К.п.н. Бессарабова И.С.

Волгоградская академия государственной службы, г. Волгоград, Россия

Тенденции развития поликультурного образования в США

Состояние культуры и социума определяют структурно-содержательные особенности системы образования. Иными словами – каждая нация имеет ту образовательную систему, которая соответствует состоянию ее культуры и социума, потребностям ее самосохранения и развития [5;8-9]. Следовательно, важно обратиться к социальным и политическим условиям, оказавшим влияние на становление и развитие поликультурного образования в США.

Наиболее полный анализ исторического развития поликультурного образования в США представлен Ю.А.Манжосовой, условно обозначившей следующие критерии этого процесса:

-изменение демографической ситуации и иммиграционной политики в США;

-изменение социально-политической ситуации в стране;

-трансформация образовательного процесса в американской школе.

По словам историков поликультурного образования, в первой половине 20 в. (20-50-е гг.) расширение этнического и культурного состава США явилось главным фактором, актуализировавшим проблему взаимодействия и взаимопонимания между расами и этносами. Целью зарождающегося движения на пути к этому служило стремление сделать доминирующее большинство населения толерантным и открытым по отношению к различным поколениям иммигрантов для поддержания национального единства и социального контроля [2;29].

История развития США характеризуется постоянным притоком иммигрантов, что значительно повлияло на формирование американской нации, этнический состав населения страны. Иммигранты были менее образованы, обладали меньшим уровнем языковой компетенции и профессиональной квалификации. По этим причинам они сложнее адаптировались к новым условиям жизни и социальному окружению.

Следует особо подчеркнуть, что США раньше всех других стран столкнулись с проблемой совместного существования представителей разных наций, вероисповеданий и культур. Безусловно, во все времена в разные страны приезжали люди в поисках лучшей доли, но такой постоянной и массовой иммиграции, как в США, не отмечено ни в одной стране мира.

Если ранее (до конца 19 в.) иммигранты прибывали в основном из стран Западной и Северной Европы, то характерной чертой иммиграции второй половины 20 в. явилось изменение ее этнического состава за счет «цветного» населения, численность которого в ряде городов даже превышала численность белого.

Следует подчеркнуть, что в этот период разнообразие этнического и культурного состава населения расценивались как угроза создания «единой нации». Следовательно, каждый прибывший иммигрант был обязан стремиться стать «стопроцентным американцем» согласно теории «плавильного котла», призванной «расплавлять в себе все приходящее, производя взамен нового типового представителя американского общества» [1;48].

Однако во второй половине 20 в. подобная идеология утратила актуальность. Прибывающие в страну выходцы из Латинской Америки и Азии стремились сохранить языковую, религиозную и культурную идентичность, развивая при этом свое историческое наследие и независимость от иных культурных групп. По словам Джллена, члена комиссии по проблемам образования, каждая попытка представителя этнического меньшинства сохранить своеобразие родной культуры стала полноправной в социальном, экономическом и политическом контексте американской культуры [1;48].

Заслуживает внимания и изменившийся характер иммигрантов второй половины 20в. Если ранее представители этой группы были малообразованными и соглашались на любую низкооплачиваемую работу, то среди современных иммигрантов отмечено немало квалифицированных специалистов, приезжающих на работу по приглашению отдельных фирм или правительства США. Данную категорию людей стали относить к временным иммигрантам, которые не считали необходимым отказываться от своих культурных традиций, что не могло не отразиться на разнородном составе американского общества, представлявшего собой так называемую «мозаику» из разных наций, культур, вероисповеданий и социоэкономических статусов.

Тот факт, что население США перестало быть преимущественно белым, имеет немаловажное значение для системы американского образования. Данное обстоятельство диктовало насущную потребность создания особого типа образования для подготовки учащихся к жизни в этнически и культурно многообразном обществе.

Следующий этап развития поликультурного образования в США приходится на вторую половину 20 в. (50-80-е гг.) и связан с изменением социально-политической ситуации в стране. Именно в этот период происходят студенческие волнения, повышается уровень преступности среди молодежи, в том числе и на национальной и религиозной почве, зарождается феминистское движение. Все это не могло не актуализировать проблему нравственного и ценностного воспитания молодого поколения, на основе которого должно было произойти переосмысление целей и задач образования.

