К.п.н. Бессарабова
И.С.
Волгоградская академия государственной службы, г. Волгоград,
Россия
Этнокультурный
аспект поликультурного образования
В условиях
многонационального и многокультурного российского
общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической
культуры учителя. Оно включает в себя культурологические, этноисторические
знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в
содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира и
общества, а также умение организовать педагогический процесс как диалог
носителей различных культур.
Цель настоящей статьи –
рассмотрение основных подходов отечественных и зарубежных ученых к определению
понятия «этническая культура», которое часто встречается в концепциях
поликультурного образования.
В этой связи приведем несколько
цитат из работ Джерома Брунера, известного
американского психолога и педагога, актуализировавшего проблему поликультурного
образования в американской педагогике. «Человек всегда остается человеком. Каждый
народ создает свою культуру. Учащимся с ранних лет необходимо усвоить, что все
культуры равны. К примеру, один народ, скажем эскимосы, пользуется небольшим
количеством орудий, но они находят им различное применение» [4;9].
«Уникальным свойством
человека является то, что индивидуальное развитие каждого зависит от истории
его вида в целом – но не той истории, которая закодирована в генах и
хромосомах, а той, что отражена в культуре, внешней по отношению к
человеческому телу и по своему охвату превышающей опыт каждого отдельного
человека» [1;377].
Культура, по словам Дж.Брунера, представляет собой
источник создания, хранения и передачи систем усиления природных возможностей и
устройств, которыми человек овладевает для того, чтобы успешно оперировать в
окружающей его действительности. При этом нельзя забывать о том, что существуют
свои особенности между способами передачи достижений культуры в технически
развитом обществе и в обществе туземцев, где культура передается в контексте
действия. Причина этих различий заключается в том, что институт школы служит
преобразованию знаний и навыков в более символическую, абстрактную и вербализованную форму. В то время как в обществе туземцев
почти невозможно отделить то, что человек делает от того, что
он знает [5;344-355].
Иначе говоря, для лучшего
понимания идеи о том, что культура присуща всем народам, ученый советует
педагогу знакомить детей с культурами первобытных народностей, какими являются,
к примеру, эскимосы, бушмены и австралийские аборигены. Изучение мифов данных
народностей, с его точки зрения, дает представление об их культуре, о том, как
человек рисует для себя картину окружающего мира. При этом важно, чтобы
учащиеся понимали мифы, а не заучивали их. «В мифах хорошо прослеживаются
экология, социальная структура, обязанности мужчин и женщин, а также страхи и
желания этих народностей. При умелом преподавании культуры первобытных народов
дети поймут, что проблемы, скажем, эскимосов, ничем не отличаются от наших собственных
– это проблемы окружающей среды, проблемы отцов и детей, проблемы личности и
т.п.» [там же].
Данную точку зрения Дж. Брунера о равенстве и многообразии культур разделяют многие
американские исследователи, опираясь при этом на достижения, полученные в
области психологии, антропологии, лингвистики. Несмотря на некоторые различия в
подходах ученых к данному вопросу, их объединяет идея о том, что культура
формирует человеческий разум, обучение и мышление существуют только в
культурном окружении и зависят от использования культурных ресурсов. Границы
индивидуального развития зависят от того, какую помощь оказывает культура
индивиду в использовании присущего ему интеллектуального потенциала. Иными словами,
основным средством человеческой эволюции является передача посредством культуры
тех навыков, которые необходимы для использования ранее изобретенных приемов, орудий
и средств [6-9.].
Приведем еще один пример
из книги Г.Д.Дмитриева «Многокультурное образование».
Так, автор, выступая с докладом в Австралии на конференции Ассоциации
директоров независимых средних школ, спросил о том, что конкретно из культуры
аборигенов преподается учащимся в школах. Данный вопрос вызвал удивление
директоров, заявивших, что у аборигенов не существует никакой культуры [2;12].
