Щекотихин В.Н.

Орловская Региональная Академия Государственной службы г. Орел, РФ

Этатизм как одна из теорий взаимоотношения государства и гражданского общества

К числу важнейших политических факторов и условий функционирования и развития гражданского общества относится характер его взаимоотношений с государством. Отношения государства и общества составляет один из самых живых вопросов современной политической литературы. Государство и общество - это своего рода две формы быта, которые существуют вместе и имеют непосредственное влияние друг на друга. Причем общество находится в диалектическом противоречивом единстве с государством: они взаимополагают,  взаимодополняют и взаимоотрицают друг друга.[6C.40].

Нарастание спонтанности и сти­хийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллек­тивной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие "граждан­ское общество". С другой стороны, потребность в упорядо­чении, обеспечении целостности общества, согласовании и ин­теграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие "государство". Равновесие и взаимосвязь обществен­ных, групповых и индивидуальных процессов государство осу­ществляет посредством управленческих функций, и здесь возникает проблема глубины вовлеченности государства в указанные процессы.

Обращаясь к теоретическим взглядам на проблему взаимоотношения государства и гражданского общества отметим, что либеральная трактовка гражданского общества отводит весьма скромную роль государству в регулировании общественной жизни. Для Локка политически упорядоченное общество есть правление большинства, подчиняющегося определенным правилам, на которые не должен посягать ни один правитель[1C.340]. Сформировавшаяся идеология либерализма, как социально-философская теория индивидуализма, исходила из “представлений об изолированности свободной личности, осознающий свой личный интерес и стремящейся к наилучшему для нее самой” [1 C.254]  и отводящей государству роль “ночного сторожа”.

  Идея государства как высшего результата и цели общественного развития в континен­тальной консервативной традиции, прежде всего в Германии и во Франции, восходит к Гоббсу и Гегелю. Это кредо можно обозначить как «государственное сознание» (Э. Форстхофф), стоящее в оппозиции не только анархизму, но и либеральным воззрениям. По Г. Гегелю не гражданское общество являлось движу­щей силой исторического прогресса, а государство. Примат го­сударства по отношению к гражданскому обществу был связан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся выступает "Мировой Дух", "Абсолютная Идея". Именно госу­дарство воплощает "Мировой Дух", а гражданское общество есть "инобытие" Духа-Идеи. Государство, по Г. Гегелю, олице­творяет все добродетели. Оно - наиболее совершенное вопло­щение мировой саморазвивающейся идеи, самого могучего проявления человеческой личности, всеобщности политиче­ского, материального и духовного начал. Государство защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реа­лизует всеобщность интересов. Гражданское общество и инди­вид подчинены государству, ибо именно государство интегри­рует отдельных индивидов и их группы в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гаранти­ровать гражданам их права и свободы[1C.40].

В марксистской трактовке роли государства в обществе отмечаются две важнейшие стороны деятельности государства: его подверженность влиянию изменений в различных звеньях социально-экономической и социально-классовой структур и обратное влияние государства на структурные сдвиги в обществе, на всю систему политических отношений. Социал-демократическая традиция основана на признании политики сердцевиной гражданского общества. С помощью властных отношений политика пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества, оказывает стабилизирующее воздействие на него. Государство должно, по мнению И. Шумпетера, участвовать в обеспечении функциони­рования гражданских институтов, дабы гарантировать, что они будут управляться демократически и что одна часть граждан­ского общества не превратится во все разрушающую силу, а рынок не подчинит себе общество. В связи с этим социал-демократы считали обязательным государственное регулирова­ние экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т. п. [2C.43].   

Собственно этатизм (от фр. е1а1 - государство) как термин, начал использоваться первоначально во Франции в 80-е гг. 19 в. и понимается с двух позиций.

С общетеоретической позиции под этатизмом подразумевается направление общественно-политической мысли, расценивающее государство как высший результат и цель общественного развития. Наиболее полно идеи о необходимости государственного вмешательства в различные сферы общества отражены в идеологии консерватизма и социализма, хотя сегодня отчетливо выделяется тенденция к слиянию различных течений политической мысли и появлению более рациональной и объективной точки зрения. Результатом подобного слияния является появление такого идеологического течения как неолиберализм, также предусматривающий определенное активное вмешательство государства, при сохранении базовых положений либерализма.

Консерватизм как определенная система воззрений на мир, человека и общество имеет свои представления о месте и роли государства. Представления эти сложились в противовес либеральным подходам к анализу. Программу консерватизма можно свести к двум центральным идеям.

