К.п.н Шитикова И.Б.
Орловский
государственный технический университет (ОрелГТУ), г. Орел,
Российская Федерация
Психологические особенности формирования профессионального дизайнерского
мышления
Психология профессионального образования – это один из важнейших разделов педагогики высшей школы. Он исследует психологические механизмы обучения и воспитания, формирования профессионального мышления. Понятие «профессиональное мышление» часто одновременно употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалифицированный уровень специалиста. В другом, – когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности.
Дизайн является синтезом многих видов искусств, охватывает огромное поле деятельности: от проектирования отдельных вещей до проектирования процессов жизнедеятельности, служащего и формированием, и освоением новых культурных потребностей современного общества. А это значит, что дизайнерское мышление следует толковать уже не только в качестве мышления, обслуживающего проектную деятельность, – такое мышление становится залогом самой возможности комфортного существования человека в современном мире. Для наиболее четкого определения дизайнерского мышления необходимо исходить из особенностей мышления специалиста, позволяющие ему успешно, на высоком уровне выполнять профессиональные задачи.
Понятие дизайнерского мышления необходимо связывать с двумя задачами художественного творчества, тесно взаимосвязанными между собой. К первой задаче относится осмысление дизайнером окружающей действительности в специфических образцах промышленного искусства и определяется субъективное отношение к какому-либо явлению, дается ему идейно-эстетическая оценка. На этой основе складывается идея дизайнерского творческого замысла. Вторая задача предполагает выбор выразительных средств, композиционных структур, колористическое, стилевое, пластическое решение, которое отвечало бы замыслу автора. Первый тип мыслительных процессов в искусстве принято называть исследовательским мышлением художника, а второй – техническим мышлением. Этими двумя понятиями и определяется сущность термина «художественное мышление». Мыслительная деятельность предполагает активное участие дизайнера в преобразовании предметного мира, в решении конкретных практических задач.
Для освоения профессии дизайнера, которая интегрирует в себе естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерную и художественную деятельность, важны высоко развитое логическое, абстрактное и пространственное мышление, способность произвольно управлять собственными мыслительными процессами и быстрота сообразительности, художественное мышление и художественные способности.
В качестве характерной особенности художественного таланта выделяют ярко выраженную эмоциональность, разнообразие, богатство чувств, изобразительные способности. В качестве опорных свойств изобразительных способностей выделяют высокую природную чувствительность зрительного анализатора, который развивается в процессе художественной деятельности. В обобщенном виде структуру способностей к изобразительной деятельности можно представить через ведущие свойства, такие как:
· свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;
· свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание ярких зрительных образов в сознании художника и на этой основе успешную трансформацию художественного образа в авторское произведение;
· развитое эмоциональное отношение (особенно к воспринимаемому и изображаемому явлению);
· наличие целенаправленности и волевых свойств личности.
Однако дизайнерское мышление следует определять не только как оперирование наглядно-чувственными образами, то есть как образное мышление. Творчество, в том числе и дизайнерское, невозможно без активных интуитивных процессов. Роль сознания в художественном творчестве определяется осмыслением непосредственных зрительных впечатлений, сознательным обобщением явлений, целеполагающей деятельностью, осмыслением опыта, обдумыванием замысла и т.д. Специфика дизайнерского мышления проявляется и в продуктивной деятельности воображения и фантазии.
Фантазия интуитивна, это интуиция воображения, выдумки, изобретения. При помощи фантазии происходит переработка материала действительности в вымышленные образы искусства. Деятельность фантазии дизайнера стимулируется идейным замыслом, то есть фантазия связана с мыслью. В образах воображения и фантазии всегда отражается личный опыт, интересы, склонности, некоторые свойства интеллекта, своеобразие других психических процессов, эмоциональное состояние конкретной личности.
Эмоции, непосредственные впечатления играют решающую роль на определенных этапах творческого процесса. В частности, механизм эмоций оказывает активное влияние на формирование ассоциаций. Эмоциональность дизайнерского мышления связана с особенностями эстетического отношения человека к действительности, предметно-пространственной среде.
Таким образом, развитие дизайнерских способностей обуславливается развитием художественного мышления, имеющего сложную структуру, включающую элементы логики и интуиции, фантазии и воображения. С другой стороны, деятельность дизайнера связана не только с эвристически продуктивным мышлением, но и с познавательными процессами, приобретением опыта, умений и навыков.