Ученый объясняет данный
факт тем, что у большинства людей понятие «культура» ассоциируется с наличием
определенных знаний по литературе, музыке, искусству. Однако у каждого народа
есть свои обычаи, обряды, сказки и предания. Коренное население Австралии не
является исключением. В любом обществе существует доминирующая культура и микрокультуры. В данном случае белые австралийцы являются
представителями доминирующей культуры, которые в понятие «культура» вкладывают
разделяемые в своей среде ценности западной цивилизации. Сознательное отрицание
наличия культуры у аборигенов расценивается в науке как декультурация
или культурный расизм, так как «традиции, религиозные обряды, язык, сказания
народа-аборигена в данном случае признаются как неполноценная культура, стоящая
ниже по сравнению с культурой белого большинства» [2;12-13].
Итак, исследования
американских и отечественных ученых подтверждают, что каждому народу присуща
своя культура, имеющая свои отличительные признаки и способы передачи
культурного опыта от поколения к поколению. Следовательно, можно говорить об
особенностях культуры того или иного этноса.
Анализ исследования
данной проблемы наиболее полно представлен Г.В.Палаткиной,
разделяющей такие понятия, как «культура этноса» и «этническая культура». Под
культурой этноса автор понимает широкую совокупность всего культурного
достояния, присущего данному этносу в лице его отдельных представителей, групп,
независимо от того, имеют ли элементы структуры этого достояния этническую
окраску или нет.
Этническая же культура (этнокультура)
выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп
соответствующего общества. Ее своеобразие, неповторимость и оригинальность
проявляются как в духовной, так и в материальной сферах жизни и деятельности. К
этнической (национальной) культуре относят совокупность тех элементов, которые
обладают этнической спецификой. При этом они включают в себя ряд компонентов,
под которыми понимаются структурные составляющие, характеризующие качественную
системную определенность этноса, то есть этнопсихология, язык, культура,
обычаи, традиции [3;118].
В.А. Николаев
подразделяет культуру на три пласта, руководствуясь такими понятиями, как
этнос, народ, нация, которые он называет этапами развития человеческой
общности. В этой связи ученый выделяет:
-этническую культуру,
которая складывается в результате связей ее населения по кровным узам,
территориям, диалекту, традициям, обрядам, верованиям, интересам;
-народную культуру,
которая составляет основу национальной культуры и аккумулирует уклад жизни,
быт, нравы, обычаи;
-национальную культуру.
Все три слоя в совокупности составляют содержание национальной культуры [3;119].
Этнокультура –
совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и
духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей свое отражение в языке и
отличающей один этнос от другого. На основании этого Г.В.Палаткина
делает вывод, что понятие «этнокультура» является более узким по отношению к понятию
«культура этноса» и выделяет следующие элементы общности этнических культур,
которые образуют общечеловеческую культуру:
-антропосоциальный
элемент выражает единство биологических и социальных потребностей человека и
доказывает существование единых социологических законов в любом, даже
изолированном обществе;
-этнокультурный элемент
выражает общее происхождение этнических общностей, т.е. наличие тесных
контактов национальных культур в доисторическом прошлом, переплетение элементов
духовной и материальной культур, доказуемых с помощью локального анализа. Он
позволяет обнаружить истоки возникновения этнических стереотипов, проверить
исторические параллели в функционирующих этнокультурных традициях;
-коммуникативный элемент
выражает такую общность, которая стала возможной вследствие расширения
диапазона общения с другими этническими общностями;
-эвристический элемент
характеризует общность, которая продиктована индивидуальными потребностями
личности, ее объективным стремлением к поиску наиболее приемлемых норм
организации жизнедеятельности, ее способностью к самоактуализации
поведения [3;121-122].
Каждая этническая
культура имеет материальную и духовную стороны. К материальным компонентам
относятся объекты, материально существующие в пространстве в определенные
временные периоды, к примеру, орудия труда, жилище, пища, одежда, средства
транспорта и связи. Духовные компоненты, в свою очередь,
представляют собой выработанную коллективным разумом людей систему
производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с
хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов
искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая
передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ
или показ, через существующие формы воспитания. Упрощая понятия
материальной и духовной культуры, можно сказать, что духовная культура – это
идея, а материальная – ее опредмеченное воплощение.
При этом не существует предмета чисто материальной культуры, который не имел бы
духовного элемента, как не может быть и продукта духовной культуры, не
способного материализоваться. Иными словами, обе стороны неразрывно связаны [3;122-123].
