Кара А.П.

зам. директора по УМР АФ ГОУ Краснодарского края ККИДППО

История появления  первых национальных школ Кубани в конце 19 – начале 20 века на примере г. Армавира (по архивным материалам)

Одним из наиболее активно обсуждаемых вопросов в науке, и в практике является вопрос формирования национального характера, а соответственно, и проблема восстановления национальной школы, национального образования и  воспитания.

История создания и развития национальных школ представляет большой интерес для исследователей. Именно сегодня происходит процесс возро­ждения национальных традиций.

    Истинная национальная идея несовместима с национальным экстре­мизмом и сепаратизмом. Ее невозможно придумать, а потом насильно внедрить в сознание людей,  она - плод их исторического развития и коллективного творчества. Она реализуется в содержании и формах воспитания подрастающих поколений, в традициях, праздниках, обрядах, образе жизни, отношениях внутри общества и с другими народами. Национальная идея может быть созидательной, но может быть и разрушительной. Примеров тому в истории предостаточно.

      Одной из проблем человечества во второй половине XX века стала проблема межна­циональных конфликтов. В последние годы число столкновений между раз­личными этносами не только не уменьшается, но даже увеличивается, кон­фликты грозят охватить новые регионы и государства, принять глобальный характер. Необходимо серьёзно пересмотреть систему национального воспитания и образования. Личность человека не­мыслима вне нации, без осознания консолидирующей роли народа, нацио­нального самосознания, понимания своей причастности к судьбе своей стра­ны. Изменения, происходящие в образовательной системе, связаны с госу­дарственной образовательной политикой и предусматривают обновление со­держания образования, стимулируются инновационные процессы в образова­тельных учреждениях, уточняется само понятие "национальная школа". Со­гласно национальной доктрине образования в России, одной из важнейших задач школы является воспитание человека культуры, приверженного к об­щечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатства культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществить межличностное и межкультурное общение

    Обращаясь к истории, нужно отметить, что с глубокой древности Северный Кавказ и в том числе наш кубанский регион являлись важным перекрестком культур и цивилизаций. Здесь пересекались пути многих европейских и азиатских народов, в результате межэтнических контактов складывались ценные традиции добрососедства и взаимопо­нимания. Включение северокавказских земель в состав Российской империи, с одной стороны, активизировало процессы мирного сотрудничества и общения между разными народами, интегри­ровавшимися в единую социально-экономическую систему, а с другой, - открыло перед ними широкие перспективы развития собственных национальных культур. Подданным Российского государства не запрещалось сохранять и приумножать свои самобытные традиции и обычаи, хозяйственный уклад, язык и религию. Пожалуй, это обстоятельство, проистекающее из в целом толерантного характера русского человека, делало Россию привлекательной для представителей многих этносов, как коренных, так и переселенцев, обретавших здесь свою вторую родину. Межнациональное добрососедство и стремление к единению - это одна из характерных особенностей нашего Отечества, такое свойство, которое известный ученый-кавказовед В.Б.Виноградов определил как универсальное явление "российское"(16 )

     В конце XIX - начале XX в. Армавир по своей полиэтничности заметно выделялся даже в масштабах Кубанской области. После проведения Владикавказской железной дороги в селение стали прибывать массы переселенцев из различных уголков России. Удачное месторасположение Армавира на линии железнодорожной магистрали, посреди обширного сельскохозяйст­венного района с плодородными черноземами, вблизи от важнейших торговых центров Кубанской и Терской областей и Ставропольской губернии привлекало сюда не только русских, но и представителей многих других народов, живущих в нашем Отечестве.

В 1882 г. известный кубанский историк и общественный деятель Е.Д.Фелицын произвел тщательный сбор сведений о всех населенных пунктах области, а также о численности и националь­ном составе их жителей. По данным этого обследования, в Армавире проживали: армяне, абадзехи, бесленеевцы, евреи, греки. немцы и русские. В других населенных пунктах Кубани контингент жителей был более однородным. Даже в областном городе Екатеринодаре Е.Д.Фелицын зафиксировал представителей только 4-х этнических общин: русских, украинцев, армян и евреев (5  )

Главной особенностью первых национальных школ в Армавире было то, что они были образованы при церквях и религиозных центрах. Первое в Армавире армянское церковно­приходское училище для мальчиков было открыто на средства пятигорского (по другим сведениям, моздокского) купца Давида Улуханова 19 сентября 1848 г. В 1855 г. Армавирское мужское училище являлось крупнейшим среди всех начальных школ Кавказского учебного округа.

