Захарова Е.Н.

Орловский государственный технический университет (ОрелГТУ), г. Орел,

Российская Федерация

Комплексное обучение конструированию и технологии швейных изделий в процессе подготовки дизайнера по костюму

Нам необходимо осмысление понятия «дизайн». В переводе с английского «design» - проектировать, конструировать. В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформулировано, следующим образом, как проектно-художественная деятельность по разработки изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется. Особенно интересны тенденции развития дизайна в сфере проектирования современного костюма.

Дизайнер, работающий над проектированием новой формы костюма, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник, скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, он и конструктор, способный довести свои замыслы до реализации  в материале; он и психолог, помогающий людям через одежду выразить свои внутренние качества и обрести уверенность в себе, и даже в какой то мере режиссер, предлагающий человеку – обладателю костюма каждый раз новый образ, а вмести с ним и новую поведенческую роль.

Создание современной одежды это сложный и многоэтапный процесс, в котором связаны специалисты самых разных профессий. Дизайнер в своей деятельности сотрудничает со многими специалистами (конструкторы, технологи, искусствоведы, экономисты, социологи и др.) и при этом осуществляет авторский надзор, следит  за воплощением своих идей и замысла в конкретных материалах.

Таким образом, будущему специалисту в области дизайна костюма, необходимо овладеть специальными технологическими и инженерно-техническими знаниями.

Специальные технологические и инженерно-технические знания – материаловедение, принципы конструирования и художественного оформления изделий и конструкций, технологические про­цессы изготовления изделий, используемое в производстве оборудование и вспомогательный инструмен­тарий, действующие стандарты и технические условия на производимую продукцию.

В работе дизайнера важное значение имеют также знания основных морфологических признаков, лежащих в основе определения внешней формы тела человека. К ним относятся: общие (тотальные) размерные признаки, пропорции тела, осанка и телосложение. От того, насколько правильно определены эти признаки, во многом зависит и качество проектируемого изделия, т.е. силуэтная форма, пропорции частей и деталей, покрой и характер декоративно-конструктивных линий, посадка изделия на фигуре человека.

Таким образом, следует разработать такую систему комплексного обучения конструированию и технологии, которая позволит дизайнеру осуществлять свои интересные замыслы, обладая:

-         знаниями направлений моды на текущий и перспективный периоды;

-         умениями анализировать модель и определять, какими композиционно-конструктивными (художественно-конструктивными) средствами решены силуэт, покрой, функционально-декоративные элементы изделия;

-         знаниями основ размерной антропологической стандартизации (знаниями пластической анатомии, типологии населения) и психологии человека;

-         знаниями методов и приемов формообразования одежды, физико-механических и технологических свойств материалов;

-   умениями разработать основы конструкции моделей, по которым в дальнейшем изготовляются лекала для раскроя деталей будущей одежды;

-         знаниями технологии пошива и рациональных методов обработки деталей и узлов изделия.

Литература:

1.     Дизайн в высшей школе. – М.: Труды ВНИИТЭ, 1994. – 49 с.

2.     Жердев, Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. – М.: Изд-во АУТОПАН, 1993. – 132 с.

3.     Каган, М.С. Дизайн как вид художественного творчества // Труды ВНИИТЭ, сер. Технического эстетика. – М., 1974. – вып. 6. – С. 38.

4.     Коблякова, Е.Б., Юсупова, Ж.А. и др. Формирование концепту­альной модели на основе маркетинговых исследований // Швейная промы­шелнность. – 2000. – №5. – С. 39-40

5.     Козлова, Т.В. Художественное проектирование костюма. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 144 с., ил.

6.     Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине «Конструирование одежды ». ГАСБУ / СПб., 1995. – 84 с.

7.     Основы  теории проектирования костюма: Учеб. для ВУЗов / Под ред. Козловой Т.В. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с., ил.

8.     Пармон, Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпром-бытиздат, 1997. – 318 с., ил.

9.     Торшина, И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды): Диссер­тация на соиск. ученой степени канд. пед. наук. – Курск, 2002. – 200 с., ил.

10. Хан-Магомедов, С.О. Дизайн в системе художественной куль­туры //Декоративное искусство СССР. – № 3. –  1987. – С. 27

11. Черемных, А.И. Основы художественного конструирования одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1981. – 195 с.