер производит на
внимательных к нему людей впечатление человека вежливого, приветливого,
всесторонне развитого, но при этом какого-то чужого, больного, страдающего,
одинокого. Гермина ошибается, утверждая, что Гарри не принимает жизнь, людей и
себя самого всерьез. К борьбе начал природного и человеческого добавляется
противостояние духовности героя и мнимой, т.е. поверхностной, суетной
“духовности”, точнее, бездуховности, в которой он вынужден существовать и с
присутствием которой в своей жизни мириться. Из-за такого противостояния
способности Степного волка не могут раскрыться и найти адекватное применение. Это приводит к тому, что он, не сломавшийся как личность,
сохранивший свое “я” начинает себя презирать, даже ненавидеть, и, впав в
глубокий пессимизм и отчаяние, не видит другого выхода кроме самоубийства, т.е.
желания свое “я” окончательно уничтожить. В духе Ф. Ницше (“Ничего даром!”) он согласен
страданиями и муками заслужить себе счастье встречи с подлинной
культурой, настоящими человеческими отношениями. Для его деятельной, творческой
натуры убийственны (самоубийственны) безликие дни, простое прожигание времени,
“нормированная и стерилизованная жизнь”, когда радуешься тому, что день прожит
– и ладно, плохих новостей не было, войны не случилось и здоровье не очень
подводило. От такой жизни Степной волк приходит в бешенство, его утонченность и
духовность уступают деструктивным и аморальным желаниям, стремлению эту жизнь
разрушить, пусть даже и вместе с самим собой. Выросший в атмосфере
мелкобуржуазного воспитания, он пытается жить рядом с мещанским мирком, где
царит безупречный порядок, размеренность и покой, где уютно устроились люди
“мелкие и плоские”. Можно согласиться с Г. Гессе,
который пишет, что мещанство это своеобразная попытка найти равновесие,
компромисс между крайностями и полюсами человеческого поведения. Но Гарри
Галлера, человека “с лишним измерением”, это не устраивает, попытки жить “как
все” приводят его к разочарованию, душевной усталости и вновь возвращают
желание убить себя. Конечно, утонченная натура Галлера могла бы найти
интеллектуальное утешение в философии, но в романе такой
способ искать компромисс назван “сентиментально-философским утешением”
и, увы, тоже неприемлем для героя.
Однако возможен еще один
способ разрешения противоречивости человеческой сущности, который открывается
Галлеру в магическом театре. Для натур, так и “не вырвавшихся в космос”, т.е.
не преодолевших притяжение своей эпохи с ее бездуховностью и мещанством,
существует “примирительный выход в юмор”, в игру: “Жить в мире, словно это не мир, уважать закон и все
же стоять выше его, обладать, “как бы не обладая”, отказываться, словно это
никакой не отказ, - выполнить все эти излюбленные и часто формулируемые
требования житейской мудрости способен один лишь юмор” [1, С.65-66]. Юмор – это
“брак по расчету” человека и волка. В приглашении в магический театр сказано:
“Только для сумасшедших”, т.е. от человека требуется сойти с мещанского ума,
отбросить сковывающие сознание мещанские условности и дать волю своей фантазии.
Оказывается, в человеке (“луковице”) живет несметное число душ, он представляет
собой сложное взаимодействие тысяч натур, хаос возможностей. Процесс обновления
личности связан с умением расщеплять свое “я” на
различные фигуры, которые являются частью самого героя. А тот, кто изведал
распад своего “я”, должен понять, что “куски его он всегда может в любом
порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре
жизни” [1, С.238]. В реальной жизни этот распад можно назвать шизофренией, в
магическом театре это называется мудростью. Через игры с миром образов в душе
человека происходит освобождение от действительности, преодолевается
зависимость от времени, так как игру всегда можно начать сначала и всякий раз
по новым правилам, которые творит сам человек. От Гарри требуется относиться
серьезно к тому, что заслуживает серьезного отношения, и смеяться над всем
остальным (это и означает “образумиться”). В романе не поясняется, что именно
заслуживает серьезного отношения. Можно предположить, что речь идет о вершинах
духовной культуры человечества. Может быть, это результат субъективного выбора
героя. А может быть, серьезно относиться можно только к самой игре в мире
фантастических образов? Читатель должен в этом определиться сам. Но Гермине,
играющей с Гарри “не на жизнь, а на смерть”, мир магического театра не помог
уйти от действительности. Развязка, пусть и “зеркальная”, предостерегает от
опасности превращения жизни в сплошную игру.
Литература:
1. Гессе Г. Степной волк: Роман / Г. Гессе. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 270с.