Большинство ассирийцев Армавира также исповедовали православие. Однако из-за непонимания русского и тем более церковно-славянского языка халдеи неохотно посещали право­славные храмы селения. Ввиду этого, в начале 1910-х гг. они устроили в Армавире собственный нелегальный молитвенный дом. Там же действовала начальная ассирийская школа, где обучалось около 50 детей.

У многочисленной немецкой общины Армавира также имелся свой духовный очаг - лютеранская церковь, построенная в начале 1900-х гг. В 1914-1915 гг. при костеле было построено римско-католическое училище.

В 1910 г. на восточной окраине Армавира силами местной общины казанских татар была построена суннитская мечеть. Значительные средства на сооружение храма пожертвовал богатый ногайский князь Капланов. Благодаря стараниям муллы Г К.Байгильдеева, в сентябре 1911 г. при мечети стало действовать русско-мусульманское училище, где получали начальное образование дети местных татар.

     К моменту преобразования Армавира в город в селении действовало уже 25-26 разнообразных учебных заведений. Численность местных школ и посещавших их детей увеличивалась с каждым годом. Так, в 1904 г. в селении Армавир имелось всего 8 учебных заведений, в которых обучались 1923 чел.; в 1910 г. -14 заведений и 2510 учащихся и в 1915 г. уже в городе -33 заведения и 4699 учащихся.

В 30 –е годы количество национальных школ в Армавире резко сократилось.  Это произошло из-за того, что смыслом борьбы большевиков, которые считали себя интернационали­стами, была мировая революция и построение общества, не знающего клас­совых и национальных различий, поэтому почти никто не занимался подготовкой специалистов для национальных школ, изданием  специальной учебной литературы. Но в Армавире продолжали работать несколько национальных школ. Самой известной и престижной среди них считалась начальная армянская школа под руководством С.К. ТерСаакяна.

Данная политика проводилась в течение долгого времени и затрагивала как культуру, так и образование, и только в конце 80-х- начале 90-х годов 20 века начался процесс возрождения национального образования и воспитания, делаются попытки  воссоздания национальных школ, изучаются национальные языки, этнографические и культурные особенности народов, проживающих в нашем регионе.

 

 

Литература:

1. Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. - 1.,д.105. - с.22.

2.Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. - 1., д. 105. - с.23.

3.Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. - 1., д.105. -с.25.

4.Фонды АОАА. Ф.2. - Оп. 1. д.105. с.21.

5. ГАКК. Ф. 449. – Оп. 2. Д. 1865.

6.ГАСК. Ф. 15.- Оп. 2. Д. 501

7.Ленин В.И. Полн. собр. Соч. Т.45. С.361-362.

8.Свод законов, циркуляров и справочных сведений по народному образованию в переходный период. – М., 1908. С.102

9.Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1973гг. – М., 1974. С. 53-61

10.Крупская Н.К. О национальной и интернациональной культуре. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. М., 1928.

11. Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918гг.). -Армавир,2002.

12.Боргилова В.Б., Гончарова А.Н., Гончаров В.И., Елецкий Д.М. и др. Армавир. Краснодар,1983.

13. Виноградов В.Б., Ктиторов С.Н. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей. -Армавир, 1992.

14.Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. -Армавир,1995.

15.Виноградов В.Б., Ктиторов С.Н. Очерк истории армавирских ассирийцев. Армавир,1996.

16.Вопросы Северо-Кавказской истории. Выпуски 1-10.-Армавир,1996 -2005

17.Иванов Е. М. Армавирмой город родной. Армавир,1997.

18.Щербина Ф.А. История Армавира и черкесогаев. Екатеринодар,1916.

19. Погосян Л.А. Армянская колония Армавира. Ереван,1981.