Во-первых, позиция консерваторов в той или иной форме всегда сводилась к отстаиванию положений, в соответствии с которыми государство, путем активного воздействия регулирует общественные процессы.

Во-вторых, доминирование государства выражается в идее так называемого государственного социализма, где социализм понимается как контроль и воздействие государства на экономические и социальные процессы.

При этом в социализме можно выделить и узловое теоретическое ядро, которое состоит в признании всеми социалистами того, что социализм есть альтернатива либеральной экономике и антитеза буржуазному общественному устройству. На наш взгляд, имеет смысл говорить о том, что консерватизм выработал свое, этатистское понимание социализма. Перечисленные идеи этатизма и государственного социализма присутствуют в трудах таких представителей консервативной мысли, как А. Мюллер, Ф. Лист, Б. Гильдебранд, К. Книс, В. Рошер, Р. Штаммлер, Г. Шмоллер, А. Шеффле, К. Родбертус, Ф.Лассаль, Л. Штейн, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков[2 c10]. Государство, по Мюллеру, представляет собой совокупность всех человеческих отношений, как физических, так и духовных, соединение их в одно живое целое. Это есть не искусственное создание человеческого произвола, а живой организм, в котором отдельное лицо состоит живым членом, и вне которого оно немыслимо. По мысли Мюллера, основной ошибкой либеральных экономистов было их стремление обособить от государства "частные интересы и частную собственность", разделить "общественную" (государственную) и "частную" (внегосударственную, гражданскую) жизнь. Государство, по утверждению немецкого философа, "должно охватывать всю жизнь человека", оно выступает как могучая сила, всецело проникает в хозяйственные и социальные отношения, это есть "не простое юридическое учреждение, не отдельная отрасль человеческой образованности, но оно обнимает всю совокупность человеческих отношений и несет свою цель в самом себе. Государство, таким образом, является руководящей силой  развития общества и источником национального богатства. Без государства невозможно не только хозяйственное развитие, но и непрерывное существование общества[8 с28-30].

Таким образом, этатиские основы политической мысли формировались в первой половине XIX века в основном как ответная реакция на программу либерализма, изложенной в трудах представителей классической буржуазной политэкономии. Мыслители этого периода противопоставили либерально-буржуазному экономическому детерминизму, следующие принципы этатизма:

- главенствующая роль государства в политических, духовных и экономических процессах (А. Мюллер,И.-Г. Фихте), а также в области правотворчества (Р. Штаммлер, Р. Штольцман);

 - государство есть источник развития (А. Мюллер, Б.Н. Чичерин);

- необходимость активного влияния на все сферы общественного бытия, по причине отсутствия у общества способности к справедливому самоуправлению;

 - патернализм;

 - государственный интервенционизм - политика государственного регулирования социально-экономических процессов. В этой связи консервативно ориентированные мыслители апеллируют к идее социализма, вкладывая в это понятие этатистски окрашенный смысл (Г. Шмоллер, А. Шеффле, Л. Штейн, К. Родбертус, К.Н. Леонтьев). Государство, по их мнению, должно взять на себя регулирование экономических процессов с целью смягчения социальных противоречий и недопущения революции.

Конкретно-исторически этатизм рассматривается, во-первых, как политическая доктрина, сводившаяся к признанию главенствующей и активной роли государства, появившаяся в конце XIX века. В этом смысле идею этатизма взяли на вооружение такие политики как Б. Дизраэли, О. фон Бисмарк и Кемаль Ататюрк. В то время как либералы настаивали на минимальном участии государства в хозяйственной, жизни, а марксисты видели в государственном интервенционизме лишь главным образом инст­румент господства буржуазии, консервативные политики (Дизраэли, Бисмарк) открыли в этатизме средство смягчения социального вопроса и предотвращения революционных тенденций, а в 1937 г. принципы этатизма были включены в Конституцию Турецкой Республики как официальная доктрина, предусматривавшая расширение прямого вмешательства государства в социальную и экономическую жизнь методами финансового управления, перераспределения, национализации, контроля за ценами и заработной платой, разработкой социального законодательства и пр. с целью смягчения социальных противоречий и предотвращения революционных тенденций[8 с.15-18].

