Шабалкина К.В.

Мурманский государственный технический университет (МГТУ), г. Мурманск, Российская Федерация

Идея андрогинности как единства женского и мужского начал в философии В.С. Соловьева

В творчестве В.С. Соловьева присутствует идея об андрогине, согласно которой природа человека рассматривается как единство мужского и женского начал. В его концепции любви присутствует метафора «пол как половина», которая обыгрывается во многих текстах Серебряного века наряду с метафорой «пол как полярность». Вторая метафора выражает идею о том, что два пола, женский и мужской – это два полюса бытия, причем не только человеческого, но и вселенского. Соловьев обращается к теме андрогинизма человеческой природы, заключающейся в том, что в основе любви заключается стремление к целостности. Мысль о человеческой природе как единстве мужского и женского начал проходит через все творчество философа. Впервые она появляется в его работе «Смысл любви», где утверждается, что в эмпирической действительности человека как такового вовсе нет – он существует лишь в определенной односторонности и ограниченности. «Истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, – это и есть собственная ближайшая задача любви». Эти идеи повторяются и уточняются в работе «Оправдание добра»: «Человек лишен целости своего существа и своей жизни, и в истинной целомудренной любви к другому полу он стремиться, надеется, мечтает восстановить эту целость». Соловьев считал, что мужское и женское – это две по-разному действующие, но в то же время одинаково несовершенные, односторонние и ограниченные потенции, которые могут достичь совершенства лишь путем взаимодействия друг с другом. Теория любви и отношений мужчины и женщины у философа построена на отрицании эгоизма как односторонности и неистинности. Признание за другим человеком безусловного, абсолютного значения, преодоление эгоистического сознания определяет подлинное самоутверждение человека как одухотворенного существа. В этом и состоит истинный смысл любви. Итак, подлинная человеческая природа представляет собой соединение мужского и женского начал, достигаемое через эту любовь.

В.С. Соловьев определяет три вида любви. Во-первых, любовь, которая больше дает, нежели получает, или нисходящая любовь. Во-вторых, любовь, которая больше получает, нежели дает, или восходящая любовь. В-третьих, любовь, в которой и то и другое уравновешено. В первом случае имеется в виду родительская любовь, основанная на жалости и сострадании, которая предполагает заботу сильных о слабых, старших о младших; перерастая родственные отношения, она создает отечество. Второй случай – любовь детей к родителям, она заключается в чувстве благодарности и благоговения, за пределами семьи она рождает представление о духовных ценностях. Полнота жизненной взаимности достигается в половой любви, жалость и благоговение в соединении с чувством стыда создают эмоциональную основу этого вида любви. Любовь заставляет человека признать, наряду с собственным безусловным значением, безусловное значение другого.

Создавая одну из своих великих идей – идею Всеединства, В.С. Соловьев указывает, что человек в полноте своей идеальной личности должен быть высшим единством обоих: мужчины и женщины. Задачу половой любви философ видит в сохранении формальной обособленности мужского и женского начал и преодолении существенной розни и распадения. Это ведет к созданию истинного человека, который не может быть только мужчиной или женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществление задач половой любви невозможно без соответствующего преобразования внешней среды, недостаточно любоваться прекрасным образом, нужно преобразовать по нему несоответствующую действительность.

Любовь, по мнению философа, должна победить смерть. Призвание человечества состоит именно в решении этой задачи, выполнение которой возможно только через любовь. Но индивидуальный подвиг любви не спасет мир, «действительно спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми».

В своих размышлениях Соловьев отмечает, что субъектом исторического процесса осуществления добра является единичный человек совместно с человеком собирательным. Семья, народ, человечество – естественные группы, расширяющие жизнь личности. Естественными данными семьи являются три поколения – деды, родители, дети. Задача состоит в том, чтобы природную связь трех поколений превратить в безусловную нравственную. Это достигается через семейную религию, брак и воспитание. В семейной религии главным является почитание предков, благодаря которому выражается уверенность, что они пребывают в вечном уме Божием и становятся сообразными его вечной идее, то есть утверждаются в области неизменного бытия.

Исследователи творчества Соловьева, говоря о понятии андрогинизма, отмечали специфическую особенность в его определении. Древнегреческий философ Платон рассматривал это понятие как данность, относящуюся к прошлому человечества. У русского философа андрогинизм задан и относится к будущему. Второе отличие состоит в том, что Соловьев связывает смысл любви не с индивидуальным преображением, а с конечной задачей истории, охватывающей все человечество в его прошлом, настоящем и будущем. Неудача или недостаточный успех брака заставляет осуществление безусловного значения личности перенести на детей, как представителей будущего, то есть заботиться об их воспитании. Воспитание предполагает передачу новому поколению двоякого наследия: всего положительного, что добыто в прошедшем, и способности воспользоваться этим достоянием для приближения к высшей цели. Общий принцип воспитания заключается в нерасторжимой связи поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении общего дела – приготовления к явному царству Божию и к воскресению всех.

Великий русский философ не обошел стороной и тему женской эмансипации. В статье «Женский вопрос» он отмечает важность женского вопроса среди множества других, ознаменовавших собой XIX век, соглашается с серьезностью обсуждаемого, поскольку оно имеет важное историческое значение для всего человечества. Женщины перестали удовлетворяться существовавшими условиями их семейной жизни, утратили способность сидеть дома, занимаясь домашними делами. Философ указывает, что нельзя игнорировать проявление протеста женщин. В те эпохи, когда существовавшие устои становятся устаревшими и появляется необходимость перехода к новым формам общественного сознания, женщины порой с большей решительностью, чем мужчины стремятся найти выход. «Разрешение женского вопроса, как и всех других серьезных вопросов в понятном осмысленном и оживотворенном христианстве. Женщины первыя поднялись навстречу воскресшему Христу. Смысл нынешняго женскаго движения, по избавлении от семи бесов, приготовить новых жен мироносиц для предстоящаго воскресения всего христианства». Философ говорил о несомненной способности женщины понимать высшую истину.

Литература:

1.     Вовченко, О.М. Гендерное равенство как социально-философская проблема / О.М. Вовченко. М.: Изд-во Института молодежи, 2000. 180 с.

2.     Радлов, Э.Л. Владимир Соловьев / Э.Л. Радлов. М.: 1913. 180 с.

3.     Рябов, О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века / О.В. Рябов. Иваново: Ивановский государственный университет, 1997. 159 с.

4.     Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. М., 1990.