Главным событием этого периода историки называют возвращение афроамериканцам прав, которые были включены в федеральную конституцию в 60-70-е гг. 19в. во времена Гражданской войны и Реконструкции. Закон запрещал дискриминацию небелых американцев при устройстве на работу, приобретении жилья, также были сняты ограничения их избирательных прав. Также, по свидетельству историков, 60-е гг. 20 в. характеризуются оттоком белого населения в пригороды из-за нежелания проживать по соседству с цветными, получившими право селиться в городских районах. Таким образом, расизм, исчезнувший из законодательства, продолжал доминировать в сознании большинства белых американцев.

Вышеуказанные события способствовали упрочению идеологии поликультурности, подчеркивающей равенство и самоценность всех расовых и этнических культур. Многие американские политики и идеологи восприняли теорию поликультурности как проявление подлинного плюрализма и демократизма американского общества. Так, У.Гринбаум, выступавший в защиту равного права на получения качественного образования всеми членами американского общества, писал: «Защищая поликультурализм, мы не только усилим чувство уважения к своей стране, но и достигнем космополитизма, когда разные системы ценностей будут соотноситься на более высоком уровне, так как каждая личность будет способна понимать не только свою культуру. … Культурный плюрализм заслуживает почтения в Америке, поскольку американское общество всегда отличалось культурным и языковым многообразием» [7].

На 60-е гг. 20 в. также приходится начало феминистской революции, явившейся беспрецедентной не только для США, но и для всего мира. Проблема дискриминации по половому признаку вызвала оживленные дискуссии среди всех слоев общественности США. Женское движение было нацелено на то, чтобы изменить наряду с законодательством и традиционные представления о роли женщины, глубоко укоренившиеся в общественном сознании. Дискриминация женщин проявлялась, как в профессиональной сфере, так и в семейных отношениях. В процессе семейного воспитания девочек приучали быть послушными и зависимыми, что в будущем подразумевало готовность к определенным видам деятельности, а также отсутствие права самостоятельного принятия решения. Женщины не имели права поступать в колледж, были лишены права голоса, а также контроля над своей собственностью и детьми. Подобное представление о второстепенной роли женщин в обществе не могло не отразиться на процессе обучения. А именно, считалось, что девочки менее склонны к математике, точным наукам, а также менее активны в спорте, что не могло не отражаться на отношении к ним учителей, предпочитавших чаще спрашивать мальчиков, задавая им более сложные вопросы или назначая их руководителями при выполнении совместного задания в классе, или во время спортивных состязаний. Такая позиция учителя способствовала развитию у девочек неуверенности в своих умственных и физических способностях, порождала страх перед этими школьными предметами. Девочка настолько глубоко проникалась своей ролью в процессе обучения и воспитания, что часто, повзрослев, не осознавала, своего неравенства в правах.

Идеология феминизма расколола американское общество. Мужчин и женщин стали рассматривать как два социальных класса - эксплуататоров и эксплуатируемых. Было введено понятие «гендер», подразумевающее всю совокупность характеристик мужчин и женщин, включая их социальные позиции и роли [4]. При университетах открылись кафедры гендерных исследований, гендерная психология приобрела статус ведущего научного направления.

В итоге в 70-е гг. был принят ряд законов, запрещающих дискриминацию женщин, предоставляющих им равные права с мужчинами. В частности, в «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» подчеркивалось, что «… все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола …» [3]. Данное обстоятельство имело сильное воздействие и на образовательные реформы.

По утверждению исследователей, поликультурное образование уходит корнями в движение за гражданские права различных исторически угнетаемых групп, социальные акции афроамериканцев и другого небелого населения Америки, боровшихся против дискриминации в обществе и общественных институтах, враждебно настроенных против идеи расового равенства. Активисты, общественные лидеры, родители особенно резко отзывались об образовательных учреждениях, предоставлявших различные блага для детей белых американцев, одновременно лишая этих прав представителей иных национальностей, и взывали к пересмотру реформ учебных программ, условий приема в школы и вузы, а также правил найма на работу представителей этнических меньшинств.