Некоторые авторы
рассматривают духовную культуру как совокупность всех созданных человечеством
духовных ценностей от поколения к поколению и опыта подготовки новых творцов
духовных ценностей. Данная трактовка подводит нас к рассмотрению педагогической
культуры.
Мы не станем подробно
останавливаться на трактовке понятия «педагогическая культура», поскольку в
рамках настоящей статьи нас больше интересует понятие «этнопедагогическая
культура», которое встречается в концепциях поликультурного образования.
Как поясняет Г.В.Палаткина, базисом этнопедагогической
культуры выступает народная педагогическая культура. Народная педагогика –
особая педагогическая культура, созданная людьми в соответствии с особенностями
психологии, жизненных, исторических и природных условий, традиционных обрядов,
мировоззрения и социальных отношений определенного народа. Педагогические
ценности опредмечены в произведениях народного искусства,
обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении людей, что составляет существо этнопедагогической культуры общества. При этом автор
обращает внимание на тот факт, что этнопедагогическая
культура – является понятием «надэтническим»,
универсальным, присущим всем этносам, но имеющим свою специфику, исходящую из
особенностей конкретного этноса [3;126].
Встречаются и более
развернутые определения понятия «этнопедагогической
культуры». Так, М.Г.Харитонов трактует этнопедагогическую
культуру как интегративный показатель этнопедагогической деятельности учителя, включающий в себя
подход к обучаемым с позиций гуманизации образования,
мировоззренческую насыщенность преподавания, широкий психолого-педагогический
кругозор, глубокие этнопедагогические знания и умения
творчески применять их на практике, эмоционально- ценностное отношение к объекту
изучения, этнопедагогическую интуицию, свободу общения
в процессе этнопедагогической деятельности и, как
итог этого – рациональность, эстетичность и непринужденность решения этнопедагогических задач [3;127].
К обязательным
компонентам этнической культуры относятся обычаи, обряды, нормы поведения на
работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе.
Вкратце поясним
вышеуказанные компоненты. Обычай рассматривается как устойчивая система
поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и
передающаяся из поколения в поколение. Обычаи в большей степени национально
окрашены по сравнению с нормами морали или юридическими нормами.
Обряд является
разновидностью обычаев. Обряды носят религиозный характер и тесно связаны с
определенными конфессиями или видами веры. При более
точном определении, обрядом может быть названа церемония, имеющая
регламентацию, связанная с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной
(в том числе религиозной) жизни этноса [3;127-128].
Нормы поведения
представляют собой так называемый повседневно-бытовой уровень культуры,
включающий принятый в данном обществе ряд требований, начинающихся от внешнего
вида и заканчивающихся духовным миром человека и качеством его труда.
Итак, культура этноса
включает в себя этническую культуру, которая, в свою очередь, имеет
материальную и духовную стороны и в качестве неотъемлемых компонентов содержит обычаи,
обряды и нормы поведения, характерные для той или иной этнической группы. Для
того чтобы чувствовать себя уверенно в культурной среде, важно знание и понимание
особенностей вышеуказанных компонентов этнической культуры, а также осознание
своей культурной идентичности.
Литература:
1. Брунер
Дж. Психология познания. - М.: Прогресс,1977.-409с.
2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование,1999.-208с.
3. Палаткина
Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного
образования: Дис. … д-ра пед.
наук. - М.,2003.-403с.
4. Bruner J.S. Man: A Course of Study: The Social Studies Curriculum Program/Reprinted
from the ESI Quarterly Report.-Spring - Summer, 1965.-Cambr.,
5. Bruner J.S. Culture and Human Development: A New Look//Human Development.-33.-1990.-Pp.344-355.
6. Cole M. The Cultural Context of Learning and Thinking.-NY: Basic
Books, 1971.-338p.
7. Rogoff B. Apprenticeship in Thinking: Cognitive
Development in Social Context.-NY:
8. Shweder R.A. Thinking through Cultures: Expeditions
in Cultural
9. Wertch J.V. Voices of the Mind: A Sociocultural Approach to Mediated