С 70-х гг., после «неоконсервативного ренессанса», термин этатизм применяется в большинстве случаев в критическом смысле (особенно в англосаксонских странах и в Японии) для обозначения доминирующей роли государства в отношении общества и в качестве синонима государственного социализма. Неконсервативная критика этатизма настаивает также на том, что последовательное претворение в жизнь этатистских установок ведет к сужению сферы индивидуальной дея­тельности и вступает в конфликт с принципами правового государства. На современном этапе этатизм, понимаемый в консервативном смысле, усматривает главную опасность для свободы в деструктивных импульсах эмансипации, исходящих от общества. Их преодоление связывается со способностью государства утвердить свою самостоятельность относительно общества.[8 с.26-34]

Таким образом, современное представление о эффективности взаимодействия между государством и обществом предполагает взаимоконтроль, взаимоограничение и взаимопомощь. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном  между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать правила для реализации прав и свобод автономной личности.

Необходимо отметить, что политическая жизнь общества не имеет смысла без таких элементов, как государство. Именно в политической жизни общества наиболее ярко проявляется неразрывность государства, права и личности.  Государство может быть субъектом политической жизни не как отдельный, обособленный институт, а только как часть политической системы общества, её важнейший составной элемент. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать в себе всё многообразие политических интересов, урегулировать явления политической жизни посредством общеобязательных установлений. Тем самым государство играет особую роль в политической системе и политическом процессе общества. Придавая целостность и устойчивость политической системе, оно становится способным выполнять основной объём работы по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность[4 c87-88].

Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии американский ученный М. Фридман (Р.1912): “…Общество таково, каким его мы сами делаем… Только от нас зависит создания такого общества, которое охраняет и расширяет свободу  человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина”[5C.75]. 

Исторически сложилось и научно обосновано: понятие «гражданское общество» используется в сопоставлении с понятием «государство», эти понятия отражают различные стороны жизни, противостоящие друг другу.

Сегодня государство определяется как особая форма организации политической власти в обществе, проживающем на определенной территории, обладающая суверенитетом и осуществляющее управление на основе права и с помощью специальных органов. Становление социального, правового государства в развитых и развивающихся странах осуществляется на принципах и постулатах теории социального либерализма (Берк, Дж.Ст. Милль, Кейнс) приемлющей как и активную роль государства в жизнедеятельности общества, так и ценности либерализма (свобода, частная собственность, кокуренция и т.д. )  и представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

 В свою очередь, гражданское общество это система внегосударственных общественных отношений, которые формируются на основе реализации принципов индивидуальной свободы (Дж. Локк), правового равенства, их самодеятельности и самоорганизации, достигает наиболее полного воплощения в демократических правовых государствах (Дарендорф) и воплощается во всех сферах жизнедеятельности. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном  между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать правила для реализации прав и свобод автономной личности.

Необходимо отметить, что политическая жизнь общества не имеет смысла без такого элемента, как государство. Именно в политической жизни общества наиболее ярко проявляется неразрывность государства, права и личности.  Государство может быть субъектом политической жизни не как отдельный, обособленный институт, а только как часть политической системы общества, её важнейший составной элемент. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать в себе всё многообразие политических интересов, урегулировать явления политической жизни посредством общеобязательных установлений. Тем самым государство играет особую роль в политической системе и политическом процессе общества. Придавая целостность и устойчивость политической системе, оно становится способным выполнять основной объём работы по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность. В последних положениях и заключается сущность этатизма как теории взаимоотношения государства и гражданского общества, т.е. государство является центральным звеном всей политической системы, оно есть источник развития общества и обязано занимать активную позицию по отношению к гражданскому обществу.

Литература:

1. Гринар Нильс, Скирбекк Гилье История философии./Перевод с англ. 

В.И  Кузнецова. М.: Владос 2003;

2. Гаджиев К.С. Политическая философия. Москва: 2003;

3. Граждан В. “Гражданское общество как система негосударственного  

управления” //Власть №3 2004 с.22;

4. Затонский В.Л. “Сильное государство и активная личность:  

актуальные проблемы взаимодействия.” // Вестник Московского 

Университета №1   2004 с70-89;

5. Мельвиль Ю.А. Политология. Из-во Проспект 2004.;

6. Основы местного самоуправления. Учебное пособие. М.:  

Муниципальная  власть 2000 с.25;

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебное        

пособие  4-е издание 2004  396с.

8. Чернавский М.Ю. Этатизм, принцип автаркии в экономике и идея 

государственного социализма в консервативных концепциях Х1Х-начала XX века.  // www.respublika.ru