Итогом борьбы явилось решение Верховного Суда и Совета образования о десегрегации школьной среды и поправки в Акте о гражданских правах. Однако это не устранило проблему этнического неравенства. Поскольку, основная цель десегрегации образовательной среды заключалась не столько в физической интеграции учащихся, сколько - в предоставлении им равных возможностей в обучении и перспектив дальнейшей жизни - школы и вузы оказались не готовыми к обучению в одних стенах белых и небелых учащихся. Главная проблема заключалась в том, что в существующих на тот период учебных программах содержались только факты о достижениях белых американцев, и отсутствовали какие-либо упоминания о жизни и деятельности других этнических групп. Причиной этого, как известно, являлось традиционное восприятие этнического меньшинства США, как людей, лишенных культуры и имеющих заниженные интеллектуальные способности. Поэтому, небелых учащихся, для их же блага, следовало обучать в школах, где основой любой деятельности являлась культура доминирующего в обществе большинства.

Однако в конце 60-х гг. в результате борьбы этнических и культурных групп за свои права и достоинства, к ним стали относиться не как к «чужим», а как к «иным». Учащиеся из этих групп приходят в школу с разным культурным наследием, но это не означает неполноценности их культур. Основная идея данной тенденции выражается в утверждении, что культурные различия и исключительность какой-либо группы особым образом трансформируют культурные модели доминирующего большинства и становятся неотъемлемой частью базиса американского общества. Таким образом, в период активной борьбы афроамериканцев и других граждан за свои права, остро возникла необходимость создания специальных этнических образовательных программ, как в средней школе, так и в колледжах и университетах по всей стране [2;32-33].

В итоге, в этот период (конец 50-х-начало 80-х гг.) появляются первые программы из области поликультурного образования. Однако, по словам ученых, их вряд ли можно было именовать поликультурными, поскольку они содержали информацию об истории и культуре отдельных народов и были узконаправленными. Они получили название этнических, так как, по сути, служили дополнением к традиционным учебным программам, сосредоточившись на «коррекции искажений, различных неточностей, касающихся разных этнических групп, которые часто встречаются в школьных учебниках, обращались к событиям истории, которые замалчивались или игнорировались вообще, а также были предприняты попытки развенчать мифы и стереотипы, созданные в отношении какой-либо этнической или культурной группы» [2;33].

Третий период развития поликультурного образования в США связывают с трансформацией образовательного процесса в американской школе.

В этой связи выдвигается ряд серьезных проблем, а именно: демократизация образования, его обязательность, поиск путей организации качественного массового обучения, воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям и культурам.

Именно в этот период происходит переход от этнического образования к межэтническому. Поскольку простое дополнение информации этнического характера к существующим программам не может обеспечить поддержки и принятия всеми людьми национального и культурного многообразия американского общества, назрела необходимость интеграции этнического содержания во все преподаваемые предметы на протяжении всех лет обучения.

Новые программы обучения были призваны способствовать формированию ценностей, отношений и способов поведения, поддерживающих этнический плюрализм. Учащихся, начиная с начальной школы, следовало поэтапно подвести к пониманию того, что в обществе существуют другие стили жизни, которые столь же значимы и имеют такое же право на существование, как и их собственный. Этническое и культурное многообразие является неотъемлемой частью американского общества, и это следует рассматривать как положительный момент, способствующий взаимообогащению культур [6]. Предпринятые попытки перехода от этнического к межэтническому образованию, по словам исследователей, способствовали уменьшению этнических и культурных предубеждений в американском обществе.

Литература:

1. Зингер Н.Д. Организация школьного образования детей-мигрантов в США в контексте поликультурного образования: Дис. … канд. пед. наук.-Санкт-Петербург, 2003.

2. Манжосова Ю.А. Система межэтнического образования в США: генезис и современное состояние: Дис. … канд. пед. наук. - Курск,2004.

3. Международные акты о правах человека: Сб. документов/ Сост. В.А.Карташкин, Е.А. Лукашева.-2-е изд..-М., 2002.

4. Согрин В.В. США в 20в. Тенденции и итоги общественно-исторического развития// США. Канада.-1999.-№9.-с.19-48.

5. Султанов К.В. Идея поликультурного образования в русской традиции.-2-е изд. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2004.

6. Banks G. Teaching Strategies for Ethnic Studies. – Newton, 1987.

7. Greenbaum W. America in search of a new ideal: an essay on the rise of pluralism// Harvard Educational Review.-Vol.44.-No.3.-1974.-Pp. 411-440.